Дзюндзи Ито — знаменитый автор манги в жанре ужасов. За свою карьеру он создал 39 работ. Следуя традициям хоррор-манги и создавая уникальные сюжеты, он обрёл множество поклонников по всему миру, а его самые знаменитые работы активно издаются даже на русском языке. В этом материале мы расскажем и покажем, как легендарный автор из года в год пугает любителей манги по всему миру, используя лишь два инструмента — карандаш и чёрную тушь.
«Я хочу создавать вещи, которые словно не от мира сего. И я думаю, важнее всего в этом — правильно подобрать визуальный образ. Если я сумею подать его читателям так, чтобы они в него поверили, если это будет для них чем-то невиданным, значит, моя работа удалась», — Дзюндзи Ито для передачи Urasawa Naoki Manben.
Дзюндзи Ито родился в 1963 году в префектуре Гифу, Япония. Когда будущему автору манги было пять лет, старшая сестра дала ему почитать хоррор-комиксы знаменитого мангаки Кадзуо Умэдзу («Дрейфующая школа», «Левая длань Бога, правая длань Дьявола»), которые стали его любимыми и привили интерес к жанру. Однако молодой Дзюндзи Ито и не думал становиться профессиональным мангакой. Он выучился на стоматолога и работал по специальности, а в свободное время зачитывался хоррор-мангой и практиковался в иллюстрации. Тогда же он начал создавать своё первое произведение, которое вскоре прославило Дзюндзи Ито как мангаку — «Томиэ».
Детализация
Напугать читателя манги сложно. Он наперёд знает, что произойдёт, когда открывает том. В комиксах отсутствует элемент интерактива, как в видеоиграх, а также мощный набор инструментов воздействия, как в кино. Размышляя над этим, Дзюндзи Ито пришёл к выводу, что единственный способ заставить хоррор-мангу «работать» — максимально подробно работать с деталями.
Вспомните самый скучный фильм ужасов, который видели. Спорим, местом действия выступала локация, априори вызывающая дискомфорт. К примеру, тёмный лес, психиатрическая больница или заброшенный дом. Казалось бы, очевидно, что если поместить героев в обстоятельства, которые вселяют ужас в самого зрителя, то тогда ему будет проще себя с ними ассоциировать, и хоррор начнёт работать. К сожалению, так только с людьми, которых легко напугать.
Чем пугают обыденные вещи
Работы Дзюндзи Ито кажутся такими жуткими как раз из-за контраста локации и происходящего по сюжету. Например, местом действия зачастую выступает дом героя, где он чувствует себя в наибольшей степени защищённым. Также это работает и с обыденными вещами, в которых читатели не привыкли видеть ничего страшного. Они не могут предугадать, чего испугаются.
Например, в истории «Покрытые жиром» хозяин маленького ресторана ради экономии проводит трубу от вытяжки с кухни прямо в квартиру, где живёт его семья. Вскоре всё внутри покрывается толстым слоем липкого мясного жира. Из-за этого на лице у сына вскакивает множество прыщей. Так японский мастер заставляет свой хоррор работать, используя слабости человеческой психики.
Боди-хоррор и потусторонние силы
У каждого творца есть несколько тем и лейтмотивов, которые прослеживаются во всём его творчестве. В жанре «ужасы» традиционно обыгрывается страх неизвестного (чаще всего темноты и того, что скрывается в ней), смерти или преследования (слэшеры, истории про маньяков). Дзюндзи Ито же берёт в основу своих историй популярные фобии и более комплексные страхи, такие как страх потери контроля над своим телом, физической деформации и толпы.
Один из излюбленных приёмов Ито — боди-хоррор, или же ужасающее изменение человеческого тела. Он базируется на страхе физической боли и потери контроля над собой. Человек по природе своей имеет склонность к упорядочиванию мира вокруг себя, к его объяснению и систематизации. Поэтому мангака активно использует в своём творчестве лейтмотивы одержимости и потусторонних сил. Дзюндзи Ито понял, что его задача — создать атмосферу, в которой читателю некомфортно существовать.
