16 февраля в прокат выходит «Винни-Пух: Кровь и мёд» (Winnie the Pooh: Blood and Honey), хоррор-версия знаменитой сказки Алана Милна, которая стала возможной, когда права Disney на произведение истекли (по законам США, это происходит через 95 лет с момента публикации). В России тем временем феерично реабилитировали «Чебурашку» и задумались об экранизации знаменитых мультфильмов по мотивам русских сказок — от «Летучего корабля» до «По щучьему велению». А что, если превратить классические сюжеты в хоррор? Кинокритик Иван Афанасьев предался фантазиям и предложил 10 сюжетов на выбор.
Колобок
Как известно, знаменитая сказка закончилась, когда Колобок прыгнул на морду лисице и та его слопала. Более того — проглотила, т.е. даже не стала жевать. Логично предположить, что кусок запечённого теста, одержимый желанием жить, после попадания в желудок стал искать путь наружу и, допустим, разгрыз живот зверя, как Чужой. Но однажды распробовав вкус крови трудно остановиться — и Колобок покатился обратно, чтобы сожрать всех, кто был у него на дороге, а заодно и бабку с дедкой, которые выпустили его в жестокий мир.
Маша и три медведя
Ну это классика — маленькая девочка заблудилась в лесу и наткнулась на какой-то дом, где живёт семья медведей. В варианте Льва Толстого (кстати, вы знаете, что это переделка английской сказки?) девочка успешно сбегает от мишек, но существует зарубежная версия, в которой она напарывается на шпиль башни при попытке выпрыгнуть из окна (!). Хоррор-потенциал истории очевиден: можно, как вариант, взять не одну Машу, а целую компанию молодёжи, которые натыкаются на дом, в котором переворачивают всё вверх дном, а потом туда приходят медведи, крайне недовольные положением дел.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Напомним, по сюжету старая царица приказывает убить падчерицу, но та выживает и попадает к семи богатырям, живущим в лесу, а по её следу отправляется жених Елисей, чтобы разыскать любимую. Мог бы получиться отличный сюжет про абьюз — богатыри в какой-то момент предлагают царевне выбрать себе мужа среди них, а позже даже хоронят в хрустальном гробу. Тут и героиня, и любовная линия, и антагонистка, и идейные антигерои, с которыми может вступить в брутальную зарубу Елисей. Всё, что нужно для крутого фолк-хоррора а-ля фильмы Роберта Эггерса.
Аленький цветочек
Хорроров по мотивам «Красавицы и чудовища» ещё не было никогда, а уж по «Аленькому цветочку» — тем более. Между тем, материал прямо-таки располагает к этому: загадочный замок, чей хозяин появляется не сразу, поначалу лишь общаясь с девушкой страшным голосом и огненными буквами на стенах (да!). И тут есть нюанс: ближе к финалу, когда возлюбленная чудища при помощи магического перстня возвращается домой, чтобы повидать родных перед свадьбой, сёстры ревнуют — в новом варианте они могли бы сами переместиться в замок и попасть в немилость чудищу, которое решило покарать незванных гостей. Вышла бы семейная драма, скрещенная со слоубёрнером и слэшером!
Хозяйка медной горы
А это мог бы быть целый альманах по мотивам произведений из сборника «Малахитовая шкатулка» Павла Бажова, одного из самых загадочных авторов моего детства. Тут можно придумать уйму всего вокруг одного только образа той самой «горной девки», или Малахитницы, загадочной покровительницы уральских гор. Ведь она может обернуться и прекрасной девушкой, что влюбит в себя кого хочешь, и жуткой ящерицей с человечьей головой, и просто присутствовать в виде незримого духа, что способен и дорогу подсказать, и в пропасть направить. Жуть, словом — настоящая уральская готика!
Сказка о царе Салтане
В оригинальном тексте две сестры, позавидовав третьей, родившей сына Гвидона для мужа-царя, изжили её со свету, отправив вместе с ребёнком на необитаемый остров. У Пушкина всё закончилось хорошо: парень вырос, обустроился, влюбился в красавицу, а там и папаня приехал с визитом, всех простил и свадьбу сыграл. А что, если всё было не так здорово: мама Гвидона померла, никакой девушки не было, да и сам он сбрендил на почве одиночества на голом острове? И потом, всё-таки вернувшись на родину, пошёл мстить своей родне. Эдакий «Варяг» всё того же Эггерса, не совсем хоррор, но мрака хватит за глаза.
Василиса Прекрасная
Одна из самых диких и жутких детских сказок, если подумать. Просто оцените: мачеха и две сводных сестры посылают Василису за огнём к Бабе-Яге, надеясь, что та её съест. Сама бабуля живёт в доме, вокруг которого построен забор из человечьих костей, увешанный черепами, что излучают свет из глазниц (один из них, подаренный Ягой девушке, цинично испепелит её злую родню). Есть, наконец, кукла, что делает за Василису всю работу — прямо вуду-мотивы какие-то. Тут и выдумывать особо ничего не надо — просто бери фактуру и вперёд страшить публику.
Курочка Ряба
Что страшного может быть в сказке про разбитое куриное яйцо? Ну вы просто вспомните, что там было дальше — это событие повлекло за собой цепочку других, куда более суровых: в финале, в одном из вариантов, вся деревня сгорает. Сюжет про проклятое яйцо, несущее беды, если его скорлупу повредить — звучит не очень интересно, но представьте себе теперь, что его нельзя бить, ведь в ответ может вылупиться нечто, от чего и будут все последующие беды? Да-да, почти как в фильме «Скрежет» — финны оказались проницательнее и воплотили этот сюжет раньше нас. И всё-таки можно попробовать.
Чёрная курица, или Подземные жители
Вообще, курица в русских сказках — какое-то особенное животное. Вот, например, в этой не самой известной, но замечательной (и очень криповой) сказке Антония Погорельского чёрная курица по имени Чернушка оказывается министром в царстве подземных жителей, куда попадает мальчик Алёша, спасший птичку от кухарки. Когда в силу обстоятельств ему приходится выдать тайну маленьких человечков, те уходят из пансиона, где разворачивается действие. В хоррор-версии сказки малыши высотой с 30-сантиметровую линейку могли бы поступить иначе, чтобы их существование осталось секретом: просто убить всех, включая мальчика с языком без кости.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Ох, вот она — ещё одна крипота родом из детства! В детстве меня страшно волновало: как Алёнушка умудрилась выжить, отправленная на дно реки с камнем, привязанным к шее? Да и сама идея, что ведьма, утопившая Алёнушку, хочет ещё и братца её, козлёночка, зарезать? А уж как бедную колдунью в разных финалах наказывали за обман: в одном — сжигали на костре, в другом — привязывали к хвосту лошади, чтоб её «разметало в чистом поле». Тут такое раздолье для интерпретаций, что можно сделать вообще всё что угодно. Хоть фолк-, хоть боди-хоррор, хоть экзистенциальную притчу с львиной долей мистики.
А какой хоррор по русским сказкам хотели бы вы?