В преддверии Хэллоуина, 25 октября, на Netflix стартовал «Кабинет редкостей» (Cabinet of Curiosities) от Гильермо дель Торо — хоррор-антология без роботов, но с долей любви и смерти. Каждый день мы получали по две страшилки: некоторые из них не давали спокойно заснуть, другие — забывались через минуту. В каждом из эпизодов герои сталкиваются с потусторонними силами, но удастся ли с ними справиться — вопрос индивидуальный. Посмотрев все восемь серий, рассказываем, как автору удалось собрать кабинет редкостей, напоминающий местами кунсткамеру, местами — комнату ужасов в парке развлечений.
Стоит отметить: хотя Гильермо дель Торо выпускает антологию под своим «знаком качества», его историй в ней не так уж и много. Первый эпизод — «Лот 36» (Lot 36) — снят по рассказу дель Торо и знакомит нас с обычным мужчиной, который покупает склад, чтобы перепродать его. Но сначала придётся устроить грандиозное расхламление и, возможно, обнаружить несколько реликвий «с тёмной стороны». Последняя серия — «Бормотание» (The Murmuring) — также основана на рукописях постановщика. Здесь мы вместе с парой орнитологов попадаем в заброшенный дом, историю которого героям придётся узнать ради собственного благополучия.
Остальные эпизоды принадлежат авторству других сценаристов и писателей. Например, «Сны в ведьмином доме» (Dreams in the Witch House) созданы по мотивам произведения Говарда Лавкрафта — как и «Модель для Пикмана» (Pickman’s Model). Хотя за режиссуру ответственны разные мастера (первую снимала Кэтрин Хардвик («Сумерки»), а вторую — Кит Томас), кажется, именно эти две истории претендуют на лидерство благодаря своей завершённости, проработке героев и неожиданным финалам (не хэппи энды, но сюрпрайз энды уж точно).
«Кладбищенские крысы» (Graveyard Rats) выросли из небольшого рассказа Генри Каттнера и, под руководством Винченцо Натали, режиссёра культового хоррора «Куб», превратились в самостоятельный эпизод. По мотивам произведения Эмили Кэрролл написан сценарий для серии «Внешняя стороны» (The Outside), которую поставила Ана Лили Амирпур («Девушка возвращается одна ночью домой»). А за «Вскрытие» (The Autopsy) отвечал Дэвид Прайор («Пустой человек»), саму историю придумал Дэвид Гойер — режиссёр трилогии о Блэйде.
Как видите, Гильермо дель Торо собрал в своём кабинете мастеров, умеющих пугать или как минимум наводить жуть на зрителя. Хотя антология напрочь лишена скримеров, шугаться любого шороха в доме особенно впечатлительным после просмотра всё-таки предстоит. Дело не в том, что какой-то конкретный эпизод пугает больше остальных (хотя некоторые в этом, действительно, профессионалы). Антология скорее доказывает — какими бы ни были обстоятельства, времена, вера или неверие в тёмные силы — призраки всё равно доберутся до вас.
Мотивация у всех представленных в антологии персонажей разная: кто-то — как раскапыватель могил в «Кладбищенских крысах» — сталкивается со злом из-за отчаяния. Лучше уж забраться в лабиринты грызунов и попробовать отыскать драгоценности, чем получить пулю в лоб от кредиторов. Кто-то — как герой Руперта Гринта (тот самый Рон из «Гарри Поттера») — вступает в контакт с потусторонним миром, чтобы найти собственную сестру. А кто-то — подобно патологоанатому из «Вскрытия» — случайно сталкивается с инопланетной силой, просто выполняя свою работу.
В антологии каждый найдёт отражение собственного отношения к мистике и древним культам — здесь есть персонажи на любой вкус и позицию. Можно отрицать потусторонний мир, прислушиваться к нему, искать в нём личный эскапизм или спасение, поклоняться или бежать от всего неизведанного. Можно относиться как угодно, другой вопрос — каких героев не поглощает тьма, а скорее обращает к реальности?
Но все эти вопросы больше подходят уже для кухонной философии (если вдруг на Хэллоуин вы планируете вечеринку с просмотром, «Кабинет редкостей» — отличный претендент). Если же абстрагироваться и не уходить в рефлексию и дебри разума, антология напоминает вечер страшилок у костра в лагере, но для взрослых. Кто-то после просмотра забудет и спокойно уснёт, а кто-то будет видеть призраков в тенях от окна. Что ж, бу-га-га и приятного просмотра.