Мы тут затеяли большой проект и в феврале будем рассказывать о фоторежимах в играх. Чтобы не прыгать сразу в омут, начнём с лайтового: фотоохоты на белок. Как раз в Steam 4 февраля вышла игра NUTS (а ещё она доступна в Apple Arcade и на Nintendo Switch): симулятор исследователя пушистых грызунов в естественной среде обитания. Фотоохота получилась очень затягивающей, а белки — живыми, но обо всём по порядку.
По сути NUTS максимально проста: вы играете за человека, которого наняли вести наблюдение за белками в научных и экологических целях. Проект организован Институтом Виаго, а вас выбрали, потому что, например, вы показали, что хорошо переносите изоляцию (ведь придётся несколько месяцев провести в трейлере посреди леса). Вам поставили задачу: зафиксировать активную жизнь белок, потому что это будет убедительным аргументом, чтобы защитить лес от вырубки компанией «Панорама».
Каждый день вам нужно расставлять камеры, начиная от известных точек обитания белок, каждую ночь просматривать записи и определять маршрут грызунов, чтобы добраться до их схронов орехов или других мест (чем они там занимаются, говорить не будем — это спойлер). Утром вы переставляете камеры на другие места, чтобы проследить, куда эти белки идут. Попутно развивается сюжет, который немного похож на Firewatch в том плане, что с вами по телефону будет связываться доктор Нина Шульц, организатор этой затеи, давать указания и рассказывать, что происходит с лесом и «Панорамой».
Фоторежима как такового нет, тут вся игра — это один большой симулятор фотографа-натуралиста. Снимки по большей части вы будете добывать, просматривая видеозаписи и распечатывая скриншоты, чтобы отправлять Нине и продвигаться по истории. Сами фотокарточки можно сохранять и развешивать по стенам своего трейлера: есть вариант разгуляться и либо задизайнить себе творческое пространство либо замутить фотообои.
Фотки у вас гарантированно будут получаться просто отпад, и вы точно почувствуете себя великим фотографом/скриншотером, потому что сама игра выглядит как минималистичный визуальный экстаз. Особенно цепляет цветовая гамма: по сути на экране будет два или три пастельных цвета и их оттенки, которые меняются днём и ночью, а также при переходе из одной локации в другую.
Реализма никакого нет, зато ощущение, будто упал в тёплую реку из краски и расслабленно плывёшь по течению.
В NUTS фотоохота тут сделана на ура — затянет любого. Выслеживание белок, расстановка камер, предугадывание их маршрутов, попытки поймать идеальные кадры с грызунами — всё это повторяется изо дня в день, поэтому процесс становится очень медитативным. Вас никто не дёргает, вы никуда не торопитесь, вы не можете проиграть, поэтому остаётесь один на один с природой, белками и умиротворением.
С нашим темпом жизни, не так часто есть время замереть и понаблюдать за природой, а NUTS даёт прочувствовать, почему вообще-то этим стоит заниматься. Сейчас, конечно, за белками не понаблюдаешь, потому что холодно и оставлять камеры на улице на ночь как-то стремновато, но тяга поймать дзен от единения с окружающим миром после игры определённо есть. Это похоже на бёрдвотчинг, который сейчас снова входит в моду: спокойное наблюдение за фауной без какого-либо вмешательства вроде необходимости добывать ресурсы или мех. А-ля небольшое научное исследование: вы составляете гипотезы на основе своих наблюдений, подтверждаете или опровергаете их и продвигаетесь дальше. Такое неподдельное чувство первооткрывательства, которое не так просто испытать в повседневной жизни.
Ведь у животных и птиц есть свои жизнь и распорядок, которые, оказывается, довольно увлекательно изучать. Например, NUTS основана на том, что каждую ночь белки выбирают один и тот же маршрут до схрона. Чем дольше за ними наблюдаешь, тем лучше начинаешь предугадывать путь, основываясь на повадках. В игре белки, конечно, диджитальные, так что по сути мы тут изучаем повадки разработчиков, — какими маршрутами они предпочитают пускать грызунов, — но это не суть важно.
NUTS демонстрирует не только то, что наблюдать за белками — круто, но и то, что их по хорошему надо беречь. В игре вы занимаетесь легальным научным экоактивизмом: доказываете то, что лес — важное место обитания грызунов, поэтому его надо сохранить, а то как вообще можно вредить этим милым зверькам? Такая гуманизация (сквиреллизация?) обитателей леса: вы же с ними провели несколько месяцев, они уже ваши лучшие друзья!
Работает это по двум фронтам: во-первых, по ходу игры вы всё больше влюбляетесь в белок и хотите их сберечь. Даже если в начале вы просто делаете свою работу, потому что вам так сказали, ближе к концу вы будете готовы на всё, лишь бы с грызунами не случилось ничего плохого. Во-вторых, в одной из локаций вы сталкиваетесь с последствиями строительства в лесу: разбросанные решётки и трубы, высохшая река, затруднённое перемещение, и изменение цветовой гаммы в более неприятные болотные тона. «Панорама» вредит не только окружающей среде, но и вам лично, потому что в этой локации гораздо сложнее функционировать.
А ещё NUTS заставляет задуматься не только о экологии Земли, но и в каком-то смысле о загрязнении виртуального мира. Мол, давайте перестанем забивать процессоры трупами внутриигровых персонажей, нарушать баланс виртуальных миров и т.д. NUTS своим примером доказывает, что совершенно не обязательно убивать любого, кто не похож на вас или имеет другую точку зрения, чтобы получать удовольствие от процесса. Например, в большинстве игр после убийства остаются трупы, чтобы игрок мог увидеть результат своих «трудов» и получить дозу эндорфинов. В NUTS вместо трупов у вас будут фотографии, которыми можно окружить себя всего, долго рассматривать, восхищаться своими навыками фотографа и т.д. И удивительным образом это приносит больше удовольствия, чем горы мертвецов, которые вы оставили на своём пути.