Продолжаем наш бесконечный фестиваль «инспекции» мероприятий от редакции 2х2.медиа. В этот раз мы сходили на третий ежегодный фестиваль авторского кино «КАРО.Арт», проходивший с 15 по 22 октября в Москве, и готовы рассказать, что можно было посмотреть, чем кино-выставка отличается от похожих проектов и какие звёздные камео были на премьерах. Собираем бинго «Инспектора 2х2»!
Для начала разберёмся с тем, для чего же существует подобная киновыставка. В первую очередь «КАРО.Арт» посвящён продвижению независимого и экспериментального видеоискусства в России. Основная цель фестиваля — предоставить российской аудитории возможность познакомиться с фильмами, которые выходят за рамки привычного коммерческого кинематографа. В основном на фестивале представлены картины, авторы которых стремятся выразить собственное видение реальности и раскрыть глубокие, порой философские или социальные темы, используя нетрадиционные художественные приёмы.
Важно, что само по себе авторское кино редко встретишь в широком прокате — чаще это закрытые или камерные сеансы, на которые просто так не наткнёшься. «КАРО.Арт» помогает фестивальным картинам стать более заметными в прокате, чтобы зрители могли обратить внимание не только на массовое, но и эксклюзивное кино. Также проект активно поддерживает молодые таланты и независимых режиссёров, которым сложнее прорваться в коммерческий прокат.
Первый кинофестиваль прошёл в 2022 году в московском кинотеатре «КАРО.Октябрь» и с того времени стал приятной традицией для всех фанатов фестивальных картин. За несколько лет проект превратился в полноценную площадку, предлагающую зрителям не только альтернативный киноопыт, но и многочисленные специальные мероприятия. Сейчас «КАРО.Арт» не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом, но и расширяет свою географию, охватывая крупные российские города, такие как Краснодар и Новосибирск.
С расширением географии фестиваль стал «говорить» и о более широком спектре тем: сейчас проект посвящён необычным сторонам человеческого опыта и современной культуры. Сотрудничающие с фестивалем режиссёры исследуют личные и семейные конфликты, вопросы экологии, глобализации, урбанизации и личной идентичности. Также рассуждают о необходимости пользоваться новейшими технологиями и возможных последствиях цифровизации для человечества. «Каро.Арт» сейчас — площадка для обмена мнениями через киноискусство, которая формировалась долгие три года усилиями молодых режиссёров, кинохудожников и известных авторов индустрии.
Фестиваль «КАРО.Арт» проходит в крупнейших городах России, но главная программа традиционно проводится в Москве, в кинотеатре «КАРО.Октябрь» на Новом Арбате. После московской части показы перемещаются в другие города: Санкт-Петербург, Краснодар и Новосибирск.
В московском «КАРО» под показы фестиваля закрывают весь кинотеатр. В распоряжении зрителей оказываются все три этажа здания: первый с попкорном и мерчом, второй и третий — с кинозалами разного размера. Фильмы можно смотреть как на огромных экранах, так и в «камерном» размере, всё зависит от популярности конкретной картины.
Сразу оговоримся — всего на фестивале прошло сорок пять показов в различных категориях киноискусства. Теперь разбираем по порядку.
На «КАРО.Арт» прозошло одно из главных событий в российской анимации — показ мультфильмов Юрия Норштейна «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» и неоконченной «Шинели» с новыми кадрами. В рамках основной программы можно было увидеть премьеры лауреата Каннского фестиваля «Аноры» Шона Бэйкера, «Гранд тура» Мигеля Гомеша и «Времени жить» Джона Краули. А также драму «Великая» Эллен Кёрас, мюзикл Джошуа Оппенхаймера «Конец света», комедию «Миллиардер в трущобах» Пэн Дамо и Янь Фэй и историческую драму Сирила Шойблина «Маятник». Российские фильмы шли в отдельной программе. Среди них: «Жар-птица» Романа Михайлова, «Папа умер в субботу» Зака Абдрахманова, «Чистый лист» Полины Кондратьевой и документальный фильм «Гнездо из бумаги» Сергея Кальварского.
