Редкий персонаж комиксов умудрился получить несколько разных киновоплощений. Любимый фанатами Человек-паук собирает кассу уже за счёт собственной популярности. Три версии — три актёра, и каждый нашёл преданную аудиторию. Фантастическая четвёрка после дилогии из начала 2000-х и провального фильма 2015-го вернулась в руки Marvel (а заодно и Disney) и с новым перезапуском, возможно, даже вылезет из небытия. Так же, как и команда о семье супергероев, Хеллбой в третий раз попытался очаровать зрителей кинотеатров. Рассказываем, каким получился вышедший 19 сентября «Хеллбой. Проклятие Горбуна» (Hellboy: The Crooked Man) и стоило ли герою вновь покорять большие экраны.
«Хеллбой: Герой из пекла» от Гильермо дель Торо вышел в 2004-м, а его сиквел «Хеллбой 2: Золотая армия» спустя четыре года — в 2008-м. Тогда зрители уже успели познакомиться с дорогими супергеройскими блокбастерами: трилогии «Людей Икс» и «Человека-паука» гремели в кинотеатрах по всему миру. Жанр был чем-то новым, необычным и открывал будущим фанатам новые вселенные. Тогда фильмы умели впечатлять и потому оставались в памяти.
Дилогия про «Хеллбоя» с Роном Перлманом в главной роли — из тех фильмов, где неискушённого зрителя пытались удивить. У дель Торо уживались драма, ненавязчивый юмор и задорный экшен. Да и выглядят они до сих пор красиво! Сцены с монстрами хочется ставить на паузу, чтобы изучить анатомию непонятной хтони. Увы, третий фильм, что должен был завершить трилогию так и не вышел (не нашёл спонсоров). Зато в 2019-м сняли перезапуск режиссёра Ника Маршалла с Дэвидом Харбором в главной роли.
Фильм, незамысловато названый «Хеллбой», намешал слишком много идей, но разваливался на куски, стоило лишь задать вопрос «Что происходит?» Удручал и юмор, который чаще был не к месту. Не иначе как фильмы Marvel вдохновили создателей на дешёвые шуточки каждые пять минут! Треш-клоунада в прокате провалилась, а персонажа вновь ждал перезапуск.
В 2023-м о грядущем ребуте заговорил президент Millennium Media Джеффри Гринштейн: «Проклятие Горбуна» отличается от предыдущих фильмов о Хеллбое. Майк Миньола как создатель комиксов наконец-то воплотит близкую к оригиналу версию историй и персонажей в кино. Это первая часть серии, которая покорит зрителей знакомыми (и новыми) способами. Брайан Тейлор — мастер своего дела, и я не могу найти лучшего человека, что претворит историю в жизнь и покажет зрителям новую и оригинальную линейку фильмов о Хеллбое».
Режиссёр Брайан Тейлор («Адреналин», «Призрачный гонщик 2») снял почти дословную экранизацию, где узнаются целые кадры со страниц комикса 2008-го. Но вот парадокс — следование за оригиналом без добавления собственных идей не идёт картине в плюс. На протяжении всего фильма от сюжета и героев постоянно хочется больших впечатлений и знаний о местном лоре. Однако всё остаётся в рамках камерной истории отдельно взятых персонажей, за рамки которой зрителю заглянуть не дают — есть только здесь и сейчас.
Как и в комиксе, «Проклятие Горбуна» — лишь очередное дело Хеллбоя. Что-то было до — что-то будет после, а сейчас всего лишь событие, одно из многих. Над предысторией и глобальным конфликтом в третий раз заморачиваться не стали, да и не требовалось, потому что сюжет локален и разворачивается в глухой мелкой деревушке среди леса. Хотя даже там Хеллбоя узнают, как героя с обложки журнала! С напарницей Бобби Джо (Аделин Рудольф) они попадают туда, знакомятся с местными жителями и узнают о таинственном Горбуне и его подручной ведьме. Создание, сродни местному дьяволу, любит заключать с простыми людьми договоры и жаждет их исполнения. Такому несчастному по имени Том Феррелл (Джефферсон Уайт) герой и будет помогать.
Джек Кеси («Штамм», «Дэдпул 2») в роли Хеллбоя умеет пафосно стоять, смотреть, вздыхать, хмыкать, курить почти в каждой сцене — всё, что герой делал и в комиксе. Харизмы Рона Перлмана из дилогии дель Торо нет и близко, зато он глупенько не шутит, как Дэвид Харбор в фильме 2019-го. Новый Хеллбой говорит кратко и только по делу, а если юморит — то редко и действительно смешно. Он просто крутой красный мужик в плаще, который хочет стрелять в монстров. Что ещё нужно? На пару минут, однако, ему вписали небольшое воспоминание о матери, которое предположительно должно было добавить драмы. Не удалось: героя это никак не раскрыло, но и не испортило.
За человечность отвечает новенькая героиня Бобби Джо, которой в комиксе не было. Она будто голос обычного зрителя, нормиса, никак не связанного с монстрами и магией. Её функция — задавать наводящие вопросы и восклицать «Так не бывает!» А Бобби Джо вообще-то работает с Хеллбоем на Бюро, но по сюжету этот факт никак не обыгрывается.
Фильм старается создавать атмосферу ужаса, но не получается. Смещённые ракурсы камеры, глубокий туман в лесу и зудящее чувство неизвестности работают только в первые полчаса. Пугать пытаются и по старинке скримерами и даже пару раз может сработать, особенно, если вы арахнофоб. Дешёвый трюк, но ведь бодрит!
Ещё меньше в историю верится, когда взгляд устаёт от похожих декораций в лесу и полуразрушенных домов и примечает очень уж бюджетный грим. Отсюда и лезут ассоциации со старыми сериалами из 1990-х и начала 2000-х. «Хеллбой: Проклятие Горбуна» даже не получается сравнивать с бессмысленными боевиками категории B в стиле «Обитель зла: Раккун-Сити» (2021). Фильм больше похож на серию раннего «Сверхъестественного», которую зачем-то растянули на полтора часа, когда истории тут как раз минут на сорок. Буквально та же формула: познакомиться с проблемой, устранить её и дальше в дорогу. После просмотра хочется включить следующую серию и увидеть очередное пугающее и таинственное дело — а потом ещё и ещё. Но увы, в этой вариации есть лишь один фильм, который вряд ли получит продолжение. Не везёт герою в кино!
Комиксы о Хеллбое заслуживают долгоиграющей и достойной экранизации, возможно, в виде полноценного мультсериала, а не только двух полнометражных мультов. «Проклятие Горбуна» же ощущается частичкой чего-то большего. История-то неплохая и актёры в ролях смотрятся приятно. В моменте от фильма можно получить удовольствие — вот только всё забудется на следующий день.