До конца года остаётся совсем немного, поэтому надо срочно подводить всевозможные итоги. Мы уже рассказали о своих любимых мультсериалах и фильмах 2022-го, а для выбора лучших музыкальных альбомов мы обратились за помощью к профильным изданиям (и не только). Читайте, какие релизы считаются лучшими в 2022 году.
Beyoncé — RENAISSANCE
Ультимативно на фоне остальных выглядит Бейонсе со своим седьмым альбомом, ставшим первым самостоятельным с 2016 года (в 2018-м у певицы вышел совместный с Jay-Z лонгплей Everything Is Love). Очевидно, что её статус делает любой релиз ожидаемым и желанным, но RENAISSANCE явно идёт дальше. Он стал лучшим в 2022-м по версии сразу 18 топов (20 по Metacritic), среди которых рейтинги Pitchfork, Clash, Vulture, Rolling Stone, The Guardian, The Skinny. Ещё в девяти случаях альбом разместили на второй строке. Заслуживает ли релиз такого обожания? Решайте сами, а мы пока посмотрим на другие итоги года.
Alvvays — Blue Rev
На втором месте по числу первых мест после Бейонсе можно было ожидать ещё артистов, которые получают свои оценки до выхода альбома, но тут разместился третий лонгплей канадцев Alvvays. Ожидаемо их поддержали соотечественники из Exclaim, а также Flood со Stereogum. Всего пять первых мест по Album of The Year (и всего одно второе).
Wet Leg — Wet Leg
Радиостанция KCRW вместе с журналами Coup De Main и Under the Radar посчитали, что лучше всех себя в этом году зарекомендовал одноимённый дебютник дуэта Wet Leg. Вполне заслуженно, как и пять номинаций на «Грэмми», среди которых Best New Artist. Всего четыре первых места по AOTY.
Big Thief — Dragon New Warm Mountain I Believe in You
Ожидаемо нашлись и те медиа, которые под конец года смогли вспомнить отличный альбом Big Thief. Это не только один из лучших фолк-релизов 2022-го (может и лучший), но и потенциальный обладатель «Грэмми» в номинации Best Alternative Music Album. На первое место его поставили Paste, OOR и Slant, а ещё в 17 списках Dragon New Warm Mountain I Believe in You оказался в первой десятке.
Jockstrap — I Love You Jennifer B
В музыкальном дайджесте, который вышел три месяца назад, мы ванговали, что об этом релизе мы обязательно ещё вспомним в конце года. Дуэт Тейлора Скай и Джорджии Эллери из Black Country, New Road выпустил по-настоящему удивительный поп-альбом. Да, это совсем не та музыка, которая завоёвывает строчки в чартах Billboard, но это только им в плюс. Заслуженная любовь от DIY, The Quietus и Gorilla vs. Bear.
Kendrick Lamar — Mr. Morale & The Big Steppers
Кендрику Ламаровичу явно не везёт в 2022-м. Мало того, что его драматичный лайв-экшен We Cry Together не взяли в шорт-лист «Оскара», так и альбом его не сказать, что впечатлил сильно мейнстримных критиков. Впрочем, свои три первых места он всё же забрал: BBC Radio 6, баззфидовский Complex и радио KCRW (да, они на первое место ткнули сразу два лонгплея).
Rosalía — Motomami
По правде говоря, я ожидал, что Rosalía соберёт гораздо больше первых мест, но всего три издания выбрали её Motomami лучшей пластинкой года (среди них The Independent и The Washington Post). В трёх случаях её обошла Бейонсе, а ещё она 20 раз попала в топ-10. Это и не удивительно, артистка вместе с Bad Bunny (его альбом Un Verano Sin Ti лучшим в 2022 году назвали TIME и Billboard) провела невероятную работу. И если успехи второго проще всего посчитать просто в цифрах, а они поражают, то за её трансформацией придётся проследить более детально. Это не просто экспериментаторша в рамках латиноамериканской музыки, а полноценная мировая звезда, которая в эпоху ТикТока обречена на всеобщий успех, выходящий далеко за рамки локальной «Грэмми». Там, кстати, тоже всё хорошо — в этом году она благодаря победе в номинации Album Of The Year, стала первой женщиной в истории, кому это удавалось дважды. Остаётся только закрепить успех на обычной «Грэмми», где она поборется за Best Latin Rock or Alternative Album.
Fontaines D.C. — Skinty Fia
Почему-то Skinty Fia мне сложно было проассоциировать с лучшим альбомом года, но очевидно, что для многих фанатов пост-панка — это главный релиз 2022-го (за некоторой погрешностью). Сам лонгплей отличный, и в отличие от некоторых выше треки с него в плейлистах на протяжении всего года. Лучшим его посчитали испанцы MondoSonoro (классный топ), Northern Transmissions и Hot Press.
