Как создавался мультфильм «Похождения императора»

Лена Николаева

В 2002 году вышел документальный фильм The Sweatbox — в нём была рассказана правдивая история создания мультфильма «Похождения императора». Фильм описывал совершенно дикую ситуацию с шестилетними метаниями Disney, конфликтами в команде и креативными разногласиями между руководителями студии и создателями мульта. Недавно издание Vulture выпустило огромный материал с пересказом этой истории — мы законспектировали самые интересные моменты.

Разработка мультфильма «Похождения императора» — это на самом деле создание двух мультов и одного фильма (но только один из них сегодня можно посмотреть легально). Во-первых, это «Царство Солнца» — эпическая сказка, основанная на мифологии инков. Её режиссёром должен был стать Роджер Аллерс, который к тому моменту уже был известен по работе над «Королём львом». Главного героя — скромного пастуха лам, нечаянно поменявшегося жизнями с эгоистичным принцем — должен был озвучивать Оуэн Уилсон. В саундтреки же входили песни, написанные Стингом.

Прошло много лет неудачного производства, и создание «Царства Солнца» приостановили, оставив до лучших времён. На смену пришёл второй мульт — «Похождения императора». Его режиссёром стал Марк Диндал, а сюжет вертелся вокруг истории тщеславного императора, который превратился в ламу и подружился с добродушным крестьянином. В мультфильме осталось только две песни Стинга (за одну из них он будет номинирован на «Оскар»). Один из создателей так прокомментировал финальный результат:

[«Похождения императора»] появились благодаря самой забавной команде сценаристов, которую вы вообще могли бы увидеть. Это были люди, которым нечего терять.

Пока всё это происходило, Труди Стайлер (кстати, жена Стинга) снимала фильм The Sweatbox. Это не типичная документалка, которая показывает милый процесс создания любимых персонажей. Это захватывающая и порой душераздирающая история о том, насколько сложно продвигать свои идеи в Disney и как из-за этого некоторые мультфильмы и вовсе не выпускаются. Документалка оказалась настолько правдивой, что Disney отказался выпускать её; так что сейчас The Sweatbox можно найти лишь на пиратских сайтах. Как же всё пришло к этому?

«Царство Солнца»

В середине 90-х Disney оказывается в идеальном положении после успеха «Красавицы и Чудовища», «Аладдина» и «Короля льва». Студия стремилась расширить свою аудиторию и брала в работу мульты, изображающие разные культуры («Покахонтас», «Мулан»). Именно в это время режиссёр Роджер Аллерс взялся за «Царство Солнца» — эпический, романтический мюзикл, основанный на мифологии инков.

И пришёл Стинг

После распада Police Стинг начал успешную сольную карьеру. Параллельно с этим люди всё ещё помнили незабываемые саундтреки Элтона Джона для «Короля льва». «Царству солнца» нужно было достигнуть такого же успеха. Довольно быстро создатели договариваются со Стингом, а заодно просят его жену Труди снимать документалку о создании мульта. В процессе Стинг написал пять или шесть песен — ни одна из них не вошла в «Похождения императора», потому что настроение и атмосфера двух картин были очень разные.

Стинг и его соавтор Дэйв Харли работают над песнями для «Царства Солнца». Источник: Walt Disney Pictures

Застой

Все мультфильмы Disney, как правило, проходят через годы разработки и производства. «Царство Солнца» не было исключением. Однако через пару лет казалось, что мульт продвинулся намного меньше, чем это бывает обычно (по мнению руководителей Disney).

Продюсер фильма Рэнди Фуллмер признался, что в «Царстве Солнца» на первых порах всё было действительно отлично: Стинг писал крутые саундтреки, многие моменты сюжета были весёлые и захватывающие. Но Роджер Аллерс пытался охватить слишком много элементов — это было избыточно для одного полнометражного мультфильма. История запутывалась, а сценаристы не знали, как двигаться с ней дальше. Более того, многие люди из команды начали уходить в DreamWorks, что создавало ещё большее напряжение.

После показа одного из вариантов «Царства Солнца» руководство Disney было очень обеспокоено — они не были уверены в том, что Аллерс действительно может воплотить историю в жизнь. В результате было принято довольно неожиданное решение — команду разделили на две части. Каждая должна была продумать разные варианты истории. Второй группой руководил Марк Диндал.

Так создание мультфильма превратилось в настоящую схватку двух визионеров. Выиграл в ней Диндал, предложивший совершенно новый подход к сюжету, который нам сейчас уже известен. Аллерс никак не провоцировал конфликт и спокойно ушёл из проекта — ему предложили быть со-режиссёром, но он отказался. Это, кстати, часто происходит с диснеевскими мультфильмами: например Бренду Чепмен, которая работала над «Храброй сердцем», также заменили другим режиссёром, хотя мультфильм был частично основан на истории Бренды и её дочери.

«Команда людей, которым нечего терять»

Итак, в 1999 году эпический мюзикл превратился в комедийный и дурашливый мульт об императоре, который стал ламой. У оставшейся команды был примерно год, чтобы всё закончить — Disney не захотел менять дату релиза. От старой идеи остались два важных человека, которых никто не хотел терять — это Дэвид Спейд в роли императора Куско и Эрта Китт в роли злодейки Измы. К счастью, они продолжили работать с командой «Похождений императора».

Эрта Китт в звукозаписывающей студии. Источник: Walt Disney Pictures

И пришёл Кронк

Кронк — это помощник Измы. По мультяшному канону он должен нас пугать. Но в «Похождениях императора» всё по-другому: Кронк — глуповатый и мускулистый добряк, который обожает готовить. Создатели мульта признаются, что при разработке этого персонажа вдохновлялись пожарником из фильма «Роксана». Однако важно упомянуть, что Кронка могло и не быть — руководители Disney настаивали на том, что он не нужен. После пробной сцены все были в восторге от того, насколько гармонично герой вписан в сюжет. Так что именно благодаря талантливым сценаристам в «Похождениях императора» появился один из самых забавных героев диснеевских мультов.

А что там со Стингом?

Шли годы, и Стинг, который изначально подписался на двухлетний проект, начал злиться. Эпического мюзикла, который он придумал, уже не было, а новый фильм интересовал его намного меньше. Но команда очень хотела, чтобы он остался. К счастью для них, после долгих уговоров он всё же написал для «Похождений императора» две песни.

Кадр из «Похождений императора». Источник: Buena Vista Pictures / Everett Collection

Итак, «Похождения императора» всё же вышли. Сами сценаристы вспоминают, что процесс работы был дикой комбинацией смеха, импровизации и стресса. Мультфильм оказался не похож ни на одну диснеевскую работу и породил продолжение в виде полнометражки и дико успешного мультсериала. «Царство Солнца» превратилось в так и не завершённый проект, который сейчас живёт лишь в мечтах своих создателей. Ну а The Sweatbox стал фильмом, который Disney старательно пытается забыть и спрятать от публики (слишком уж там всё интимно и в нехорошем свете).


Как бы то ни было, «Похождения императора» — это действительно достойный мультфильм, с невероятными персонажами, классной анимацией и саундтреками. История его создания лишь в очередной раз подтверждает, насколько тяжело работать и биться за своих героев в больших студиях. Ну что, хотите запитчить Disney идею мульта?

Пишу новости, пересматриваю «Баффи» и цитирую вайны

Понятно