Также в тематических слотах можно было увидеть клипы Дельфина, альманах короткометражной анимации от The Blueprint, фешн-перформанс от российских дизайнерских брендов, спродюсированный Леонардо Ди Каприо «Самый одинокий кит» и биографические картины о художниках и арт-деятелях, например «Кандинский и его муза» режиссёра Маркуса Розенмюллера.
На сеансах фестиваля всегда можно встретить широкий круг кинолюбителей и работников индустрии, потому что, как сказано выше, «КАРО.Арт» — свободная площадка для обмена мнениями. В первую очередь это создатели представленных фильмов — режиссёры, продюсеры, актёры и сценаристы, как уже состоявшиеся, так и только начинающие творческую карьеру. Также не обходится и без работников театра и создателей интерактивного видеоискусства: на сеансах можно встретить выпускников арт-практики Винзавода и студентов актёрских училищ.
Помимо звёзд индустрии, на фестивале всегда можно встретить критиков и журналистов (это мы!); киноманов и тех, кто только знакомится с миром авторских и фестивальных картин. В общем, собеседника для обсуждения эмоций после просмотра найти можно, главное не мешайте другим зрителям во время сеансов.
На сеансах зрители могли поговорить с аниматорами Юрием Норштейном, Наумом Клейманом и Евгением Жариновым, резиденткой Открытых студий Винзавода Еленой Шаргановой, режиссёром Александром Хантом и актёром Александром Горчилиным. Также в рамках программы «ЭКО» состоялась мини-лекция биолога и специалиста по морским млекопитающим Анастасии Куницы, а в секции «АРТ» — небольшие выступления работников интерактивной фото-галереи Anna Nova.
Но главные звёзды были в блоке «Театр»: пресс-конференции вели Константин Хабенский, Олег Меньшиков, Борис Юхананов и Виктор Никоненко.
«КАРО.Арт» не тот формат киноопыта, который обязательно включает знакомство с интерактивным кино и перформансами. Но несколько показов дают зрителям возможность опробовать различные технологии, включая интерактивные эксперименты. Одним из таких был сеанс «Винзавод. Киноигра», формат которого предполагает, что посетители смотрят «прохождение» какого-то тайтла как самостоятельный фильм. В интерактивном сеансе нет возможности влиять на развитие сюжета и выборы героев, но зато можно получить новый игровой опыт «наблюдателя» — передавая ответственность, мы учимся подмечать детали со стороны и не тянуть на себя всю тяжесть чужих решений.
Если продолжать про интерактивы, стоит заметить, что почти перед каждым сеансом можно было пообщаться либо с создателями фильма, либо с приглашённой звездой, задать интересующие вопросы и узнать профессиональные детали производства конкретных сцен, саундтреков, визуальных эффектов.
Вот мы и подобрались к самому спорному вопросу: чем же «КАРО.Арт» отличается от других кинофестивалей страны?
Разумеется, своей направленностью! «КАРО.Арт» не просто показ фильмов, а целое событие с образовательными и интерактивными элементами, которое позволяет авторскому и фестивальному кино получить свою «неделю славы» и заставить зрителей задуматься о животрепещущих вопросах. В отличие от более традиционных кинофестивалей, которые концентрируются на премьерах и конкурсных показах, «КАРО.Арт» активно внедряет современные форматы взаимодействия с аудиторией, включая интерактивные киноигры, мастер-классы, обсуждения и лекции. Зрители могут не только посмотреть редкие и сложные фильмы, но и через серии встреч и лекций понять, почему же картины сложные и редкие.
Но главная уникальная черта фестиваля — присутствие на площадке совершенно разных творческих команд, в том числе независимых.
Конечно, каждый может сходить на фестиваль самостоятельно, чтобы составить мнение об арт-площадке, но если вы спросите нас...
Хотя бы раз сходить на показы «КАРО.Арт» стоит каждому, кто ищет не просто быстрого удовольствия, а настоящий культурный опыт, вдохновляющий думать, изучать, анализировать. Фестиваль — уникальная возможность погрузиться в мир авторского кино, понять, почему же тысячи и тысячи работников индустрии продолжают говорить на самые разные темы и почувствовать себя частью сообщества тех, для кого кино — больше, чем развлечение.
«КАРО.Арт» наглядно показывает, что кино может быть искусством и разговором о жизни, а не просто ещё одним средством для получения быстрого дофамина.