Чтобы люди не ломали головы над парными хэллоуинскими костюмами в 2024 году, 3 октября в мировой прокат выкатился фильм «Джокер: Безумие на двоих» (Joker: Folie à Deux). Пожалуй, это главная причина существования сиквела, потому что саму ленту сложно воспринимать как полноценное продолжение одного из самых кассовых проектов с рейтингом R.
Cюжет «Безумия на двоих» разворачивается спустя два года после смерти ведущего Мюррея Франклина от рук Артура Флека в прямом эфире. Главный герой становится пассивным пациентом лечебницы Аркхем. Однако встреча с Леди Гагой в образе безумной фанатки Харлин Квинзель, отказ от принятия таблеток и грядущий суд по делу об убийстве пяти человек оживляют альтер эго горе-стендапера — Джокера. Об Артуре также сняли скандальный фильм, будоражащий общественность (Тодд Филлипс подглядывает за «Дэдпулом» и делает метаотсылки к собственному детищу?), а клуб последователей готовится восстать перед возвращением своего кумира.
Во время просмотра складывается ощущение, что весь вышеописанный сюжет можно было уложить в небольшой эпилог после основных событий «Джокера». Кажется, в определённый момент создатели тоже почувствовали, что идея мелковата для полноценного сиквела, поэтому решили немного отойти от мрачной приземлённости первой части, пришив пару чужеродных элементов: анимационное интро и музыкальные номера. Короткометражка от мультипликатора Сильвена Шоме («Трио из Бельвиля», «Иллюзионист»), пересказывающая первого «Джокера», кажется, могла родиться в голове комиксового клоуна, но не Артура Флека, да и попытка сделать экспериментальный мюзикл тоже слабо вяжется с первоисточником, который выпячивал свою «чернушность».
Местные композиции — не оригинальные номера, а нервные перепевки народной When the Saints Go Marching In, синатровской That's Life и кучи хитов из культовых мюзиклов. Эти каверы не двигают сюжет, не помогают раскрыть мотивацию персонажей и не превращают диалоги в динамичные музыкальные противостояния — короче, не делают того, для чего были нужны в других представителях жанра. Здесь они просто растягивают хронометраж.
Да, некоторые эпизоды поставлены ярко, но оправдать их существование можно лишь разбавлением скучного процедурала в локациях «суд-лечебница». Например, в одной из сцен адвокат предупреждает Артура, что Харли обманывает его. После разговора девушка признаётся, а затем следует музыкальный фрагмент, который показывает, как новая спутница Джокера… обманывает его. Но такие сцены хотя бы выглядят стильно. К сожалению, на весь фильм их наберётся две-три штуки, а большую часть времени будут занимать обрывчатые напевы по мотивам одних и тех же композиций и визуально скудные каверы в замкнутых пространствах.
А ещё авторы как будто испугались скандальной популярности первой части и попытались сбить пафос, которым оброс их персонаж. Фильм не развивает новые темы, а судорожно пытается ответить на заданные первой частью открытые вопросы и иногда запутывает всё ещё сильнее. Артур и Джокер — одна личность? Несчастный клоун — это доведённый обществом до ручки агрессивный безумец или герой разочарованного поколения? Что хуже: безразличие окружающих или превращение в ложного идола? Единственный способ прекратить социальное неравенство — насилие? Главное решение в своей жизни Артур вообще принимает как будто на ровном месте. Если фильм и вёл к этому, то месседж будто потерялся за бесконечными музыкальными вставками.
Возвращаем «Джокеру» приземлённость! «Безумие на двоих» — это как пересъёмки финала «Слова пацана», но в формате отдельного фильма. Если бы Филлипс предугадал реакцию на ленту и испугался заранее, то мы бы вполне могли увидеть ужатую историю с судом и в первой части вместо сцены в лечебнице с загадочно брошенной фразой «Вы не поймёте». Даже Харли получилось бы заменить той же разъярённой толпой фанатов (потенциал героини всё равно недоиспользовали и сделали одной из самых скучных версий соратницы Джокера). В принципе, её и можно считать персонификацией культа клоуна.
Однако неизвестно, приобрёл бы фильм с морализаторской концовкой свою скандальную популярность при таком раскладе? Ведь в тот раз односложные ответы не получилось бы скрыть за ярким анимационным интро и экспериментальными музыкальными номерами.