В конце 2023 года на Netflix вышла новая дорама «Кёнсонское существо» (она же «Существо из Кёнсона»), мгновенно ставшая хитом. С объявления работы над сериалом фанаты ждали результат слаженной работы студий Story & Pictures Media, Studio Dragon и Kakao Entertainment, и экранизация полностью оправдывает ожидания (91% от критиков и 84% от зрителей на Rotten Tomatoes). Посмотрев все десять серий, мы решили рассказать о дораме, которую вы могли упустить в подготовке к Новому году.
О чём дорама?
1945 год, Кёнсон, начало весны. В город прибывает таинственная пара странников. Мужчина и девушка застают полицейский произвол со стороны японских сил над местными жителями. С первых минут становится понятно, что скитальцы прибыли в населённое оккупантами поселение не просто так. Оказывается, путники прибыли в столицу захваченной Кореи, чтобы разыскать жену и мать, связь с которой была утрачена мучительные десять лет назад. И все их безутешные поиски привели в едва ли не последний оплот борьбы с захватчиками. Имея на руках лишь призрачную подсказку в виде отрисованного карандашом портрета пропавшей, Юн Юнвон (Чо Ханчхоль; «Младший сын семьи чеболя», «Винченцо») и его дочь Юн Чхэок (Хан Сохи; «Саундтрек № 1», «Жизнь в браке») принимаются за работу.
Тем временем местный богатей, эдакий Брюс Уэйн без костюма летучей мыши, но с таким же чувством справедливости, по имени Чан Тхэсан (Пак Соджун; «Капитан Марвел 2», «Паразиты», «Что случилось с секретарём Ким?») влипает в неприятности. Комиссар полиции Исикава шантажом заставляет отыскать его беременную любовницу. Поскольку все местные знают, что, чтобы что-то или кого-то найти, надо обратиться в антикварный магазин/ломбард «Дом золотых сокровищ», вся надежда служителя порядка возлагается на Тхэсана. Однако срок поисков ограничен — женщину необходимо найти к концу цветения сакуры. Времени катастрофически мало — почки вишни уже набухли, и вот-вот начнут благоухать, распространяя тонкий аромат.
Пути троицы пересекаются, когда Тхэсан просит ищеек помочь найти женщину в положении, а взамен предлагает найти художника карандашного рисунка. Долгие поиски приводят героев к местной больнице для японцев, где, как выясняется, военные проводят чудовищные опыты на военнопленных и похищенных местных жителях.
Какое оно — существо Кёнсона?
Нельзя не зацепить зрителя напуганными до остолбенения сержантами, смотрящими на бронированную дверь, которую когтями старательно пробивает нечто неизвестное. Ожидаемо с первых минут показывают страшилище, искусственно выращенное из неведомого доселе найденного во льдах существа. Здесь должна быть шутка в духе «что-то похожее уже мы видели, и там всё закончилось плохо», но в неустаревающей классике — в фильме «Нечто» — заложена несколько иная мысль.
После невообразимых биологических экспериментов над телом и разумом от человека остаются только две парные когтистые конечности и подобие головы с отростками на черепе. В моменты опасности, голода или жажды убийств из верхней части спины у позвоночника проявляются мощные тентаклевидные щупальца — крепкие, как кожа, и гибкие, как тело. Эти же длинные «руки» можно заметить и на постерах.
И, конечно, японские военные, учёные и врачи будут демонстрировать привилегии, статус и власть, нещадно бросая простых корейцев в кровавые лапы монстра. И в некотором смысле ожидаемо, что создателями сериала поднят вопрос человечности людей в целом — сколь сильно может быть развращён мозг узурпаторов в попытке одержать вверх над эволюцией? Есть ли предел этичности в желании возвысить нацию? Не давит ли на совесть сбившаяся стрелка морального компаса? Каждый способен найти ответы для себя самостоятельно. Однако история знает реальные бесчеловечные примеры, и все мы понимаем, что жестокость — не норма ни в коем воплощении.
Объективное противопоставление извечных добра и зла миров людей и монстров отчасти выносится на пьедестал другой нашумевшей корейской дорамы. В «Милом доме» чудовищами становятся обычные граждане, которым, давайте честно, очень не повезло. В первом сезоне показателен пример главного героя, который, даже став монстром, помогал жителям разрушающегося дома. Во втором же сезоне уже на примере второстепенных (и даже третьестепенных) персонажей возносится мысль возможной человечности страшных существ.
Каждый поворот сюжета затягивает в новый виток рассуждений — насколько прогнившим может быть, казалось бы, добропорядочный самаритянин, и насколько «светлым человеком» способно оказаться чудовище.
