Евгений Зубков — сегодня один из самых популярных и востребованных художников-иллюстраторов в России. Его узнаваемый стиль притягивает внимание, а проекты регулярно вирусятся в соцсетях. Из серии артов о Северном Пауке (попытки представить Человека-паука жителем российской глубинки) родился полноценный комикс, который Евгений распространяет бесплатно. Мы поговорили с ним о том, как он переосмысляет окружение супергероя в российских реалиях, как происходит процесс работы над артами и чего ждать от Зубкова в ближайшем будущем.
— Ты не раз рассказывал, что в детстве одним из любимых развлечений был мультсериал «Человек-паук» 1994 года. Какие сюжеты из этой анимационной классики запомнились больше всего?
— Да, очень яркие воспоминания. 1999 год, зимний вечер, маленький сибирский городок, видеопрокат, четырёхлетний я, убеждающий маму взять эту кассету про какого-то страшного красно-синего дядьку.
А больше всего зацепила арка «Чужой костюм», эти серии я пересматривал особенно часто. Эта интерпретация симбиота и тёмной стороны Паркера даже сейчас смотрится очень круто и самобытно. И «Веном» с тех пор для меня стал одним из самых интересных персонажей комиксов, от этого вдвойне жаль, что последняя экранизация оказалась такой кринжовой. А вот новая игра на PS5 в этом плане очень порадовала.
— Свои арты ты создаёшь в фотошопе. Расскажи, какой путь проходит идея от задумки до публикации у тебя в сообществе.
— Сначала я в заметках расписываю идею, чтобы ничего не забыть. Начиная от основной концепции и списка ключевых элементов до второстепенных деталей и пасхалок, создающих атмосферу. Затем приступаю к поиску референсов и эскизу.
Покажу процесс на примере одной из моих любимых работ, где я переосмыслил «Чёрную Смерть». Сперва об идее! Мне всегда хотелось показать «Венома» как нечто хтоническое и непостижимое. Плюс я решил отказаться от инопланетного происхождения и обыграть более сложный, но довольно «реалистичный» сценарий.
Во вселенной Северного Паука «Чёрная Смерть» — это существо, созданное учеными на основе ДНК синтетической бактерии Синтия (Mycoplasma laboratorium), а также генетически модифицированного гриба-слизевика Физарум (Physarum polycephalum).
Синтия действительно существует, это искусственный организм с полностью сконструированным геномом. Она способна быстро и эффективно перерабатывать сырую нефть, при этом активно размножаясь. В 2011 году Синтию запустили в Мексиканский залив в рамках борьбы с нефтяным загрязнением. Всё шло по плану, но вскоре бактерия переключилась на живые организмы. Последовала массовая гибель животных, эксперимент был признан провальным, а последствия устраняются до сих пор.
Именно эта история вдохновила меня на создание жуткого «нефтяного Венома». А чтобы дополнить концепт и придать ему нужные свойства, я вспомнил о существовании грибов-слизевиков. Это вообще нечто невероятное: они не просто способны двигаться, но ещё и с лёгкостью справляются с различными сложными лабиринтами, находя кратчайший путь к кусочку пищи. Можно даже сказать, что у них есть некое подобие интеллекта, да и вообще эти существа окутаны тайной, не вписываются в привычные форматы земной жизни. В общем, совместив всё это воедино, получилась идеальная основа для «Венома».
— А как ты обыграл такую мутацию в контексте вселенной «Северного Паука»?
— Вернёмся во вселенную «Северного Паука». Амбициозный экологический проект был приостановлен из-за неконтролируемой мутации. Подопытный образец хранился в замороженном виде, но из-за халатности сотрудника лаборатории, частица «Венома» осталась на перчатках и после была смыта в канализацию, где в тёплой среде начала постепенно расти и мутировать.
