Интервью с создателями мультфильма о молдавском Конане

Наталья Лобачёва

Студия «Пилот» с 2005 года выпускает «Гору самоцветов» — цикл о сказках народов России и не только. Этим летом в рамках сборника вышел «Базилик Фэт-Фрумос» — ироничный мультфильм о молдавском воине, сражавшимся с драконом и Получеловеком. По стилю он напоминает «Гравити Фолз», сам же Базилик похож на Конана. Ещё авторы спрятали в короткометражку отсылки к хоррорам, «Монти Пайтону», «Рикки-тикки-тави» — всего и не перечислишь. «Базилик» покоряет не только пасхалками, но и своим визуалом, ироничной подачей и героями.

Мы поговорили с режиссёром Александром Черногоровым и ведущим аниматором Ильёй Шекиладзе о работе над короткометражкой, индустрии анимации сегодня и отсылках к поп-культуре, о которых они сами не знали.

— Расскажите о работе с «Пилотом». Как собирали команду для «Базилика»?

Александр: Студия приглашает режиссёров и даёт им худрука, который следит за процессом. Основной костяк нашей команды — это шесть человек: я режиссёр и сценарист, Илья — ведущий аниматор, Егор Афонин — художник-постановщик, Павел Борисов — композер, Саша Маслюк — звукорежиссёр и Юра Севастьянов — композитор. Ещё была группа аниматоров и заливщиков. С Ильёй мы до этого уже выпустили «Джека — простака» по английском сказке для «Союзмультфильма». Часть команды также работала над клипом Ленинграда, Глюк'oZа и ST на песню «ЖУ-ЖУ», который режиссировал Илья Найшуллер. Илья там был ведущим аниматором.

— Часто в России экранизируют именно русские народные сказки. Почему решили взять за основу молдавскую?

Александр: В серии «Гора самоцветов» обычно сказки народов России, но в какой-то момент народы стали заканчиваться, поэтому «Пилот» решил расширить диапазон. Конкретно «Базилика» выбрал я сам ещё три года назад: прочитал, угорел и написал сценарий. Сказка сама по себе очень угарная, ты её читаешь, и экранизация сама просится.

— Да, удивительно, что в сказке «Базилик зелёный и царская дочь» есть Получеловек. Была уверенность до прочтения, что вы сами его выдумали!

Александр: Кто-то думает, что мы его сами добавили, а кто-то — что спёрли из «Гравити Фолз». У сериала есть спешл с половинчатым персонажем, но мы про него вообще не знали тогда.

Получеловек из «Базилика Фэт-Фрумоса» / Студия «Пилот»

— Визуально «Базилик» действительно напоминает «Гравити Фолз» (магический треугольник, леса, те же визуальные гэги) и «Хильду» (по рисовке). С чем вы сами ассоциируете короткометражку? Как разрабатывали стиль?

Александр: Изначально «Базилик» задумывался трёхмерным, но я не очень справился с задачей бухгалтера, нам не хватало денег, чтобы доделать проект. В последний момент решили выпустить в 2D.

Насчёт отсылок — мы всегда прямо говорим, откуда и что спёрли. Основной референс — «Конан», также есть отсылки к «Рикки-тикки-тави» и «Василисе Микулишне» — старым работам «Союзмультфильма». Финальный танец — это вообще эклер с концертов Игоря Моисеева. Перебивка с мечом — почти покадровая копия из сериала про Хи-мена.

Илья: Ещё какие-то сцены мы брали из «Сейлор Мун». Мы в целом росли на одних и тех же мультфильмах, поэтому, конечно, многое есть из прошлого.

Александр: Особенно нас вдохновили заставки от французской школы Gobelins.

Как поступить и чему учат в одной из лучших анимационных школ мира
С самого детства мультфильмы завораживают наше сознание, а некоторых не отпускают до самой гробовой доски. Таким людям хочется научиться создавать такие же шедевры, которые мы видели в детстве. Что же делать? Учиться!

— Вы не стали сильно деформировать сюжет оригинальной сказки. Сейчас же всё больше выходит кино и анимации в России, которые по-своему интерпретируют известные истории. Расскажите, почему решили ничего не менять?

Александр: Чтобы поменьше работать, конечно же! Вообще, Базилик Фэт-Фрумос — важный персонаж для фольклора молдавского народа. Поэтому хотелось рассказать его настоящую историю.

