Давайте ещё разок поговорим о кооперативной игре на PlayStation It Takes Two, потому что it takes two обзора, чтобы покрыть все нюансы. В первом обзоре Лёша Абанин с женой раскритиковали сюжет, который кажется каким-то искусственным и даже токсичным. Прочитав его, Артём Нечаев с Димой Весниным сели за консоль искать идеальный способ улучшить игровой опыт и признать It Takes Two великой. И даже нашли его!
Всё просто: скипайте кружочком все катсцены, кроме сцен в дереве (о них чуть позже). Сначала мы смотрели ролики в надежде, что там не всё так плохо, как описывали коллеги, однако быстро убедились, что коллеги правы. Чего стоит книга, которая говорит как рестлер — только и ждёшь, что сейчас она кинет героев через прогиб, — но оказывается абсолютно скучным персонажем а-ля «ща я научу вас людей любить, понятно???». Удивительным образом, без катсцен игра не потеряла вообще ничего. Темп игры даже стал лучше, а дряхлый скелет истории и так раскрывается в перепалках героев во время прохождения.
Единственный этап, где ролики не хотелось пропускать — это сюжет про войну белок и ос. Мы даже не ожидали, что внутри плохого сюжета скрывается нечто прекрасное. Там был и милитаризм (белки, оказывается, очень хорошо смотрятся в хаки), и огнестрельное оружие (кто не любит взрывы?), и какой-то стимпанк (как вообще грызуны додумались собрать робота-королеву ос?), и метафоричность (осы, как стадо овец, готовы вслепую следовать за предводительницей, которая даже по голосу очевидно имеет неестественное происхождение). Вообще, по проработанности сюжета, красоте локаций и интенсивности геймплея кажется, что игру изначально хотели делать в формате «осы против белок», но во время работы над игрой кто-то решил, что нужен глубокий посыл на серьёзную тему.
Так в игре появился основной сюжет, посвященный разводу и проблемным отношениям. Напомним, всё начинается с того, что девочка слышит разговор родителей о предстоящем разводе, превращает их в кукол и заставляет помириться. Из-за причин, которые чётко описаны в тексте четы Абаниных, «глубокий» посыл не просто не работает, он ещё и может подпортить вам жизнь. Да, возможно, персонажи задумывались пустыми, чтобы любая пара могла натянуть на них свои проблемы, но что-то этот приём не особо работает.
Это удивительно, потому что автор It Takes Two Юсеф Фарес умеет писать отличные истории со сложными темами, чего только стоит его игра Brothers: Tale of two sons! В той же Hades, которая была признана лучшей игрой 2020 года, с потрясающей глубиной разбираются проблемы, из-за которых разошлись король и королева Подземного царства. Более того, их там даже успешно и не наигранно мирят с помощью сына Загрея, который умудрился убедить родителей работать вместе без превращения в куклы. Быть может, и девочке из It Takes Two было достаточно откровенно поговорить с папой и мамой, времени и сил бы ушло меньше.
Но давайте закончим с критикой (её было достаточно в предыдущем обзоре), и перейдём к похвале. А игра определённо достойна восхищений и её точно нужно разбирать именно с позиции геймплея, потому что, как сказал сам Фарес, кооперативные игры пока что находятся в зачаточном состоянии и только ищут подходящий формат. В этом плане It Takes Two — уверенный шаг вперёд, а, может, даже и несколько. Сначала она даёт игрокам понять, что команда из них не очень — на первых уровнях будут моменты, где сложно сделать всё идеально, поэтому вы часто друг друга подводите. То есть такой хитрый приём, когда ответственность за плохой кооператив сваливается на персонажей — и от этого он становится хорошим (потому что снимает напряжение с игроков). А со временем It Takes Two ещё и докажет вам, что вы можете и должны работать сообща.
Перед нами очень продуманный с точки зрения психологии игрока подход к тому, как заставить людей действовать в команде. Любому человеку нужно время, чтобы освоится в управлении и прочем, а двум людям времени нужно даже больше. И чем ближе вы становитесь к совершенству, тем больше вы радуетесь, насколько хорошо сработались, и тем больше хочется становиться лучшей версией команды. Готовьтесь сидеть и давать друг другу «пять» с повышенной частотой.
Это всё приправлено отличным балансом между двумя игроками. Почти всегда ответственность за продвижение дальше лежит в равной мере на обоих — например, чтобы открыть дверь на этапе с осами и белками, сначала один должен обрызгать её смолой, а затем второй должен её взорвать. Как иллюстрация мысли об эволюции кооператива из предыдущих абзацев: этапом ранее в игре некоторые проходы может открыть только один из игроков, поэтому второму остаётся только ждать. Да, в It Takes Two есть места, где от одного члена команды зависит больше, чем от другого, но это компенсируется тем, что в следующей же локации им придётся поменяться ношей на плечах.
Каждая из механик радует глаз и веселит, будто ты пятилетний ребёнок (хммм, может это как-то связано с тем, что их придумывает девочка?). Покататься на проводах, как на американских горках? Да, пожалуйста! Взрывать ос с помощью смолы? Убивать вдвоём только веселее! Скакать на жабах, как в гонках? Всегда за, ведь у кукол не бывает бородавок! Паззлы достаточно простые, механики меняются быстро, чтобы не успеть надоесть, игрокам постоянно нужно осваивать новые методы сотрудничества. Плюс, тут есть мини-игры, которые помогут расслабиться и слегка отойти от интенсива.
И не может не радовать то, что многие из механик взяты напрямую из игр Nintendo — франшиза Марио славится концентрацией всяких задумок на один тайтл. Поэтому It Takes Two вас особенно порадует, если вы любите игры этой компании — источник вдохновения тут даже не пытаются скрыть. А если вы не особо знакомы с Nintendo, то тут прекрасный способ приобщиться к её величию. Особенно, с учётом того, что на PlayStation таких игр сильно не хватает.
Что мы имеем в итоге? Если снять с It Takes Two откровенно плохой сюжет про семейную пару, получится просто идеальный представитель жанра кооперативных игр. Сложно вспомнить другую игру, которая настолько сильно заставляла игроков работать в команде с помощью каких-то геймплейных ухищрений. Даже хочется, чтобы разработчики кооперативных тайтлов в будущем ориентировались именно на творение Фареса. Только не в сюжете, пожалуйста.