В августе на «Кинопоиске» стартовал сериал «Игры» — масштабная историческая драма о подготовке к Олимпиаде-80. Вместе с героями зритель пройдёт путь от утверждения спортивных объектов до церемонии закрытия. У руля — режиссёр Евгений Стычкин и шоураннер Александра Ремизова. В ролях — букет талантливых актёров, в числе которых Григорий Верник, Мария Карпова, Игорь Костолевский, Юрий Стоянов и другие. Рассказываем, удалось ли команде передать эпоху и не уйти в абсурд. Осторожно, спойлеры!
— Что это на палке болтается?
— Леонид Ильич, это Олимпийский Миша. Он летает.
Сериал появился на «Кинопоиске» в 44-ю годовщину завершения Олимпийских игр в СССР. Команда сценаристов из шести человек концентрируется на закулисье мероприятия, начиная рассказ за 350 до его начала. В центре сюжета — оргкомитет, которому предстоит с нуля собрать первые в стране игры. Уже с первой серии герои погружаются в хаос, так как из 97 объектов к сдаче готовы лишь 44.
По сюжету организация набирает новых сотрудников. Одним из них оказывается блатной Игорь Зорин (Григорий Верник), отец которого (Алексей Серебряков) руководит продуктовой базой. Парень попадает под командование Ирины Светловой (Мария Карпова) — инициативной мадам, готовой пожертвовать личной жизнью ради работы. У коллег сразу же не ладятся отношения, что по канону становится отличной, но довольно тривиальной возможностью шипперить их. Собственно, сценаристы будут не раз подкидывать неловкие ситуации с этими двумя, будто работая по лекалу «Служебного романа».
Зорин — разгильдяй и болтун, привыкший действовать против системы: то монумент Ленина валерьянкой обольёт, устроив кошачье пати, то вместо Большого театра обманом отведёт иностранных журналистов посмотреть на Высоцкого. Так, Игорь становится ненадёжным звеном для всей системы, что ведёт за собой последствия не только для него, но и всей организации. Естественно, это не единственный конфликт: отдельные блоки оргкомитета воюют друг с другом по поводу проведения и отмены игр. Аргумент первых — поднятие страны с колен, вторых — банкротство и голод. Иллюстрацией принципа станет коммуникация отвечающего за организацию Виктора Ходакова (Игорь Костолевский) и распределяющего финансы Анатолия Бледнова (Игорь Гордин), между которыми будет в черепашьем ритме метаться Брежнев (Юрий Стоянов).
«Игры» анонсировали осенью прошлого года, когда проект ещё именовался «Олимпиадой». Задумка казалась супермасштабной, учитывая работу Стычкина над «Нулевым пациентом». Однако на деле необходимо признать, что команда выложилась не до конца. В сериале действительно много локаций и декораций, актёров и вложенных денег. Ценно, что для рассказа выбрана именно подготовка к Олимпиаде, а не сами игры. При этом кажется, будто съёмочная группа топчется на месте.
Кто-то характеризует проект безумно динамичным. Однако это не совсем верно. Стычкин увеличивает динамику за счёт ручной камеры с резким зумом, джамп-катов и сталкивающих эмоции героев полиэкранов. Одновременно ставит довольно длинные сцены, хронометраж которых вовсе не оправдан. Мы долго смотрим на выступление Высоцкого и реакции героев Верника и Карповой на действо. Ещё дольше наблюдаем за песнопениями во время пьянки в третьей серии или флешбэками с тренировок спортсменов Дмитрия Сибирцева (Станислав Демушин) и Елены Травниной (Ангелина Мельникова) на протяжении всего сериала. С пятого эпизода съёмочная группа и вовсе погружается в романтику, из-за чего политические перипетии уходят на второй план.
Динамика более-менее появляется с шестой серии. Всё дело в резком увеличении масштаба конфликтов: сначала СССР вводит войска в Афганистан, далее главы соседних стран просят перенести игры, а потом и вовсе устраивают бойкот. К концу эпизода зрителя и героев всё же ждёт открытие самого масштабного мероприятия в СССР тех времён, однако удастся ли не завершить его ровно на следующий день — большой вопрос, несмотря на то, что мы и так знаем финал истории.
В этом плане команде вроде бы удаётся держать аудиторию в напряжении. По большей части за счёт микроисторий второстепенных героев. Трогает судьба девушки по вызову Кати (Александра Бортич), которую, как и других «диверсантов», намерены выслать за 101-й километр, чтобы те не подорвали репутацию страны. Будоражит история отца Ирины (Сергей Чонишвили), который отправляется в самый центр военных действий, пока его дочь строит будущее СССР. Завораживает и казалось бы банальный на фоне общего масштаба конфликт отца Игоря (Алексей Серебряков) с сыном. Всё перечисленное выглядит честно, поэтому и берёт за душу.
Очень много вопросов у аудитории вызывает Брежнев в исполнении Юрия Стоянова — этакий любитель отведать винограда да пострелять на охоте, а не эти ваши папки с документами листать и доклады выслушивать. Иногда кажется, будто Стычкин намеренно показывает нам пародию, карикатуру на генсека. Таким образом, Стоянов в образе Брежнева становится главным источником комедии. Приемлемо это или нет — каждый решит для себя сам. Однако актёр в любом случае хорош.
Кажется, все предыдущие проекты Стычкина послужили подготовкой к «Играм». Из «Контакта» режиссёр берёт конфликт поколений, из «Нулевого пациента» — акцент на крупном историческом событии, а из «Цикад» достаёт актёров — например, того же Верника. Вообще Евгений, как и многие культовые режиссёры вроде Тима Бёртона или Уэса Андерсона, предпочитает работать с постоянным кастом. Так, Ира Паутова переходит из проекта в проект, сыграв во всех режиссёрских работах мастера.
У Стычкина получилась не феноменальная, но неплохая производственная драма о закулисье Олимпиады, к которой мы готовились всей страной. Однако из-за обилия героев и микроконфликтов, зритель теряется и не понимает, что ему всё-таки пытаются донести. Про любовь и разлад поколений мы поняли, а дальше-то что?