Как создать хоррор-мангу: авторские приёмы и ужасы Дзюндзи Ито

Сабина Найко

Дзюндзи Ито — знаменитый автор манги в жанре ужасов. За свою карьеру он создал 39 работ. Следуя традициям хоррор-манги и создавая уникальные сюжеты, он обрёл множество поклонников по всему миру, а его самые знаменитые работы активно издаются даже на русском языке. В этом материале мы расскажем и покажем, как легендарный автор из года в год пугает любителей манги по всему миру, используя лишь два инструмента — карандаш и чёрную тушь.

«Я хочу создавать вещи, которые словно не от мира сего. И я думаю, важнее всего в этом — правильно подобрать визуальный образ. Если я сумею подать его читателям так, чтобы они в него поверили, если это будет для них чем-то невиданным, значит, моя работа удалась», Дзюндзи Ито для передачи Urasawa Naoki Manben.

Фото — grapee.jp

Дзюндзи Ито родился в 1963 году в префектуре Гифу, Япония. Когда будущему автору манги было пять лет, старшая сестра дала ему почитать хоррор-комиксы знаменитого мангаки Кадзуо Умэдзу («Дрейфующая школа», «Левая длань Бога, правая длань Дьявола»), которые стали его любимыми и привили интерес к жанру. Однако молодой Дзюндзи Ито и не думал становиться профессиональным мангакой. Он выучился на стоматолога и работал по специальности, а в свободное время зачитывался хоррор-мангой и практиковался в иллюстрации. Тогда же он начал создавать своё первое произведение, которое вскоре прославило Дзюндзи Ито как мангаку — «Томиэ».

Детализация

Напугать читателя манги сложно. Он наперёд знает, что произойдёт, когда открывает том. В комиксах отсутствует элемент интерактива, как в видеоиграх, а также мощный набор инструментов воздействия, как в кино. Размышляя над этим, Дзюндзи Ито пришёл к выводу, что единственный способ заставить хоррор-мангу «работать» — максимально подробно работать с деталями.

Вспомните самый скучный фильм ужасов, который видели. Спорим, местом действия выступала локация, априори вызывающая дискомфорт. К примеру, тёмный лес, психиатрическая больница или заброшенный дом. Казалось бы, очевидно, что если поместить героев в обстоятельства, которые вселяют ужас в самого зрителя, то тогда ему будет проще себя с ними ассоциировать, и хоррор начнёт работать. К сожалению, так только с людьми, которых легко напугать.

Фрейм из «Томиэ»

Чем пугают обыденные вещи

Работы Дзюндзи Ито кажутся такими жуткими как раз из-за контраста локации и происходящего по сюжету. Например, местом действия зачастую выступает дом героя, где он чувствует себя в наибольшей степени защищённым. Также это работает и с обыденными вещами, в которых читатели не привыкли видеть ничего страшного. Они не могут предугадать, чего испугаются.

Например, в истории «Покрытые жиром» хозяин маленького ресторана ради экономии проводит трубу от вытяжки с кухни прямо в квартиру, где живёт его семья. Вскоре всё внутри покрывается толстым слоем липкого мясного жира. Из-за этого на лице у сына вскакивает множество прыщей. Так японский мастер заставляет свой хоррор работать, используя слабости человеческой психики.

Фрейм из «Покрытых жиром»

Боди-хоррор и потусторонние силы

У каждого творца есть несколько тем и лейтмотивов, которые прослеживаются во всём его творчестве. В жанре «ужасы» традиционно обыгрывается страх неизвестного (чаще всего темноты и того, что скрывается в ней), смерти или преследования (слэшеры, истории про маньяков). Дзюндзи Ито же берёт в основу своих историй популярные фобии и более комплексные страхи, такие как страх потери контроля над своим телом, физической деформации и толпы.

Фрейм из «Звезда Ада Рэмина»

Один из излюбленных приёмов Ито — боди-хоррор, или же ужасающее изменение человеческого тела. Он базируется на страхе физической боли и потери контроля над собой. Человек по природе своей имеет склонность к упорядочиванию мира вокруг себя, к его объяснению и систематизации. Поэтому мангака активно использует в своём творчестве лейтмотивы одержимости и потусторонних сил. Дзюндзи Ито понял, что его задача — создать атмосферу, в которой читателю некомфортно существовать.

