Корейский сериал «Игра в кальмара» (Squid Game) от Netflix завоевал популярность по всему миру и не без причины. Сценаристы бережно выбрали семь детских игр, на которых основали сюжет и с помощью которых регулировали накал страстей. То были корейские игрища, но что-то подобное легко представить и в России. Если вы вдруг организатор чего-то подобного, подготовили для вас методичку: собрали семь русских народных игр и сделали из них аналоги смертельных испытаний из сериала.
В тексте есть спойлеры ко всем сериям первого сезона «Игры в кальмара».
Отбор: Охлопок
Для начала надо разобраться с отбором участников. В сериале их заставляют играть в «Ттакджи», названную в честь бумажных конвертов, вокруг которых строится «геймплей». Участникам нужно поочерёдно кидать свою открытку в открытку противника, чтобы её перевернуть. То есть, для аналога нам нужно, чтобы в игре было два участника, соревнующихся между собой, и раунды должны быть быстрые, чтобы эффективнее подсаживать несчастных на азарт.
Поэтому наш кандидат — «Охлопок». Игра такая: на стол кладётся что-то лёгкое вроде пера, игроки садятся друг напротив друга, убирают руки под стол и пытаются сдуть охлопок в сторону соперника. Тот, на чьей стороне стола он упал, проиграл. Игра идеально подходит для испытания кандидатов: первые раунды могут затянуться, но дальше в ход идёт дыхалка, которой надолго не хватит. Так можно вычислить силу воли участника и решить, достоин ли он быть в «Игре в кальмара».
Первая игра: Море волнуется раз
В сериале первое испытание — игра «Тише едешь — дальше будешь». В конце поля стоит гигантская кукла, которая напевает детскую песенку, потом останавливается и игрокам нужно замереть. Кукла тем временем смотрит, кто двигается, а нарушителей убивают снайперы. Чтобы шокировать зрителей, нужно много участников — это, по сути, единственное требование к игре. Наш родной аналог — «Море волнуется раз». Там даже бегать особо не надо, просто стоишь и делаешь морские фигуры — снайперам будет проще целиться. Да и куклу можно ту же самую использовать для вычисления проигравших, только в сарафан с кокошником переодеть, и готово.
Вторая игра: Семки
Здесь самый сложный случай, потому что к игре много требований. Второе испытание в сериале — «Сахарные соты». Сначала игроков на шару делят на четыре группы, которые определяют сложность задания. Потом каждому выдаются блины из карамели — из них нужно вырезать одну из четырёх фигур. Кто сломал блин или не успел — умирает. Здесь каждый за себя, так что нужна игра на одного, плюс должен быть способ как-то разделить игроков по сложностям. Соты — игра на аккуратность, мы таких аналогов не нашли, но есть кое-что подходящее.
«Семки» — что-то вроде «Судоку» «для бедных». Игрокам выдаются листы бумаги, заполненные числами — нужно вычёркивать цифры парами по двум правилам: либо они одинаковые, либо в сумме дают десять. В оригинале побеждает тот, кто освободил больше всего клеток, а мы сделаем, что побеждают те, кто очистил n% поля — так пройдёт больше людей. А чтобы разделить по сложности слегка изменим второе правило: каждой группе будет дана своя сумма. У тех, кому достанется десятка, будет больше всего возможных комбинаций, а чем меньше сумма — тем сложнее искать пары. Кажется, всё продумано — запускайте обратный отсчёт!
Третья игра: Репка
Теперь нужно отсеять половину участников — в сериале для этого использовали перетягивание каната на смерть. Игроков разбили на команды по десять человек и выбирали пары жребием. Даже менять ничего не надо — в перетягивание каната и так играют по всему миру. Но мы всё равно придумали русский аналог этой игры.
Сказка «Репка» породила одноимённую народную забаву — командные попытки вытянуть из земли дерево. Для игры заменим дерево на бетонную колонну, за основание которой должен схватиться лидер. Канатов нет, все должны держаться за пояс впереди стоящего, прямо как в сказке. Игрокам нужно будет также перетянуть друг друга, но со смертельным твистом. Если кто-то вытянет колонну, она выйдет из равновесия и упадёт на проигравших. Наша вариация «Репки», знаете ли, намного зрелищней обычного падения с высоты. Исключительно с кинематографической точки зрения.