На начальном этапе развития, существо представляло собой лишь небольшой сгусток чёрной субстанции. Чтобы выжить в новых условиях, существо начало эволюционировать и приспосабливаться, пытаясь перейти на другие виды пищи, помимо нефтепродуктов. Вскоре его жертвами стали канализационные крысы. Новое питание сильно изменило «Венома» и ещё сильнее ускорило мутацию. Усваивая вещества из живых организмов, он начал воспроизводить у себя подобие рта и зубов, а также органы зрения (для более успешной охоты).
Но нефть всё же оставалась самым ценным ресурсом. Подобно акуле, он мог на большом расстоянии «учуять» растворённые в воде вещества. Выйдя на след нефтяных примесей, он вскоре вылез на поверхность через канализационный люк возле стоянки железнодорожных цистерн с топливом. Насытился из протекающей цистерны и вернулся обратно из-за боязни низкой температуры и шума. В итоге «Веном» стал питаться по ночам, короткими вылазками. Но чем больше становился объём его биомассы, тем дольше он мог находиться на поверхности.
Спустя неделю, он уже мог не замерзать пару часов. Так, однажды задержался на поверхности до раннего утра, когда на территорию уже пришёл первый одинокий работяга. Мужик услышал странные звуки и заглянул под вагон, посветив туда фонариком. Яркий свет испугал «Венома», он воспринял это как угрозу и резким рывком напал на мужика, перевернув при этом несколько вагонов. Поглотив человека и пролитую нефть, существо вернулось обратно в канализацию. А как на него это повлияло и что произошло дальше — узнаете в новых комиксах!
— А как ты создавал саму сцену «Веномом», которая представлена на арте?
— Когда идея была сформирована, я приступил к поиску референсов. Нашёл стоковое фото аварии из какого-то старого репортажа и взял его за основу композиции. Качество было очень низким, поэтому я повысил разрешение через Topaz Gigapixel AI. Но в финале всё равно пришлось заменить все текстуры снега в Photoshop, чтобы повысить детализацию.
Дальше вся работа происходит в Photoshop. Я начал рисовать «Венома», попутно добавляя объекты из других фотографий на фон и передний план (например, колёсная пара в правом нижнем углу).
Чтобы передать хаотичность мутации, я решил добавить лишнюю неразвитую пасть, криво растущие клыки, множество глаз и т.д. Также, если присмотреться, можно заметить, что текстура «Венома» не просто чёрная, а имеет ещё и цветные разводы, характерные для нефтепродуктов. В общем, я потратил много времени на этого монстра, но результатом остался доволен.
А для создания работяги я вновь отправился на поиски референсов. Буквально сразу наткнулся на стоковое фото с упавшей на снегу женщиной, оно стало основой для позы. Ну а дальше начался процесс перерисовки, результат можно увидеть ниже.
Когда Веном и работяга были почти готовы, я начал прорисовывать детали на фоне, добавлять снег, дым и т.д. Самое главное — создать воздушную перспективу, чтобы отделить передний план от заднего. Ну и финальный этап — я объединяю все слои и работаю над цветокоррекцией, чтобы полностью «запечь» все объекты в единую картину. А ещё на общем слое заметно проще прорисовывать незначительные детали.
— Как нейросети помогают тебе в работе?
— Иногда получается сэкономить довольно много времени, но чаще всё-таки приходится перерисовывать вручную, особенно если создаёшь что-то нестандартное и комплексное.
Приведу пример — пробовал сгенерировать основу для обложки нового комикса в Midjourney. Даже без прожжённых фотографий, молний и т.д., просто светящегося изнутри человека, закрывающего лицо руками. Получились интересные референсы, но совсем не то, что я искал, образ оказался слишком сложным для нейронки. В итоге я собрал основу из наиболее удачных кусков, но большую часть работы рисовал уже вручную.
— Одна из излюбленных фишек комиксов — обилие альтернативных обложек. Планируешь ли ты создавать такие вариантные обложки к «Северному Пауку»?
— Если печатное издание всё-таки состоится, то будут и альтернативные обложки, конечно же. Кстати, если всё пойдёт по плану, в декабре опубликуем новогодний спешл, а для его обложки я пригласил одного топового художника. Но не буду спойлерить раньше времени!