Нагнетание атмосферы
Как много героев ужасов вы можете вспомнить? Не думаю, что много. Дело в том, что персонажи хорроров редко представляют собой проработанные характеры, за которые можно зацепиться. На читателя во многом влияет их внешний облик, однако сами по себе они лишь функции и «шестерёнки» сюжета. Хоррор Дзюндзи Ито строится не вокруг личности протагониста.
В его манге герои часто обезличены, а всё внимание уделено сюжету. Благодаря его структуре читатель медленно знакомится с миром, его напряжение нарастает перед грядущей кульминацией.
Ещё один распространенный приём, который использует Ито — page turn (переворот страницы). Как это работает: читатель доходит до конца страницы, которую нужно перевернуть, и в самом её конце автор изображает шокированное лицо персонажа. Читатель узнает, на что герой среагировал, только перевернув страницу. Получается своеобразный скример, однако в приёме, присущем исключительно комиксам, отсутствует привычный шоковый фактор, так что эта техника срабатывает именно из-за напряжения читателя.
Кто на самом деле источник страха?
Дзюндзи Ито любит монстров и создаёт их с большим вниманием к деталям. Простые люди (и даже главные герои) у него редко отличаются друг от друга. На первый взгляд может показаться, что именно монстры — источник ужаса, на который ставит автор, раз вкладывает в них столько ресурсов. Это мнение ошибочно.
«Я убеждён, что разум человека — это самое страшное и пугающее место в этом мире. Там скрываются все самые жуткие монстры и демоны. Нет ничего более ужасающего, чем влияние больного человеческого сознания на действия человека», — Дзюндзи Ито.
В своем творчестве мангака работает в первую очередь с людьми. Прекрасная девушка влюбляет в себя мужчин до такой степени, что они сходят с ума и убивают её, а затем она, как ни в чём не бывало, воскрешается из каждого кусочка своего тела. Мальчик страдает от странных фантомных болей — у него болит не тело, а пространство вокруг. Невинную девочку, которую ещё вчера все обожали, сегодня хочет убить каждый встречный.
Мангака использует нестандартные приёмы, чтобы пугать. Зачастую в жанре ужасов используются заурядные «триггеры» (пауки, тени и т.п.), тогда как Дзюндзи Ито берёт более приземлённые вещи и делает из них объект хоррора: жир («Покрытые жиром»), рыба и газы («Рыба»), кресло («Человеческое кресло»), улитка («Девушка-улитка») и другие.
Столкнуться с ужасным может каждый. И даже в самых обычных людях может проснуться тьма. На этом и базируются истории Дзюндзи Ито.
Отсутствие морали
Происходящие ужасы случайны. Никто в них не виноват, и они не несут в себе смысла. Звучит банально, но как только человек осознаёт зло и начинает с ним бороться, оно перестает пугать. Дзюндзи Ито использует неизбежность гибели как элемент хоррора, поэтому его «Звезда Ада Рэмина» (2004), где на Землю движется плотоядная звезда, вызывает чувство паники.
Дзюндзи Ито — мастер визуального повествования. К нему обращаются как для того, чтобы испугаться, так и для того, чтобы научиться пугать. Японский автор способен вселить в читателя ужас как историей об апокалипсисе, так и серией зарисовок про его домашних кошек.
Ито оставил след в жанре и стал живой легендой, а его манга получила множество экранизаций (четыре аниме и 17 лайв-экшн фильмов). Сейчас идёт работа над очередной (одиннадцатой) адаптацией манги «Томиэ», за которую взялся стриминговый сервис Quibi. А ещё [adult swim] выпустит сериал по «Спирали» совместно с Toonami. Но, несмотря на это, рекомендуем начать знакомство с автором именно с его пугающих и леденящих кровь историй.