Вин Дизель в последние годы ассоциируется исключительно с семейной кинофраншизой «Форсаж» — фильмы про преступника Риддика вспоминают значительно реже. Оно и логично — их за 24 года вышло всего-то три, а четвёртый с подзаголовком «Фурия» только на подходе. Зато игру The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay то и дело упоминают наравне с другими хитами 2004-го — DOOM 3 и Half Life 2. Вот это уже показательно! В начале июня она отметила 20 лет, самое время вспомнить, почему игра до сих пор ставится в пример качественных стелс-экшенов.
Первый фильм с глубоким названием «Чёрная дыра» (Pitch Black) от режиссёра Дэвида Туи вышел в 2000-м. За несколько лет до этого мужчина уже пытался поработать над научной фантастикой со смесью хоррора: написал один из отвергнутых сценариев к «Чужому 3» (1992). В его версии события происходили на космической станции-тюрьме, куда доставили осуждённого мошенника, успевшего сбежать из-под нескольких заключений. Тогда сценарий Туи отвергли, но идею он не оставил, довёл до ума и воплотил в собственном фильме. Заодно и начало научно-фантастической франшизе положил.
Властелин дыры
По сюжету первого фильма корабль, перевозивший заключённых, терпит крушение на неизвестной планете. Команда выживших сталкивается с недружелюбными местными обитателями-монстрами. Они живут во тьме, на свет не выходят и поджидают момента, когда жертва окажется подальше от солнечных лучей. Ради безопасности экипажа приходится освободить одного из заключённых — того самого Риддика.
Почему космическая полиция охотится и хочет арестовать с виду обычного скучающего мужчину, так и останется загадкой, но все окружающие точно уверены, что он очень опасен. Главная способность Риддика — умение видеть в темноте — должна помочь выживанию на планете, пока не найдётся способ её покинуть.
Вин Дизель после выхода сиквела в 2004-м загадывал далеко наперёд и масштабы франшизы планировал глобально:
«Вопрос только в том, возьмём ли мы пример с "Властелина колец" и попробуем ли снять несколько глав одновременно. В планах есть ещё две... “Хроники Риддика" представлялась как трилогия, которая должна ответить на "Чёрную дыру" так же, как "Властелин колец" ответил на "Хоббита”».
На харизме антигероя и держится интерес к первому фильму и последующим. Вин Дизель на тот момент ещё не был узнаваемым актёром, но Риддик в «Чёрной дыре», а через год и Доминик Торетто в «Форсаже» принесли ему популярность.
В кромешной тьме
Игры по фильмам — явление неоднозначное. Пересчитать качественные можно по пальцам одной руки. С ходу вспоминается X-Men Origins: Wolverine, где бодрый слэшер оказался ещё и насыщен сюжетом больше, чем одноимённый фильм. Или Mad Max, в которой эффектно передали драйвовую езду по дорогам средь песчаных бурь.
The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay как раз один из немногих успешных примеров. Разработкой её занимались сразу две студии: Tigon и Starbreeze. Первую основал сам Вин Дизель, и в каждой из их игр он же и сыграл главную роль. Кроме двух частей «Риддика» в списке разработчиков ещё экшен Wheelman (совместно с Midway Studios — Newcastle) и Fast and Furious Crossroads (с Slightly Mad Studios).
Starbreeze Studios оказались самостоятельнее и деятельнее Tigon Studios. После «Риддика» они выпустили шутер от первого лица The Darkness (2007) и экшен в открытом мире Syndicate (2012). Во время его разработки из студии ушло несколько ключевых лиц, работавших над «Побегом из Бухты Мясника». В их числе дизайнер Фредрик Люнгдал и арт-директор Йенс Маттис, одни из будущих основателей MachineGames.