— Расскажи о дизайне костюма. Северный Паук носит маску-респиратор. Это отражает неблагоприятную экологическую ситуацию в его родном городе?
— Да, была такая мысль, но потом я от неё отказался. Через респиратор просто удобнее дышать, чем через плотную ткань. Плюс его можно отцепить, не снимая при этом всю маску (это показано во втором выпуске). Ну и смотрится как запоминающаяся часть образа.
Кстати, в будущем костюм будет меняться, сохраняя вот эту «модульность». А пока наш Паук только на первой самодельной стадии.
— В комментариях видел, что ты планируешь выпустить комикс в печатном издании, когда наберётся достаточно выпусков. Как планируешь поступить с авторскими правами на образ Человека-паука?
— Тут я немного поторопился с заявлением. Да, мне бы очень хотелось выпустить книгу, в которую войдут первые три комикса + новогодний спешл + все арты, концепты\эскизы и множество текстовых материалов по вселенной (подобно тому, как я выше описывал создание «Чёрной Смерти»). Но пока сложно сказать, возможно ли это реализовать, учитывая все нюансы авторских прав.
С другой стороны, мы ведь не используем название, логотип, костюм и другие элементы брендинга оригинального Человека-паука. Только базовые суперспособности. Грубо говоря, это вполне может сойти за переосмысление/пародию, таких примеров очень много в массовой культуре.
Взять хотя бы некоторых персонажей из вселенной «Пацанов» или «Неуязвимого». Или ещё более явный пример — фильм «Гори, гори ясно» о злобной детской версии Супермена. Там совпадает с оригиналом очень многое, начиная от происхождения (капсула с инопланетным младенцем падает возле фермы), до всех его суперспособностей (левитация, суперсила, лазеры из глаз). Однако никаких проблем с авторскими правами нет.
Но всё равно я уже устал от всех этих нюансов, поэтому в будущем хочу переключиться на полностью оригинальные проекты.
— Хотел бы, чтобы твою версию супергероя увидели авторы, работавшие над Человеком-пауком для Marvel Comics? Или такие прецеденты уже были?
— Думаю, некоторые авторы уже видели эти арты, поскольку они вирусились буквально по всему интернету, в том числе и на англоязычных ресурсах. Насколько помню, были и лайки от официальных аккаунтов Marvel в твиттере два-три года назад.
Изначально у меня была мысль как-нибудь попробовать вписать Северного Паука в официальных канон как одну из бесчисленных альтернативных вселенных. Но позже эта идея стала совсем нереалистичной в связи с политической обстановкой.
— Как минимум трое злодеев из окружения Человека-паука в комиксах — русские (Носорог, Хамелеон, Крейвен). Планируешь ли ты «зеркалить» это в своей истории? Будут ли эти злодеи иностранцами?
— Я бы не хотел просто зеркалить классических злодеев Паука, хочется создавать более оригинальных персонажей в дальнейшем. Но с другой стороны, не уверен, что это нужно аудитории. Многие просто хотят видеть привычные образы в моём переосмыслении. В общем, тема сложная, и сейчас я пытаюсь найти золотую середину.
— А какие альтернативные версии Человека-паука в комиксах тебе нравятся?
— «Совершенный Человек-паук»! Хотя не знаю, можно ли назвать его именно «альтернативным», но это первое, что приходит на ум. Обожаю эту арку, крутейшая и монументальная работа Дэна Слотта, дающая уникальное развитие как Пауку, так и Октавиусу. Получился Человек-паук, которого мы заслужили. Не буду спойлерить, просто почитайте.
— История становления Питера Паркера многократно исследовалась в комиксах о Человеке-пауке как первопричина его поступков — «с великой силой приходит великая ответственность». Можешь намекнуть, чего ждать от предыстории Северного Паука?