Ethel Cain — Preacher's Daughter
При прослушивании Preacher's Daughter трудно удержаться от сравнений с Ланой Дел Рей, впрочем, на своём дебютном альбоме исполнительнице удалось продемонстрировать свою уникальную мифологию (в отличие от прошлых EP). Кинематографичный лонгплей в жанре южной готики, который даже больше про литературу, чем про музыку. Интересно было бы сравнить его с пластинками 2021 года, где конкурентов похожих было больше. Gigwise и Crack считают Preacher's Daughter лучшим, а с ними соглашаются ещё два составителя рейтингов.
Arctic Monkeys — The Car
Вроде столько уже всего написано, а ещё ни разу не всплыл всеми любимый NME, да? А всё потому, что они сдвинули Бейонсе, Кендрика, Fontaines D.C. и Wet Leg ради Алекса Тёрнера! Мнение непопулярное, потому что не все поклонники, да и журналисты, по достоинству оценили перемены и ту лирику, которую фронтмен привнёс к седьмому лонгплею Arctic Monkeys. Но будем объективны, это классная работа, которая точно заняла не только достойное место в дискографии, но и во всём 2022-м. Кстати, NME оказались не единственными, ещё альбом заценили в Time Out.
Будьте уверены, что все данные по количеству первых мест могут поменяться, так как многие факапят или пытаются максимально дотянуть до конца года. Но положение дел объективно останется примерно таким же. Если совсем коротко ещё посмотреть, какие релизы попали на вершины рейтингов, то мы увидим два топа у Billy Woods, Suede, Nova Twins и Weyes Blood. По одному у новой группы Йорка The Smile, Гарри Стайлса, Dry Cleaning и Yard Act. А ещё два топа у Тейлор Свифт, но это уже даже не смешно. При такой разнообразной картине странно, что нигде не заскочили на вершину пластинки Sudan Archives, Black Country, New Road, Black Thought & Danger Mouse или The Weeknd (хотя бы тоже за былые заслуги).
Довольно сложно подвести какой-то промежуточный итог. Явно не все альбомы заслуживают называться лучшими, даже если принимать тот факт, что подобные рейтинги всегда крайне субъективны. В музыкальной критике (да и не только) давно путается понятие «лучшего» с «самым успешным». Да и вряд ли читатели крупных игроков поняли бы, если бы на месте Бейонсе в заголовке расположился какой-то дебютник Этель Кейн, например.
Хотя, если прикинуть, трудно представить и обратную картину, в которой независимый портал мог бы признать Bad Bunny (а это вряд ли). Артиста, кстати, скромно почти обошли стороной. Просто напомним, что в 2022-м он в третий раз подряд стал самым прослушиваемым артистом в Spotify, а Apple Music назвал его «Артистом года». Также две его песни с нового альбома в топ-5 спотифая по итогам года, а там никого из списка выше, кроме Стайлза. Кстати, обратили внимание, что нет тяжёлой музыки? Её, кроме профильных изданий, кажется, и не рассматривал никто вовсе. Впрочем, уже можно найти три небольших списка, которые возглавляет Impera от шведов Ghost.
Давайте попробуем посмотреть, какие оценки получали от критиков пластинки на протяжении всего времени, чтобы понять, насколько расходятся они с итогами. На Metacritic первое место у Rosalía, которая на основании 17 рецензий собрала средний бал 94 из 100. Также в тройке оказались Nova Twins и Black Country, New Road, набравшие по 92 балла. На AOTY первую строчку забирают Black Country, New Road с 89 баллами (на основе 30 (!) рецензий), Бейонсе на втором с 88, а замыкает тройку Nova Twins. Хотя если бы мы выводили среднее по минимум пяти обзорам, то получили бы сразу три альбома SAULT в топ-5. Выбор зрителей пал так же на Black Country, New Road — 89 баллов на основании 6179 отзывов. Далее расположились JID (у них 87 на основании 3815), и black midi (тоже 87 на основании 3845). Любопытно, что мегауспешного альбома Бейонсе в топ-10 нет, она всего лишь на 20 строчке с 80 баллами. Если рассматривать всех участников итогов, то мы имеем Weyes Blood в пользовательском рейтинге на шестой строке с 85 баллами, Ламаровича следом с 84 и Big Thief с 84 на девятом (видимо, ранжируется по количеству отзывов, у Mr. Morale & The Big Steppers в два раза больше).
Для чистоты эксперимента ещё посмотрим Rateyourmusic. Агрегатор пользовательских оценок тоже насчитал победу Black Country, New Road (4,01 из 5). На втором месте black midi (3.93), а на третьем — Big Thief (3,91). В этом списке Renaissance улетел аж на 44 позицию. Даже если откидывать мнение, что пользователи сервиса любят занижать оценку мейнстриму, в целом мы видим не такую ультимативную ситуацию, которой обернулись музыкальные итоги целиком. Хотя мы с вами ещё не вспомнили номинантов «Грэмми», которые в очередной раз сделают больно ранимым душам.
В общем, можно ли удивляться, что критики опять вознесли материал, записанный в первую очередь для них, а не для слушателей? Кажется, не стоит, да и слишком это субъективное занятие. Настолько, что мы даже не решились выбирать свой топ и просто прикрылись спорными списками западных коллег. Корректно ли это? Решать вам, как и то, какой же альбом всё-таки стал лучшим в 2022 году!