Потому в стилистике The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay узнаётся будущая Wolfenstein: The New Order. В обеих играх часто приходится любоваться стенами из серого бетона, тяжеловесными железными дверьми и решётками и сражаться против внушительных размеров роботов. Риддик даже иногда монотонно бубнит под нос, но не рассуждения о добре и зле, как в будущем Бласковиц в Wolfenstein, а нечто более приземлённое и понятное. Всё-таки не мир спасает, а себя!
Тюремная романтика
Сюжет игры разворачивается до событий первого фильма при том, что вышла она незадолго до второго — в 2004-м. Никакой планеты с псевдо-чужими и масштабов «Властелина колец» — сплошь стены да решётки. О важности знакомства с первоисточником при создании игры Йенс Маттис рассказывал:
«В случае с "Риддиком" я смотрел "Чёрную дыру" — вот вся степень моего знакомства с этой вселенной. Зависит от проекта, но очень важно понять, что тебе в нём нравится, а что нет. В работе над чем-то продолжительным, ты должен делать то, что глубоко любишь. Мы всегда к этому стремимся.».
История частично перекликается с небольшим рассказом Риддика из первого фильма, где он объяснял, как у него появились глаза, способные видеть во тьме. По большей части сюжет оригинальный. Неуловимого преступника доставляют в очередную суперохраняемую тюрьму, в которой ему очень уж не хочется проводить остаток дней. Риддик сразу же ищет путь на волю. Перед игроком небольшие полуоткрытые локации разделённые экранами загрузки и несколько NPC с односложными просьбами: убей, избей, отрави.
Камерный и локальный подход идёт только на пользу. Локации проходятся быстро, а четыре стены не успевают надоесть. Следуя названию игры, герой всегда пытается убежать. С немногочисленными заключёнными контактирует ради собственной выгоды. Риддик вызывает не сочувствие, а вдохновляет силой собственных стремлений идти к цели напролом, не важно какими средствами. Он буквально машина для убийств!
На некоторых локациях можно остаться без оружия, зато с кулаками или заточкой. Против огнестрела такой подход не поможет, но вынужденных соседей бить приятно. Через удары ощущается физическая тяжеловесность Риддика, словно сам игрок замахивается, сжимая руку в кулаке. Но несмотря на мощного героя с кучей стволов, он не действует бездумно. Игра часто располагает к стелсу, причём временами будто вдохновлённому дедушкой жанра Thief: The Dark Project, хоть и не настолько хардкорному. Множественные источники света можно разбить выстрелом из пистолета с глушителем и тихо подкрасться к противнику со спины. Чудо-зрение, которое по сюжету получает Риддик, позволяет чувствовать себя в темноте всемогущим. До той поры пока враг фонарик не включит. Охранники тут всё-таки не дураки и мишенями в тире быть не хотят.
В 2007-м вышел графический ремейк вместе с самостоятельным дополнением The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena, продолжающим сюжет первой части. После побега из «Бухты Мясника» корабль, на котором бежал Риддик, сталкивается с цитаделью наёмников. А настолько разыскиваемый преступник для них сродни бегающему мешку денег — догони да радуйся. Он, однако, не согласен и готов вновь доказать, что сильнее, умнее, опаснее и далее по списку.
The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay — игра, над которой сошлись все звёзды. От фильмов разработчики взяли харизматичного протагониста и поместили его в условия, которые тому подходили — в тюрьму. И здесь разгулялись так, как душа пожелала, оставив от «Чёрной дыры» только легко узнаваемые детали, вроде светящихся глаз или наёмника Джонса (Коул Хаузер). «Побег из Бухты Мясника» даже спустя 20 лет остаётся бодрым брутальным экшеном с самобытной атмосферой многоэтажных тюрем.
Дальнейшие фильмы по «Хроникам Риддика» ушли далеко от первой части. В 2024-м грядёт «Фурия», где Вин Дизель вновь вернётся к роли, которую любит. Возможно, он же когда-нибудь вдохновится снова и начнёт продвигать идею о новой игре с Риддиком — вселенная-то расширялась и обрастала подробностями. Но тягаться с творением Tigon и Starbreeze всё равно будет сложно.