— Ваш мультфильм лишён диалогов — историю мы узнаём от закадрового рассказчика. Все гэги сосредоточены в визуале. Расскажите, как проходила работа над анимацией?

Александр: Формат «Горы самоцветов» предполагает озвучку только закадровым голосом, отчего мы и отталкивались. Я подумал, что можно сделать эпичную историю, которую озвучит актёр Александр Груздев.

Илья: Некоторые гэги рождались из-за ограничений по хронометражу. От Саши поступала задача: мы не можем показать какой-то отрывок из текста, но можем его визуально обыграть. Дальше фрагмент дожимал Егор, а потом я — уже со стороны анимации. Неплохой пример, как мы втроём придумали гэг — это сцена, где Базилик преодолевает множество испытаний, после чего идёт со змеёй на подбородке и с топорами на плечах.

«Базилик Фэт-Фрумос» / Студия «Пилот»

Александр: А эпизод, где в самом начале король моется и плачет в душе — это отсылка к «Задержке в развитии», там есть похожий эпизод с похожим персонажем.

«Базилик Фэт-Фрумос» / Студия «Пилот»

Илья: У Саши есть классная способность запоминать конкретные «паттерны». Взять того же кролика: это Саша предложил, чтобы он, как в фильмах ужасов, поворачивал резко голову и потом прыгал на лицо, как в «Монти Пайтоне».

Александр: А похожий эпизод с яичницей — где она сначала грустная, а потом весёлая — я увидел уже после того, как мы его придумали, в «БоДжеке». Там Мистер Подхвост, наоборот, переворачивает яичницу с весёлой на грустную.

— Меняли ли вы что-нибудь по сценарию в течение работы над короткометражкой?

Александр: Собственно, мы изменили финал. Червяка, в котором заточена сила Получеловека, изначально должен был съесть голубь. Но голубь символизировал в «Базилике» святой дух, хотелось уйти от этого сравнения. Да и в любом хорошем произведении герои должны меняться. Илье пришла идея в голову, чтобы царевна поймала яблоко. Она всю сказку только и делает, что рыдает, а тут в финале берёт и сама всё решает. Да и Базилик весь мультфильм с такой рожей, мол, ему на всё пофиг, а в конце герой веселится и пляшет.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает взрослой анимации в России сегодня?

Илья: Как будто бы всего хватает, постепенно анимация переходит на новый этап, где она может позволить себе какие-то новые вещи. Сейчас индустрия начинает задумываться о подростковой анимации. Раньше она накапливала жирок на детских мультфильмах, который менее рискованны в производстве.

Александр: Сейчас и стриминги заинтересованы в более взрослой анимации. Все начали смотреть «Рика и Морти», стало не стыдно смотреть мультфильмы. Огромная проблема со сценаристами: сейчас буквально у нас на глазах начинают всё больше говорить про это в подкастах, книгах. Вдобавок возникают сложности с госфинансированием: с одной стороны, есть возможность делать такие проекты, как «Базилик», с другой — ты точно знаешь, что ежегодно будешь получать из госбюджета деньги, в индустрии нет сильной конкуренции, поэтому многие расслабляются.

«Базилик Фэт-Фрумос» / Студия «Пилот»

— Назовите топ ваших любимых мультфильмов или мультсериалов.

Илья: «Порко Россо», «По ту сторону изгороди» и «Кайба».

Александр: «Конь БоДжек», который, по моим ощущениям, может заменить психотерапию; «Рик и Морти» и «Коралина в стране кошмаров», в которой собралось всё, что я люблю. Я обожаю ужасы и делать что-то своими руками. Мне бы очень хотелось срежиссировать хоррор, а ещё я часто делаю грим.

Интервью с актёром озвучки «Коня БоДжека» Артёмом Бордовским
О новой книге Рафаэля Боба-Ваксберга, прощании с мультсериалом и особенностях озвучки.

— Хотелось бы сделать какой-нибудь мультфильм в стилистике Бёртона, например?

Илья: Да, это классная тема!

Александр: Даже в «Базилике» есть мрачнятина: Петя Гланц, который озвучивал бубнёж героев, рассказывал, что его дочки не смогли досмотреть мультфильм из-за Получеловека.

— И напоследок: вы сами любите базилик? Всё-таки растение часто мелькает в мульте…

Илья: Я люблю, но кинзу больше!

Александр: Обожаю!

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Понятно