С 9 ноября на больших экранах можно будет увидеть фантастическую комедию «Год рождения» — новый проект Михаила Местецкого («Тряпичный союз», «Одна историческая ошибка»). Действие ленты разворачивается в вымышленном Металлогорске, где происходят чудеса вроде оживления музыкантов. Мы посмотрели фильм на фестивале «КАРО.Арт» и решили рассказать, чем он хорош. Острожно, спойлеры!
Где-то на окраине России, в небольшом индустриальном городке, когда-то происходили чудеса. А ещё расцветал андеграунд под руководством «Яичного света» — местного бэнда во главе с Соплёй (Юра Борисов). Однако сегодня чудеса закончились — лимит исчерпан. От группы остался лишь музей в небольшой квартирке и паблик, где Филипп (Эльдар Калимулин), лютый фанат и по совместительству хозяин антикварной лавки «Яичного света», не позволяет Металлогорску забыть своих героев.
Его мечта — организовать андеграундный фестиваль. По меркам городка цель малоосуществимая. Филипп хочет вернуть Металлогорску былую славу магического места. И тут в жизнь врывается Марина (Анастасия Талызина), которая переворачивает обыденность с ног на голову. Героиня затаскивает парня-мечтателя в реальность, учит жить по-взрослому. На горизонте резко появляется беременность, поиск работы и ответственность за будущее семьи. А где-то за ним остаётся мечта.
В ленте соседствуют два времени — настоящее с обязанностью прокормить близких и прошлое, где на сцене беснуется Юра Борисов. Второе приправлено эффектом плёнки: оно шумно, ностальгично и желанно. Оно — глоток свежего воздуха. Пропасть, в которую хочется упасть. Филипп мечтает вернуть минувшее. По сути, он живёт в нём, несмотря на жену и ещё не родившегося ребёнка под боком.
«Год рождения» — фантастическая комедия. Все проблемы перекрывает шутка. Пусть даже нарочито зловещая. Так, страх перед рождением сына обыгрывается появлением призрака. Точнее — галлюциногенной проекцией. Герой видит голову говорящего ребёнка на УЗИ-мониторе. Лента пестрит подобными приколами. К примеру, персонаж Юры Борисова силой мысли генерит татуировки на теле. Удивительно, что эта абсурдность нисколько не портит впечатление о фильме. От него остаётся свежее послевкусие. Да и сами шутки не выглядят глупыми и колхозными. Местецкий проверил каждую реплику. Таким образом, в качестве главного инструмента режиссёр использует фантастический элемент, заправляя его комичными репликами.
В «Годе рождения» Юра Борисов исполняет второстепенную роль. Но, парадокс, главную в фрагментах прошлого. Несмотря на это, он явно перетягивает одеяло с главных героев. Сопля — лютый персонаж. Музыкант в фартуке на голое тело, живущий в угаре. Он олицетворяет внутреннюю свободу, которой не хватает Филиппу. Многие привыкли видеть Юру в образе спокойного героя, который, даже будучи чуть-чуть злодеем, способен на подвиг. Однако отбитость Сопли идёт актёру. Он — андеграунд во плоти. При этом персонаж становится кумиром для Филиппа, но не для других участников группы.
Вокруг Сопли выстроен целый культ, перекликающийся с религиозным. Безрассудные действия героя и слепая вера в идею чуда и фигуру музыканта показываются с разных сторон. С одной — это счастье. С другой — обречённость. Ведь финал истории не всегда оказывается хорошим. В свою бытность Сопля возглавлял движение «Металлогорское чудо». Термин обозначает ситуацию, когда в городе происходит что-то, что не должно происходить. Во многом Филипп возрождает не столько андеграунд, сколько это движение.
За перевоплощением Борисова очень интересно наблюдать. В нескольких сценах актёр сам исполняет треки — привет всем фанатам. К примеру, его голосом можно услышать ремейк Ave Maria под названием «Алло, Марина». Кстати, совсем недавно дуэт Талызина + Борисов прогремел в «Кентавре», где актёры исполнили главные роли. К сожалению, в «Годе рождения» ребята никак не пересекались. Но это не отменяет факта, что смотреть на обоих разом — одно наслаждение.
В ленте поднимаются важные вопросы. Вспомним того же ребёнка. Филипп видит проекцию и слышит: «Я тебя не уважаю!» На герое лежит бремя ответственности. До беременности Марины персонаж уверял окружающих, что ему не нужны деньги. Он вообще не про это. Однако сейчас они понадобились как никогда. Расхождение обстоятельств с истинными желаниями пожирает его изнутри. При этом Марина — образец поддерживающего партнёра, который не давит. Она готова принять, понять и всё в этом роде. Наивность это или нет — каждый решит для себя сам.
Осторожно, спойлер!
Местецкий поместил в драматургию ленты переломный момент: Филипп, подобно Сопле, спиливает себе голову. Драматичная и вполне логичная развязка — смерть персонажа. Таким образом, фильм становится рассказом о жизни человека с психическим расстройством. Мальчик поверил в чудо, решил испытать его действие, умер. Вот тебе и реальность…
Однако режиссёр идёт по иному пути — воскрешает Филиппа, как и Соплю. И тут драму снова затмевает комедия. Голова торжественно катится по городским дорогам, прямиком к жене. Герой не умирает. Близкие приклеивают голову на место. Филипп оживает, заканчивая действо комичным музыкальным номером в духе голливудских мюзиклов или болливудских фильмов. И тут возникает вопрос: стоит ли потенциально ждать от фильма драмы? Местецкий топчет рамки понятного, путает зрителя, заставляя чувствовать дискомфорт от неожиданной развязки. И в этом его сила.
«Металлогорское чудо» помогает Марине справиться с беременностью. Помогает Филиппу почувствовать себя значимым. Помогает зрителю поверить в хэппи-энд. Ведь в жизни возможно всё, как бы банально это ни звучало.
«Год рождения» каламбурно можно назвать возрождением постановочных работ Местецкого. Режиссёр вернулся взрывом. Однако такой нахрап порой разрушает последние клетки мозга. После долгого перерыва мастер не может насытиться, ему хочется всё везде и сразу. Но разве это плохо? Похоже на отличный апгрейд. Ждём следующих премьер!