Фрейм из «Спирали»

Нагнетание атмосферы

Как много героев ужасов вы можете вспомнить? Не думаю, что много. Дело в том, что персонажи хорроров редко представляют собой проработанные характеры, за которые можно зацепиться. На читателя во многом влияет их внешний облик, однако сами по себе они лишь функции и «шестерёнки» сюжета. Хоррор Дзюндзи Ито строится не вокруг личности протагониста.

В его манге герои часто обезличены, а всё внимание уделено сюжету. Благодаря его структуре читатель медленно знакомится с миром, его напряжение нарастает перед грядущей кульминацией.

Ещё один распространенный приём, который использует Ито — page turn (переворот страницы). Как это работает: читатель доходит до конца страницы, которую нужно перевернуть, и в самом её конце автор изображает шокированное лицо персонажа. Читатель узнает, на что герой среагировал, только перевернув страницу. Получается своеобразный скример, однако в приёме, присущем исключительно комиксам, отсутствует привычный шоковый фактор, так что эта техника срабатывает именно из-за напряжения читателя.

Фрейм из «Единой армии»; пример того, что видит читатель

Кто на самом деле источник страха?

Дзюндзи Ито любит монстров и создаёт их с большим вниманием к деталям. Простые люди (и даже главные герои) у него редко отличаются друг от друга. На первый взгляд может показаться, что именно монстры — источник ужаса, на который ставит автор, раз вкладывает в них столько ресурсов. Это мнение ошибочно.

«Я убеждён, что разум человека — это самое страшное и пугающее место в этом мире. Там скрываются все самые жуткие монстры и демоны. Нет ничего более ужасающего, чем влияние больного человеческого сознания на действия человека», — Дзюндзи Ито.

В своем творчестве мангака работает в первую очередь с людьми. Прекрасная девушка влюбляет в себя мужчин до такой степени, что они сходят с ума и убивают её, а затем она, как ни в чём не бывало, воскрешается из каждого кусочка своего тела. Мальчик страдает от странных фантомных болей — у него болит не тело, а пространство вокруг. Невинную девочку, которую ещё вчера все обожали, сегодня хочет убить каждый встречный.

Мангака использует нестандартные приёмы, чтобы пугать. Зачастую в жанре ужасов используются заурядные «триггеры» (пауки, тени и т.п.), тогда как Дзюндзи Ито берёт более приземлённые вещи и делает из них объект хоррора: жир («Покрытые жиром»), рыба и газы («Рыба»), кресло («Человеческое кресло»), улитка («Девушка-улитка») и другие.

Столкнуться с ужасным может каждый. И даже в самых обычных людях может проснуться тьма. На этом и базируются истории Дзюндзи Ито.

Отсутствие морали

Происходящие ужасы случайны. Никто в них не виноват, и они не несут в себе смысла. Звучит банально, но как только человек осознаёт зло и начинает с ним бороться, оно перестает пугать. Дзюндзи Ито использует неизбежность гибели как элемент хоррора, поэтому его «Звезда Ада Рэмина» (2004), где на Землю движется плотоядная звезда, вызывает чувство паники.

Фрейм из «Звезда Ада Рэмина»

Дзюндзи Ито — мастер визуального повествования. К нему обращаются как для того, чтобы испугаться, так и для того, чтобы научиться пугать. Японский автор способен вселить в читателя ужас как историей об апокалипсисе, так и серией зарисовок про его домашних кошек.

Ито оставил след в жанре и стал живой легендой, а его манга получила множество экранизаций (четыре аниме и 17 лайв-экшн фильмов). Сейчас идёт работа над очередной (одиннадцатой) адаптацией манги «Томиэ», за которую взялся стриминговый сервис Quibi. А ещё [adult swim] выпустит сериал по «Спирали» совместно с Toonami. Но, несмотря на это, рекомендуем начать знакомство с автором именно с его пугающих и леденящих кровь историй.








Меньше знаешь — крепче спишь.

Понятно