Наконец вышел один из самых долгожданных и неоднозначных анимационных фильмов студии Ghibli — «Ая и ведьма» (Earwig and the Witch). Режиссёром на этот раз выступил Горо Миядзаки — сын легендарного основателя студии Хаяо. Именно он ответственен за такое новаторское художественное решение, как 3D CGI-анимация. Изначально премьера «Аи и ведьмы» должна была состояться на Каннском кинофестивале 2020, но тот, по очевидным причинам, был отменен, так что ожидание действительно затянулось. Во всех странах дата премьеры разнится, и в широкий прокат в России картина выходит 25 марта. Но мы, конечно же, уже посмотрели благодаря «Русскому Репортажу» и готовы поделиться
«Ая и ведьма» — это экранизация детской новеллы «Ирвиг и ведьма» британской писательницы Дианы Уинн Джонс, чью повесть «Ходячий замок Хоула» студия Ghibli с блеском экранизировала в 2004 году.
Это история девочки-сироты, которая отличается волевым характером и заставляет всех жителей детского дома делать то, что хочет именно она. Впрочем, Ирвиг, хоть и сама по себе властная непоседа, но она добрая, смелая, и коллектив прикипел к ней всей душой.
Ирвиг нравится жить в детском доме. Она уверена, что не найдётся чокнутых, которые решаться ее усыновить, но в один прекрасный день такие люди всё же появляются. Это Белла Яга и демоноподобный Мандрейк. Довольно странная и загадочная парочка. Все проясняется, как только Ая переступает порог своего нового дома, Белла Яга — ведьма! Казалось бы, впереди столько захватывающих приключений, ведь Ая уверена, что её удочерили для того, чтобы обучить колдовству. Реальность оказывается куда прозаичнее: Белле всего лишь нужна пара свободных рук, чтобы выполнять самые унылые и рутинные задания, например, нарезку ингредиентов и уборку, мягко говоря, не самой чистой ведьминской лаборатории. Не тут-то было! Довольно скоро с помощью говорящего кота Томаса, Ая решает навести шороху в доме, чтобы установить свои порядки.
Надо сказать, что новелла, взятая за основу, к великому сожалению, была последней в творчестве Дианы Уинн Джонс, её собрали из черновиков уже после смерти писательницы. Если вы решите ознакомиться с библиографией Дианы (а сделать это мы вам категорически советуем), то не стоит начинать с «Ирвиг и ведьмы». Это явно не самое сильное её произведение, так как, очевидно, в нём многое осталось недосказанным.
Экранизация именно этой истории представляется спорным решением, как для фанатов Дианы Уинн Джонс, так и поклонников студии Ghibli, которые уже успели посмотреть аниме.
У писательницы великое множество книг для детей и подростков, её романы переведены на 17 языков. Они с Нилом Гейманом были фанатами творчества друг друга: он посвятил свою мини-серию комиксов «Книги магии» неким «четырём ведьмам», одной из которых была Диана. Она же, в свою очередь, посвятила ему роман «Хексвуд» («Зачарованный лес»), ключевая идея которого была вдохновлена разговором с Нилом.
На Zoom-интервью, которое Горо Миядзаки дал после телепремьеры «Аи и ведьмы» в Японии, режиссёр пояснил свой выбор тем, что, посчитал эту историю воодушевляющей для японской молодежи. Поколение, к которому принадлежит Горо Миядзаки и более старшее поколение, значительно превышают небольшую группу населения людей младшего возраста, молодежь как бы живёт на задворках мира взрослых. Когда молодые люди начинают вести самостоятельную жизнь и сталкиваться с окружающим миром, они постоянно окружены пожилыми людьми. Например, на работе, что сложно, учитывая особенности японского менталитета и довольно громоздкие правила этикета в отношениях между старшими и младшими.
Несложно догадаться, почему Ая так зацепила Горо Миядзаки, между нами явно есть общие черты, ведь режиссёру с первых шагов в профессии постоянно приходилось преодолевать авторитет отца, отстаивать свою точку зрения и не давать вмешиваться в свою работу. Не случайно же первый слоган «Аи и ведьмы» звучит, как «Я не буду плясать под вашу дудку!»
Надо отметить, что Горо вместе со сценаристами скрупулезно следует первоисточнику, практически полностью воспроизводя сцены и диалоги. Чтобы не проспойлерить вообще всё, что только можно и нельзя, просто скажем, что по ходу сюжета появляется очень много предпосылок к интересным сюжетным поворотам и раскрытию всех основных персонажей фильма, но этого так и не происходит. Скорее всего, из-за того, что изначально новелла задумывалась более масштабным произведением, но так ли это — увы, мы никогда уже не узнаем.
Для Горо Миядзаки «Ая» стала четвертой режиссерской работой, до этого были полнометражки «Сказания Земноморья» (2006), «Со склонов Кокурико» (2011), а также сериал «Рони, дочь разбойника» (2014), кстати, дебютный в портфолио студии Ghibli.
Станет ли «Ая» новым хитом династии Миядзаки или же будет прохладно воспринята широкой аудиторией? Пока рано судить, время расставит всё по своим местам. Многие культовые сегодня фильмы в своё время в прокате провалились. Пока, судя по отзывам, фанаты не в восторге от того, что студия отошла от привычной техники и прибегла к современной компьютерной анимации, которая отнимает часть очарования анимации Ghibli.
Но, скажем честно, что нет ни одной причины не смотреть «Аю и ведьму», зато есть как минимум несколько причин, чтобы посмотреть:
- Конечно же, то, что это новая работа студии Ghibli, которая ох как нечасто радует нас новыми релизами.
- 3D CGI. Это первый опыт студии в новой технологии. Стоит посмотреть и составить своё мнение о визуальной составляющей фильма.
- Это экранизация последней новеллы действительно талантливой Дианы Уинн Джонс. И это, к слову, в целом третья её экранизация.
- Дубляж российской версии фильма сделан на легендарной студии дубляжа «Реанимедиа», за последнее десятилетие подарившей нам огромное количество действительно хороших бережных озвучек.
- В фильме крутой саундтрек, в духе классического рока 70-х.
- Поискать пасхалки к «Ходячему замку Хоула». Они там есть, даже, если вы не нашли их при первом просмотре!
Возможно, именно сейчас мы наблюдаем эволюцию студии Ghibli во что-то новое и высокотехнологичное. Искусство нельзя законсервировать, оно идёт в ногу со временем и, вероятно, через семь-десять лет мы уже будем смотреть не 3D CGI от Миядзаки-сына, а VR-анимацию от Миядзаки-внука. А пока что действительно здорово, что фильм дошёл до зрителя, несмотря на пандемию и закрытые в некоторых странах кинотеатры. Сейчас нам всем не помешают добрые сказки.