— Для Северного Паука я изначально создавал довольно обширную предысторию. И если честно, всё-таки жалею, что в первом комиксе мы приняли решение начать повествование не с самого начала, а сразу показать столкновение с первым «суперзлодеем». Многим показалось, что сюжет гораздо примитивнее, чем он есть на самом деле. Но во втором выпуске уже начинают раскрываться важные детали вселенной, которые косвенно связаны с предысторией самого Паука. И, судя по комментариям, большинству читателей это понравилось гораздо больше.
Позже мы постараемся раскрыть предысторию во флэшбеках, но сейчас я всё-таки вкратце расскажу некоторые моменты.
Жмите сюда, если не боитесь спойлеров (хоть и обобщённых)!
В сюжете крайне важную роль играют родители Никиты — Пётр и Мария Наумовы. Они работали в засекреченном научно-исследовательском центре «ВОСХОД-4», который в 1980-е располагался прямо под Нефтесибирской АЭС (станция использовалась как прикрытие и источник энергии).
По всему СССР существовало ещё несколько центров «ВОСХОД» разной специализации. Их основная цель — разработка инновационных технологий и стремление к военному превосходство над США. Также важную роль в истории сыграет «ВОСХОД-1», расположенный под прикрытием Чернобыльской АЭС.
Пётр руководил проектом «Советский Сверхчеловек» (преимущественно, это было связано с созданием улучшенных солдат и космонавтов с помощью генетических модификаций). Проект был на ранней стадии, но начальство всячески пыталось ускорить разработку и перейти к испытаниями на людях. Пётр и Мария этому препятствовали, возник конфликт.
Но их жизнь перевернулась в 1986 году вместе с рождением Никиты, страдающим от неизлечимого смертельного заболевания. На этом пока остановлюсь, остальное увидите в будущих комиксах!
А вот полное осознание «силы и ответственности» придёт к Пауку после третьего выпуска в ходе определённых событий. Он перестанет легкомысленно относиться к геройству и эволюционирует как персонаж.
— В «Северном Пауке» альтернативная Россия. Так, например, «ВКонтакте» здесь появился раньше, а высокие технологии потихоньку внедряются в быт горожан. Как ты выбирал детали вселенной?
— «ВКонтакте» поддержали выход первого комикса, поэтому эта деталь по сути рекламная интеграция. Но я не вижу в этом проблемы, так как технологии развиваются в этой вселенной немного быстрее.
Тогда возникает вопрос — почему выбран именно 2003 год. Дело в том, что история начинается в 1980-е, как я описывал выше, а 2003 просто выпадает хронологически.
— В комментариях ты рассказывал, что работа над первым выпуском шла полтора месяца. А можешь рассказать подробнее о команде? Как они помогли с разработкой идеи?
— С поиском команды очень помог комиксист, издатель и мой друг Виталий Терлецкий, за что я ему очень благодарен. Теперь комикс создают мощные художники — Егор Герасимов (рисунок) и Даша Одуванчик (цвет). Многим читателям они известны по частой работе, например, с издательством BUBBLE.
А с превращением моих текстов в сценарий с комиксной структурой помогает один крутой сценарист, пожелавший остаться анонимным. Также над вёрсткой работает не менее крутой Donald Blake, а корректурой — Ной Окаро.
В целом я открыт к любым идеям команды, и ребята иногда добавляют свои пожелания, которые в итоге попадают в комикс. Кстати, предстоящий новогодний спешл целиком написал Егор! Я лишь подправлю незначительные детали, чтобы всё вписывалось в общий лор.
— Стоит ли ожидать кроссовер с твоим проектом «Бюро Контроля Аномалий»?
— Только в виде пасхалок, наверное. Всё-таки это совсем другая вселенная со своими особенностями. По ней у меня в планах есть печатная книга в формате расследования одного из сотрудников Бюро. С архивными фотографиями, газетными вырезками, советскими плакатами, инструкциями по безопасности, показаниями свидетелей и всего в этом духе. В общем, эдакая псевдодокументалистика, должно получиться интересно.
Также я планирую в 2024-м показать абсолютно новую оригинальную вселенную. Снова начну с серии артов, и если проект хорошо зайдёт, то разовью всё это в нечто большее.