11 апреля в российский прокат выходит нестандартная комедия о вампирах — «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» (Vampire humaniste cherche suicidaire consentant). Это дебютный фильм канадского режиссёра Ариан Луи-Сейз, до этого занимавшейся лишь короткометражками. В последнее время на больших экранах всё чаще можно встретить нестандартных вампиров. В ленте Луи-Сйз главная героиня, хоть жаждет крови, но жалеет людей, а потому не может убивать. Как утолить голод, никому не навредив, расскажем в статье.
Простите за беспокойство, у вас не найдётся первой отрицательной?
Саше (Сара Монпти) 68 и она до сих пор живёт с родителями. Вампирша не умеет и не хочет охотиться, да и о каких убийствах может идти речь, если у девушки всё ещё не прорезались клыки? Травмы детства — они такие: приводят к тебе на день рождения клоуна, он тебя развлекает, заставляет смеяться, а потом вся семья на твоих глазах решает его сожрать. Какое уж там кровопролитие — после такого Саша даже «Ночь оживших мертвецов» смотреть не может. Диагноз ставят довольно быстро: «Извините, ваша дочь вампирша — гуманистка».
Это тебе не мир блестящей на солнце кожи вампиров-вегетарианцев Калленов, каждый из которых мечтает жить вечно и счастливо. В центре сюжета самые настоящие кропопийцы, нападающие на людишек со спины под покровом ночи, а иногда и подвешивающие их на железные крюки, чтобы насладиться страданиями. Саша этого не переносит, а родственники её не понимают и ждут, что девушка одумается. Но вместо этого гуманистка слушает виниловые пластинки, играет на пианино на людных ночных улицах, изучает человеческие повадки и каждый раз задаётся вопросом: «Ну разве можно убить?».
Оказывается, можно, ведь на любого кровососущего гуманиста найдётся человек, жаждущий смерти. Девушка встречает Пола (Феликс-Антуан Бенар), который стоит на краю крыши и никак не решается спрыгнуть. У них много общего: вампирша хочет крови, но боится навредить, а парень уже ничего не хочет — он не против отдать свою жизнь ради благого дела. В интервью Dread Central режиссёр поделилась:
«Гуманистический вампир, ищущий согласную на смерть личность, родился из потребности укротить мои собственные тревоги о смерти. Идея обратиться к этой всеобщей ужасающей теме через фигуру кровососущего быстро овладела мной, ведь я давно хотела снять ленту о вампире. Как существа, обреченные убивать, чтобы выжить, они несут в себе смерть. Но что произойдёт, если они начнут слишком много думать о ценности жизней, которые забирают? Так родился персонаж Саши. Смерть заложена и в характере Пола, подростка с хроническим депрессивным поведением, который не находит своего места в мире, он не может его расшифровать, он враждебен ему».
Вампирёнок обретает клыки
В последнее время фильмы о сверхъестественных существах, в частности, вампирах, обретают совершенно иные смыслы, нежели в начале 2000-х. Тогда у нас были «Сумерки», в которых беззащитная Белла мечтала стать блестящим на солнце кровопийцей, «Дневники вампира» с двумя потрясающими кровожадными клыкастыми братьями Сальваторе, «Блэйд» о полувампире, мечтающем отомстить виновникам его незавидной судьбы. Все они — о мести или любви, слишком кровожадные или излишне романтичные, но никогда инди. Вампиры всегда были вампирами, и ничего за этим не стояло, а сейчас жажда крови или превращение в монстра — лишь метафора для раскрытия сложных противоречивых тем. Например, в фильме «Моё животное» девушка-подросток Хизер, как и её отец, становится оборотнем. Но это лишь метафора непринятия себя, отличия от сверстников. Также и в «Вампирше-гуманистке» выросшие у героини клыки и дальнейшие попытки найти себя в обществе вампиров показывают процесс её взросления. Везде Саша лишняя и нигде ей нет места — люди боятся, а кровососы не принимают из-за излишней мягкости. В этом она похожа на Пола, вся жизнь которого — сплошной буллинг со стороны одноклассников и внутреннее одиночество.
А ещё Луи-Сейз использует вампирскую тему для демонстрации первого сексуального опыта. Впервые желание Саши просыпается, когда она замечает Пола. При виде его крови у девушки прорезаются клыки. Жажда — это сексуальное напряжение, которое заполняет все мысли подростка. В какой-то момент Саша всерьёз задумывается о том, чтобы пронзить клыками тёплую шею, но не какого-нибудь случайного парня, как это делает её кузина, а особенного человека. Девушка зовёт Пола к себе. Они неловко слушают пластинки, мнутся у кровати, перебрасываются короткими фразами. Оба ужасно нервничают, ведь это их первый опыт укуса. И, конечно же, неудачный.
«Мне очень нравится рассказывать о подростках, потому что они такие интенсивные, а их чувства очень драматичны. В то же время, когда становишься старше и смотришь назад, понимаешь, что это был всего лишь шаг, и ты его преодолел, — говорила режиссёр в интервью для Polyester. — Я подумала, что было бы неплохо использовать параллель между миром вампиров и людей. Они переживают практически одни и те же вещи, только немного по-разному. Например, когда у Саши впервые появляются клыки, это похоже на её сексуальное пробуждение».
Фильм наполнен как визуально, так и сюжетно. Он использует стереотипы о вампирах, но показывает их не как то, что должно поразить или испугать, а как нечто само собой разумеющееся. Саша приезжает в мотель к рассвету и ложится на кровать, скрестив руки на груди, словно Дракула в гробу? Круто! Одна из вампирш по неосторожности не допивает кровь жертвы и превращает его в вампира? Вот это да!
В «Вампирше-гуманистке» заметно влияние других вампирских лент — «Выживут только любовники» в пустынных ночных улицах, отчуждённости главных героев от мира людей и «Девушка возвращается одна ночью домой» в восприятии главной героиней-вампиршей окружающего мира. Но у «Вампирши» есть и собственный визуальный стиль, который Луи-Сейз искусно создаёт вместе с оператором Шоном Палвином. Это и точное кадрирование, и тёмное освещение с высвечиванием определённых деталей: листвы деревьев с помощью красных фар машины, холодного света из холодильника над пакетами с кровью. Чаще всего кадр статичен и становится подвижным только благодаря героям, появляющимся в нём или текстурным деталям, придающим контекстности повествованию. Так, хоть Саша и подросток, ей уже 68, а это значит, что она застала 1960-е во всей их красе. Отсюда старые виниловые пластинки, которые она с удовольствием слушает.
«Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» ловко лавирует между жанрами: лента о вампирах, чёрная комедия, драма. Из-за этого тема не кажется избитой, наоборот, она интересна и свежа. Такой вампирше, как Саша, и шею подставить не жалко. Вряд ли она её укусит, верно?