Реальная ли это история?
Важно упомянуть, что сценаристы ловко добавили в дораму японскую оккупацию Кореи, несмотря на фантастический во всех смыслах сюжет. «Декорации» колонизированной с 1910 по 1945 годы страны демонстрируются через бродяжничество населения, безысходную нищету и невыносимое рвение вернуть любимой родине бывалую мощь. И если действие дорамы происходит примерно за полгода до конца капитуляции Японии, то в кадре не удивляют дубинки в руках японских полицейских, введение немыслимой цензуры, массовые лишения свободы, попытки склонить местное население к синтоистским святилищам и присягнуть на верность новой власти, отправки на фронт корейцев сражаться за правившего в то время императора Сёва (Хирохито) и намёки на обращение девушек и женщин в сексуальное рабство (в так называемые «дома утешения»).
Исторические сериалы пользуются большим интересом у зрителя, ведь всегда интересно заглянуть в прошлое, каким бы страшным оно ни было. Особенно если речь заходит о колониальном периоде, который популярен в первую очередь у корейской аудитории. До сих пор в культуре можно найти отголоски неприязни к оккупантам — если некоторые сериалы сконцентрированы на сюжете борьбы с японцами (например, «Мистер Солнечный свет» и «Чикагская печатная машинка»), то в других только упоминаются непростые отношения между соседствующими странами (например, в дораме «Агентство» есть запоминающаяся сцена, в которой одна из героинь наливает недоброжелательнице вино из бутылки тремя небольшими порциями — похоронным обрядом).
Можно предположить, что японские военные и учёные были списаны с известного пытками «ради науки» отряда 731 (в реально существующих документах он был зашифрован как «Главное управление по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии»). Это специально созданное секретное подразделение вооружённых сил Японии, которое вело исследования в области биологического оружия; опыты ставились преимущественно над военнопленными. Под руководством командира отряда Сиро Исии проводились испытания, которые идентичны с фашистскими и о которых не хочется углубляться в этом материале.
И если зверства были списаны с толикой изменения в угоду сюжету, то главный герой Чан Тхэсан (опять же с каплей корректировки) предположительно был списан с известного борца за независимость Кореи начала 20 века — с Син Сокгу, который так же владел ломбардом, в котором можно было выручить средства за безделушку, который так же потерял родителей, пусть и в более зрелом возрасте, чем герой сериала, и который так же иногда по вечерам был занят банкетами и шумными компаниями. А ещё, как и Тхэсан, Сокгу в своё время пострадал от рук друга, который занимался подпольной борьбой за свободу родины.
В начале девятой серии демонстрируются кадры, которые могут показаться постановочными и не относящимися к сюжету дорамы. На самом деле это реальные фото, подтверждающие зверства японских «исследователей». Об этом намекает тишина, сопровождающаяся лишь звуком перещёлкивания снимков, и об этом прямо рассказывают режиссёр и сценаристка сериала в одном из своих интервью. Эти долгие 17 секунд доводят до ужаса при осознании, что изображения подлинные.
Как представлена эпоха 1940-х в дораме?
И если создатели проявили внимание к историческим элементам, воссоздаваемым по крупицам с уцелевших хроник прошлого, то и к декорациям было столь же серьёзное отношение. Чтобы грамотно представить сороковые годы прошлого века, были отстроены уникальные строения и декорации площадью 4500 квадратных метров. Уличные фонари, вывески и столбы электропередач были сделаны максимально реалистично, воссозданы были костюмы и украшения, собранные по столетним источникам. Даже больница, в которой происходит значительная часть сюжета, поражает запутанными подземными лабиринтами, наполненными многочисленными солдатами. Непримечательный с виду госпиталь, но начинаешь задумываться, что всё не так просто ещё до того, как с экрана героям говорят, что войти в здание можно, выйти — нельзя. Да и охраняющие объект военные наводят на мысли. Иными словами, детализация на высшем уровне!
С первых минут заставки и до финальных титров мрачные улицы города, по вечерам ярко освещённые разноцветными фонариками и мощными лампами с проведённым электричеством, наполнены снующими людьми. То тут, то там спешат рикши, перевозящие дам и господ (чаще всего японцев, конечно). И кажется, будто Кёнсон живёт тихо и мирно, однако из-под полы «лезут» борцы за независимость и свободу Кореи, а значит, неминуемы и беспощадные полицейские патрули.
