16 мая в Okko стартовал сериал «Калимба» — история о радикальном социально-психологическом эксперименте, который вышел из-под контроля. Режиссёром проекта выступил Нурбек Эген («Фандорин. Азазель»), под крылом которого оказался замечательный каст в лице Фёдора Бондарчука, Константина Плотникова, Алёны Михайловой и Сергея Горошко. Зимой новинка удостоилась нескольких наград фестиваля Original+, в том числе звание лучшего сериала. Как «Калимба» смешивает жанры, сбрасывает ярлыки и пугает ультражестокостью, рассказываем в обзоре.
— А если что-то пойдёт не так?
— Что-то пойдёт не так только в одном случае: если мне это потребуется.
Под землёй комфортно — стерильно и вовсе не сыро. Здесь краны с чистой водой, холодильник с едой, система вентиляции, а ещё куча видеокамер. Профессор Виктор Анатольевич Мещерский (Фёдор Бондарчук) обустраивает бункер, расположенный в подвале загородного дома, похожего на бывшую психлечебницу. Он ставит важный социально-психологический эксперимент: сталкивает в замкнутом пространстве две группы — жертв и преступников. Для чего? Это известно лишь одному Виктору Анатольевичу.
Палитра испытуемых разнообразна. В группе жертв — тихоня Катя (Алёна Михайлова) с клинической депрессией и попыткой уйти из жизни, журналист Андрей (Константин Плотников), подсевший на наркотики и потерявший из-за передозировки жену, правозащитница Татьяна (Юлия Волкова), перенёсшая изнасилование в подростковые годы, и бывший судья Сергей Аркадьевич (Дмитрий Воробьёв), ставший инвалидом после аварии. В противовес им — альфонс Елисей (Сергей Горошко), который украл у Кати все деньги и бесследно исчез, Рома (Пётр Скворцов), снабжавший Андрея наркотиками, насильник Нурлан (Джал Ибрагимов) и мажорка Наташа (Елизавета Шакира), бесследно умчавшаяся с места аварии.
Мещерский — гуру судебной психологии. Как он затащил восемь человек в одно пространство? Нашёл подход к каждому: пообещал и достойное вознаграждение, и крышу от полицаев, и проработку травмы. Почти никто из героев не знал, кого встретит в подвале. За некоторым исключением. Суть эксперимента прячется в дымке загадочности. Виктор Анатольевич имитирует законность происходящего — требует подписать договор, ходит с рациями, говоря, что наверху коллегия психиатров и охрана с травмирующим оружием, а параллельно украшает запястья героев браслетами с датчиками. Срок эксперимента — 15 дней. Самостоятельный выход из бункера невозможен.
Сценарий проекта вышел из рук двух дебютантов — Анастасии Мельниковой и Олега Кириченко. Авторам удаётся сохранять интригу. По крайней мере, более-менее мотивы Мещерского начнут проявляться в четвёртой серии. При этом с первых кадров понятно, что ребята вряд ли когда-нибудь выберутся на волю. Но это не сценарная оплошность, а черта жанра, отсылающая нас к «Пиле». Чтобы не сковывать зрителя единством места и действия, Мельникова и Кириченко добавляют ещё одну линию — на Мещерского начинается охота. Кто-то планомерно пытается вытащить его из клиники, а потом «упаковать». Уверены, что это не последнее ответвление сюжета. Наверняка дело профессора перейдёт следствию.
Идея Виктора Анатольевича утопична: посредством групповых и парных терапий профессор планирует избавить героев от травм. По его мнению, это единственный способ исцелиться. Однако на деле утопия приобретает приставку «анти», эксперимент выходит из-под контроля, и испытуемые превращаются в подопытных. С первого мгновения персонажи готовы убить друг друга. «Калимба» — сериал не об исцелении. Это история самоуничтожения. В какой-то момент подвал класса «люкс» сменится разбитыми стенами и изувеченными телами, а звук калимбы — криками. Будьте готовы: в сериале очень много жестокости и визуальной мерзости. Одна из фишек проекта — съёмка на скрытые камеры. Нурбеку Эгену удалось разбавить повествование интересным визуальным приёмом, требующим максимальной концентрации актёров.
Авторы посерийно обманывают зрительские ожидания, добавляя характеристики героям. Члены группы попеременно меняются местами, а в какой-то момент вообще возникает вопрос: «Есть ли в сериале хоть один положительный персонаж?» Действие здесь и сейчас разбавляется значительным количеством флешбэков. Как и полагается жанру, «Калимба» собирает архетипы, показывающие срез социума. Это и судья, считающий инвалидность наказанием за всевластие, и альфонс, имущество которого составляют лишь самокат, кофр для одежды и сумка, и волонтёрка, пытающаяся излечить травму спасением других.
Изначально проект носил имя «Запертые», однако его заменили таинственной «Калимбой». Таинственной потому, что многие не знают значение слова. Калимба — щипковый африканский музыкальный инструмент, который авторы используют в качестве саундтрека. Название местами странное, но однозначно лучше «Закрытых». Имеет ли оно какое-то отношение к сути проекта? Возможно, метафорично. Калимба носит свойства ритуального инструмента. Эксперимент Мещерского — церемония уничтожения человека человеком. Муравьиная карусель.
Очевидный плюс «Калимбы» — каст. Особенно удивляют Константин Плотников, Алёна Михайлова и Пётр Скворцов. Каждый из ребят категорично меняет амплуа, восхищая способностью перевоплощений. Первый некогда блеснул в сериале «Король и Шут», исполнив роль Горшка. Очень приятно было увидеть диапазон Плотникова, перевоплотившегося из громкого рокера в рассудительного журналиста. Алёна Михайлова — вообще любовь. Из помешанной на мужчине жены Чайковского актриса погрузилась в мир робкой девчонки, утопающей в депрессии. То же касается и Петра Скворцова, которого многие знают по роли в «Ученике». Актёр — главная смешинка «Калимбы». Бойкий, острый на язык и по-своему обаятельный.
Параллельно триллеру в замкнутых пространствах, авторы обращаются к историям о двинутых целителях душ. В отличие от главных героев «Триггера» и «Медиатора», Мещерский не относится к темпераментным персонажам. Однако его метод вполне можно назвать радикальной психотерапией. Виктор Анатольевич работает на последнем издыхании — допускает в эксперименте ряд ошибок, ведущих к провалу. Герой теряется и забывается.
Одновременно ошибаются и авторы. Например, в какой-то момент оказывается, что подопытные при телефонах. Однако вызвать помощь они не могут. Возможно, в подвале отсутствует связь и интернет, а телефоны у них по невнимательности Мещерского. Логично, что одному такой эксперимент вывезти сложно. При этом героиня Шакиры всё время сидит в смартфоне и вряд ли играет в Subway Surfers.
Несмотря на плюсы, первым двум сериям «Калимбы» слегка не хватает движка. Разборки героев — своего рода реалити-шоу. Авторы не брезгуют романтизировать образы и заигрываться шаблонными паттернами поведения. Это применимо даже к журналисту Андрею, бросающемуся фразой: «Я по профессии журналист. За свою психику я точно не ручаюсь».
При этом «Калимба» — жанровый коктейль. Здесь и психологический триллер, и драма, и детектив. Несмотря на некую выпуклость типажей и обстоятельств, история достойна положительных отзывов. Как и Мещерский, Нурбек Эген провёл интригующий эксперимент. А вот вышел он из-под контроля или нет — решайте сами.