14 ноября в российский прокат выходит хоррор-триллер «Еретик» (Heretic) от Скотта Бека и Брайана Вудса, создавших сценарий «Тихого места». На этот раз герои фильма не боятся говорить, наоборот, много размышляют вслух. Однако монстра нового проекта, безумного мистера Рида, привлекают не только философские рассуждения, но и нечто более страшное. Получилось ли у создателей убедить зрителя в его теории, расскажем в статье.
В черте города стоит симпатичный домик из камня, мимо которого редко проезжают машины. Хотя иногда туда всё же приходят посетители. Стук в дверь. На пороге стоят юные служительницы церкви: сёстры Барнс (Софи Тэтчер) и Пакстон (Хлоя Ист). С другой стороны появляется улыбчивый мужчина в очках, с радостью принимающий их брошюру и приглашающий девушек внутрь, чтобы поговорить о вере. Вообще-то заходить запрещено, но мистер Рид убеждает, что его жена готовит черничный пирог на кухне, поэтому бояться нечего. Девушки заходят внутрь.
Милый разговор стремительно обрастает настороженными репликами и многозначительными взглядами между подругами. Вопросы мужчины становятся всё неприятнее, а желание уйти растёт. Кажется, он позвал их не для того, чтобы сёстры посвятили его в свою веру, а чтобы навязать собственную. Барнс замечает на столе свечку с запахом черничного пирога. Никакой «миссис Рид» нет.
Напряжение нарастает, когда девушки обнаруживают, что входная дверь заперта, отверстия для ключа нет, а в глубине тёмных коридоров их поджидает мужчина, намерения которого не сулят ничего хорошего. Однако в комнате мистер Рид встречает их с улыбкой и говорит, что девушки вольны уйти. Заботливо указывает на двери чёрного входа: одна — вера, а другая — неверие. Вопрос только один: зависит ли от выбора девушек хоть что-то? Или всё это — иллюзия?
В фильме философия и классические произведения искусства красиво сплетаются с поп-культурными отсылками. Там, где мужчина цитирует Гамлета, девушки вспоминают Болотную тварь, а песня группы The Hollies «The Air That I Breath» плавно перетекает в «Creep» от Radiohead. И если поначалу рассуждения мужчины захватывают, то к середине фильма превращаются в речи одержимого, от которых хочется сбежать или спрятаться. Привыкнув видеть на экранах маньяков то излишне привлекательных, то крайне отвратительных, созданных для привлечения аудитории, вдруг обнаруживаешь, что к персонажу Гранта испытываешь лишь отвращение. Он улыбается и ведёт себя дружелюбно, пародирует Джа-Джа Бинкса из вселенной «Звёздных войн», носит вязаный свитер. Рид интересуется обыденными вещами, но это обман, ведь его истинная личность кроется не внутри, а снаружи — в доме. Мир, который маньяк создал вокруг себя, выглядит ужасающе: автоматические механизмы для открытия дверей, бесконечные подвалы, статуи во тьме коридоров, древние предметы в нежилых комнатах, несущие в себе потайные смыслы.
Но проходит половина фильма, разговоры заканчиваются, а девушки спускаются в тёмный подвал, чтобы испытать свою веру. И тут что-то ломается. Мистер Рид из высокоинтеллектуального психопата превращается в безумца с размытыми целями, а действия, разворачивающиеся в глубинах дома, постоянно не дотягивают до эффекта «вау». Вот мужчина открывает дверь на нижние этажи, а беззащитная жертва спускается по шаткой лестнице. Коридоры вьются и полнятся пугающими деталями: картинами, фигурами, сухими ветками. Напряжение растёт и вдруг обрывается — ничего не происходит. И так раз за разом: фильм постоянно обманывает ожидания, словно протягивает ладонь с угощением и тут же прячет руку. Получается, что не только мистер Рид пытается объяснить девушкам, что всё вокруг иллюзорно, но и сами режиссёры втолковывают это зрителю.
Ленту хочется пересматривать, искать объяснения, догадываться и обманываться, пытаться справиться с ощущением, что чего-то не хватило. Раз за разом попадать в одну и ту же ловушку, выбирая, в какую дверь войти: веру или неверие.