Приближается 26 апреля — день, когда на церемонии награждения премии «Оскар-2021» мы узнаем, кого же решила выделить киноакадемия. Несмотря на постоянные переносы из-за пандемии до российских кинотеатров постепенно доходят главные претенденты «Оскара». Мы уже рассказали о «Земле кочевников», а теперь готовы поделиться впечатлениями после просмотра основного его конкурента — «Минари» Ли Исаака Чуна, который выйдет в российский прокат в четверг, 8 апреля.
Минари — это водное и болотное растение, которое часто используется в корейской кухне. По сути, это обычный сорняк, который приживается где угодно. Сам Ли Айзек Чун — американский режиссёр, сын южнокорейских иммигрантов — называет его очень поэтическим: «Минари сильно разрастается именно во втором сезоне — только после того, как умрёт и снова вернётся». И это отличная метафора для всего, что вас ждёт в это фильме — падение и возвращение на прежний путь, смерть и возрождение.
В центре сюжета корейская семья Ли — супруги Джейкоб и Моника и их дети Дэвид и Энн. Они переезжают в сельский Арканзас в 80-е. Джейкоб мечтает построить на своей земле ферму и выращивать корейские продукты, чтобы продавать их торговцам из Далласа. Монике тяжело на новом месте — их хилый дом-коробка расположен далеко от городской жизни, а мечты мужа об огромной ферме её мало волнуют. Одновременно с этим у их сына иногда обостряются проблемы с сердцем. Чтобы получить хоть какую-то поддержку, Моника зовёт погостить к ним свою мать Сунджи.
Чаще всего в фильмах мы можем выделить главного героя — с «Минари» всё не так просто. Здесь детские впечатления Дэвида смешиваются с трагичностью мечты его отца и сложной историей матери, которая не понимает, куда ей двигаться дальше. Немного оптимизма в историю вводит Сунджи: бойкая бабушка, которая любит газировку Mountain Dew, не обижается на внуков даже за самые жёсткие проказы и может часами смотреть телевизор. Сюжет особенно сильно накаляется в момент, когда мы понимаем, что и она не будет такой вечно и лишь её спокойствия и весёлого настроения не хватит на то, чтобы спасти эту семью.
Как и в случае с «Землёй кочевников», история в «Минари» сильно завязана на неоднозначной «американской мечте»: усердно работай и достигнешь всего, чего только хочешь пожелать. Может возникнуть вопрос: а чем тогда она может быть интересна нам? Мы не знаем о том, что такое — быть мигрантом в США 80-х. Мы слабо понимаем проблематичность «американской мечты».
И здесь всё, пожалуй, всё сводится к универсальному опыту семьи, которая едва сводит концы с концами и пытается найти своё место в мире, где добиться чего-то на самом деле очень сложно — ты никогда не знаешь, как на тебя повлияет экономическая ситуация в мире, погода или вообще любой внешний фактор. Плюс, не будем забывать, что в эпоху глобализации мигранты есть практически в любой стране и чаще всего они сталкиваются с огромным количеством предубеждений. Достаточно оглянуться вокруг и внимательнее присмотреться к обычным ситуациям в метро или на улице. Довольно яркой выглядит сцена, в которой семья Ли отправляется в церковь: к Дэвиду и его сестре начинают подходить другие дети и задают ужасно расистские вопросы. Всё это показано как что-то максимально повседневное и безобидное. Однако потом ты понимаешь, что эти дети вырастут и будут такими же безграмотными взрослыми.
До последнего неясно, чем всё закончится для семьи Ли — сжалится ли над ними мир и получат ли они свой заветный шанс? Выздоровеет ли Дэвид? Окупится ли ферма? Или вторую возможность здесь получает только глупый сорняк, который приживается везде?
«Минари» уже получил «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Некоторые даже сравнивают его успех с «Паразитами», которые взяли практически все крупные награды в прошлом году и стали абсолютным фаворитом киноакадемии. Поэтому если вы боитесь в «Минари» уклона в азиатскую культуру и страха чего-то не понять, вспомните слова Пон Чжун Хо на «Оскаре»: «Как только вы преодолеете барьер в несколько слов из субтитров, вы откроете для себя множество удивительных фильмов».