Четвёртая игра: Ножички
Нужно снова урезать число игроков вдвое — выбор создателей «Игры в кальмара» выпал на «Камушки». Участники делятся по парам (пока не зная, что одному из них предстоит умереть), а дальше каждому выдаётся по десять шариков. Задача: собрать у себя все двадцать, не прибегая к насилию. Остальные правила — на усмотрение игроков, тут им дали свободу воли.
В России была похожая игра, только вместо шариков использовали бабки — специально обработанные кости суставов ног домашнего скота. Каждый приносил свои косточки, включая самую увесистую — она становилась битой (иногда их даже заливали свинцом или оловом). Дальше уже было много разных правил: например, в центре поля игроки выставляют свои бабки на кон, по очереди бросают биту, чтобы их выбить — то, что вышло за линию кона считается выигрышем. Сюда же подходят все правила «Камушков» из сериала. Плюс, кости были бы хорошим подтекстом, но у нас есть вариант ещё лучше.
Как на счёт выдать каждому из игроков по холодному оружию? Нет, не чтобы они друг друга перерезали, а чтобы сыграть в «Ножички». Насилие применять всё ещё нельзя, но зато какое напряжение будет висеть в воздухе? «Ножички» также играются по любым правилам. Например, вокруг каждого очерчивается круг, его «земля», соперники кидают ножи в круги друг друга, чтобы отсекать от них куски (по линии вдоль лезвия). Проигрывает тот, кто не может устоять на своей «земле». Вообще можно даже в пальчики сыграть, никто не запрещает. Ну и вообще, наличие холодного оружия только разгонит фантазию участников. Битва на ножах насмерть — тоже ведь игра.
Пятая игра: Минное поле
«Стеклянного моста» по идее не существует, эту игру придумали авторы сериала. Выжившим нужно по очереди пройти по мосту, выбирая каждый ход из двух платформ — одна провалится, другая нет. Это обычное отсеивание рандомом — никто не знает, где смерть, поэтому выживут просто несколько последних игроков. «Стеклянный мост» ближе к каким-то ловушкам в древних храмах, а не к дворовой игре. Но и здесь у нас есть, на чём основать отечественный аналог.
Квадратное игровое поле делится, как шахматная доска. Часть клеток — это «мины», на которые нельзя наступать. Игроки делятся по парам, одному завязывают глаза, а другой должен словами провести его, чтобы тот не «взорвался». Но в нашем варианте кавычек не будет, потому что есть настоящие мины! Игроков по парам делить не будем, такое уже было на четвёртом этапе. Вместо этого участник должен провести того, кто перед ним. Ошибся, товарищ умер — твоя очередь рисковать. Когда остаётся один игрок, его проводит тот, кто уже перебрался.
Во-первых, взрывы, опять же, эффектней простого падения с высоты. Во-вторых, у игры будет абсолютно другая динамика, потому что людям придётся действовать одноразовыми командами, отвечать за жизнь напарников, а потом расплачиваться за них своими. В-третьих, даже если кто-то работал на заводе мин, это ему не поможет, так что не смухлюешь. В-четвёртых, не надо будет взрывать мосты по окончанию игры и тупо убивать своих же игроков.
Финальная игра: Пекарь
Та самая «Игра в кальмара» — веселье с лёгкими нотками насилия а-ля хоккей. Правила там объяснить сложно, но напомним вкратце: один игрок пытается пересечь поле, другой должен ему помешать; на втором этапе они переходят в другую часть поля и первый игрок должен добраться до маленькой области в голове «кальмара», а второй — вытолкать его за очерченную зону. В сериале в правила добавили буквальной жестокости: смерть соперника приравнивается к победе. И пошло-поехало.
Получается, русские «Игры в кальмара» назвались бы «Пекарь», потому что именно эту игру мы выбрали в качестве финала. По правилам каждому выдаётся бита (любой объект, который можно метать), на поле ставится рюха. Один становится нападающим — ему нужно выбить битой её с определённого расстояния. Защитнику же нужно не дать сопернику попасть, а если ему это удалось, поставить рюху на место и коснуться оппонента своей битой, пока он снова не совершил бросок — тогда роли меняются. В нашем случае проигравший умирает.
Идеально подходит! Есть и игровое поле, и защитник-нападающий, и контактность, то есть причина перейти к ближнему бою. Ну и биты, собственно, тоже на руку зрелищности — ими же по сути может быть что угодно, те же столовые ножи, но можно придумать что-то повеселее. Настоящие биты, например. Или нет, мечи! Или, чтобы уж совсем по-русски, можно и топорика хряпнуть. Випы будут в восторге.