При сочной картинке съёмки на фоне серых улиц ломбард Чан Тхэсана выделяется своим роскошным фасадом. Создатели словно вылепили европейский замок, интерьер которого наполнен пёстрыми обоями и вычурными люстрами, огроменными комнатными растениями и изящными, красивыми деталями. Даже с учётом, что герой выкупает предметы обихода по достойной цене, видя положение местных, богато обставленный интерьер внутреннего убранства позволяет увидеть масштабы влияния персонажа. Ну и банковский сейф в стене с многочисленными тайниками впечатлит размерами.
Что же касается химии между героями — она также на высоте. Если раньше критики и зрители могли упрекнуть актрису Хан Сохи, играющую роль Юн Чхэок, в безэмоциональности, то сейчас сложно не оценить проделанную работу над собой. Узнавая истории персонажей из серии в серию, невольно начинаешь сопереживать потерям и лишениям главных героев. Да и многие второстепенные актёры дают жару — кому-то хочется приложить подорожник или даже приголубить (авось легче станет на душе), а кому и арматурой лицо раскрасить (хотя мы всё же против насилия).
Вкупе эти три детали дают невероятно целостную аутентичную картину экранизации, которая позволяет окунуться в ушедшую эпоху (пусть и с элементами фантастики).
Нужно ли сериалу продолжение?
В сериале 10 серий, которые выпустили двумя частями — сначала семь эпизодов в уходящем 2023 году, затем три оставшихся уже в начале 2024-го. Это не первый опыт Netflix выпуска сезона в пару заходов: для аналогии другой нашумевший сериал прошлого года — дораму «Триумф» — выпускали таким же образом.
Сериал уже продлили на второй сезон (кто бы сомневался), и по уже продемонстрированным кадрам можно судить, что события продолжения будут развиваться в настоящем времени. Говорит ли это о переходе дорамы из исторического жанра в современный? Пока сложно утверждать, ведь корейские сценаристы славятся в том числе и тем, как ловко могут переплетать прошлое и настоящее. Как пример можно привести едва ли не каждую мало-мальски известную дораму — это и два прекрасных сезона «Истории девятихвостого лиса», и завораживающий «Отель “Дель Луна”», и таинственный «Король: Вечный монарх» из подборки мифических дорам, и всеми любимый «Демон» из подборки дорам о любви. Во многих сериалах события прошлого так или иначе влияли на настоящее.
Ответит ли дорама на некоторые оставшиеся к концу просмотра вопросы — узнаем в продолжении, которое обещают выпустить уже в этом году. Вот только получится ли — покажет время.
Осторожно, спойлеры!
В заключительных кадрах сериала, когда в последние минуты всё становится понятно и ясно, ожидаешь концовку в стиле «до финала доживут не все». Это нередкое явление для сериалов, но необычное для дорам. И вот все морально готовы хвататься за платочки! Ведь главная героиня оказывается при смерти от многочисленных ран, несовместимых с жизнью. Ну всё, платочки уже в руках, слёзы на низком старте… Но нет, создатели сериала дают «новую жизнь» Чхэок: то ли в озере, то ли в море погруженные в бездну девушка и монстр, дочь и мать, видятся в последний раз, когда существо передаёт таинственного червяка родственнице. Что?!
Зачем портить логичный трагический финал, который мог отлично завершить историю героини? Разве не предначертанной судьбой гибели добивался режиссёр, когда во второй части сезона периодически напоминал о мечтах героини иметь обычную семью и быть счастливой? Почему нужно было сценой в несколько секунд портить закономерный конец? Будут ли объяснения в новом сезоне? Надеемся, что да.
Судя по уже известному небольшому фрагменту, который провозглашает продолжение, спустя почти 80 лет после событий первого сезона главным героем сериала будет парень, внешне схожий (или даже идентичный?) с Тхэсаном. На его позвоночнике отчётливо виден продолговатый шрам, скрывающийся под одеждой. Что ж, давайте объективно, Тхэсан в современном мире может показаться «лишним». Как мог обычный герой, не наделённый сверхспособностями дожить до седых лет и не поседеть? Будем верить, что это всё же условное перерождение персонажа, а не продолжение ставшего непотопляемым главного героя… А иначе сериал будет попахивает не трогающей до глубины души драмой, а комедией с элементами фарса.
…если только нам не показали чудом уцелевшего и, возможно, бессмертного ребёнка, вырезанного из утробы любовницы комиссара. Ведь все мы видели, кем или даже чем стала куртизанка.
Дорама «Кёнсонское существо» определённо достойна войти в список обязательных к знакомству корейских сериалов. И если вы ещё не смотрели её, то завидуем и рекомендуем к просмотру! Создателям определённо есть чем вас удивить...