Каким получилось новое аниме студии Ghibli — «Ая и ведьма» от Горо Миядзаки

Юлия Андрианова

Наконец вышел один из самых долгожданных и неоднозначных анимационных фильмов студии Ghibli — «Ая и ведьма» (Earwig and the Witch). Режиссёром на этот раз выступил Горо Миядзаки — сын легендарного основателя студии Хаяо. Именно он ответственен за такое новаторское художественное решение, как 3D CGI-анимация. Изначально премьера «Аи и ведьмы» должна была состояться на Каннском кинофестивале 2020, но тот, по очевидным причинам, был отменен, так что ожидание действительно затянулось. Во всех странах дата премьеры разнится, и в широкий прокат в России картина выходит 25 марта. Но мы, конечно же, уже посмотрели благодаря «Русскому Репортажу»  и готовы поделиться

«Ая и ведьма» — это экранизация детской новеллы «Ирвиг и ведьма» британской писательницы Дианы Уинн Джонс, чью повесть «Ходячий замок Хоула» студия Ghibli с блеском экранизировала в 2004 году.  

Это история девочки-сироты, которая отличается волевым характером и заставляет всех жителей детского дома делать то, что хочет именно она. Впрочем, Ирвиг, хоть и сама по себе властная непоседа, но она добрая, смелая, и коллектив прикипел к ней всей душой.

Ирвиг нравится жить в детском доме. Она уверена, что не найдётся чокнутых, которые решаться ее усыновить, но в один прекрасный день такие люди всё же появляются. Это Белла Яга и демоноподобный Мандрейк. Довольно странная и загадочная парочка. Все проясняется, как только Ая переступает порог своего нового дома, Белла Яга — ведьма! Казалось бы, впереди столько захватывающих приключений, ведь Ая уверена, что её удочерили для того, чтобы обучить колдовству. Реальность оказывается куда прозаичнее: Белле всего лишь нужна пара свободных рук, чтобы выполнять самые унылые и рутинные задания, например, нарезку ингредиентов и уборку, мягко говоря, не самой чистой ведьминской лаборатории. Не тут-то было! Довольно скоро с помощью говорящего кота Томаса, Ая решает навести шороху в доме, чтобы установить свои порядки.

Кадр из «Аи и ведьмы» / Ghibli

Надо сказать, что новелла, взятая за основу, к великому сожалению, была последней в творчестве Дианы Уинн Джонс, её собрали из черновиков уже после смерти писательницы. Если вы решите ознакомиться с библиографией Дианы (а сделать это мы вам категорически советуем), то не стоит начинать с «Ирвиг и ведьмы». Это явно не самое сильное её произведение, так как, очевидно, в нём многое осталось недосказанным.

Экранизация именно этой истории представляется спорным решением, как для фанатов Дианы Уинн Джонс, так и поклонников студии Ghibli, которые уже успели посмотреть аниме.

У писательницы великое множество книг для детей и подростков, её романы переведены на 17 языков. Они с Нилом Гейманом были фанатами творчества друг друга: он посвятил свою мини-серию комиксов «Книги магии» неким «четырём ведьмам», одной из которых была Диана. Она же, в свою очередь, посвятила ему роман «Хексвуд» («Зачарованный лес»), ключевая идея которого была вдохновлена разговором с Нилом.

Кадр из «Аи и ведьмы» / Ghibli

На Zoom-интервью, которое Горо Миядзаки дал после телепремьеры «Аи и ведьмы» в Японии, режиссёр пояснил свой выбор тем, что, посчитал эту историю воодушевляющей для японской молодежи. Поколение, к которому принадлежит Горо Миядзаки и более старшее поколение, значительно превышают небольшую группу населения людей младшего возраста, молодежь как бы живёт на задворках мира взрослых. Когда молодые люди начинают вести самостоятельную жизнь и сталкиваться с окружающим миром, они постоянно окружены пожилыми людьми. Например, на работе, что сложно, учитывая особенности японского менталитета и довольно громоздкие правила этикета в отношениях между старшими и младшими.

Несложно догадаться, почему Ая так зацепила Горо Миядзаки, между нами явно есть общие черты, ведь режиссёру с первых шагов в профессии постоянно приходилось преодолевать авторитет отца, отстаивать свою точку зрения и не давать вмешиваться в свою работу. Не случайно же первый слоган «Аи и ведьмы» звучит, как «Я не буду плясать под вашу дудку!»

Кадр из «Аи и ведьмы» / Ghibli

Надо отметить, что Горо вместе со сценаристами скрупулезно следует первоисточнику, практически полностью воспроизводя сцены и диалоги. Чтобы не проспойлерить вообще всё, что только можно и нельзя, просто скажем, что по ходу сюжета появляется очень много предпосылок к интересным сюжетным поворотам и раскрытию всех основных персонажей фильма, но этого так и не происходит. Скорее всего, из-за того, что изначально новелла задумывалась более масштабным произведением, но так ли это — увы, мы никогда уже не узнаем.

Для Горо Миядзаки «Ая» стала четвертой режиссерской работой, до этого были полнометражки «Сказания Земноморья» (2006), «Со склонов Кокурико» (2011), а также сериал «Рони, дочь разбойника» (2014), кстати, дебютный в портфолио студии Ghibli.

Первый 3D-мультфильм студии Ghibli «Ая и ведьма». Эксклюзивный фрагмент
Премьера уже скоро, а пока рассматриваем новый отрывок из мультфильма Горо Миядзаки.

Станет ли «Ая» новым хитом династии Миядзаки или же будет прохладно воспринята широкой аудиторией? Пока рано судить, время расставит всё по своим местам. Многие культовые сегодня фильмы в своё время в прокате провалились. Пока, судя по отзывам, фанаты не в восторге от того, что студия отошла от привычной техники и прибегла к современной компьютерной анимации, которая отнимает часть очарования анимации Ghibli.

Но, скажем честно, что нет ни одной причины не смотреть «Аю и ведьму», зато есть как минимум несколько причин, чтобы посмотреть:

  • Конечно же, то, что это новая работа студии Ghibli, которая ох как нечасто радует нас новыми релизами.
  • 3D CGI. Это первый опыт студии в новой технологии. Стоит посмотреть и составить своё мнение о визуальной составляющей фильма.
  • Это экранизация последней новеллы действительно талантливой Дианы Уинн Джонс. И это, к слову, в целом третья её экранизация.
  • Дубляж российской версии фильма сделан на легендарной студии дубляжа «Реанимедиа», за последнее десятилетие подарившей нам огромное количество действительно хороших бережных озвучек.
  • В фильме крутой саундтрек, в духе классического рока 70-х.
  • Поискать пасхалки к «Ходячему замку Хоула». Они там есть, даже, если вы не нашли их при первом просмотре!
Кадр из «Ходячего замка Хоула» / Ghibli

Возможно, именно сейчас мы наблюдаем эволюцию студии Ghibli во что-то новое и высокотехнологичное. Искусство нельзя законсервировать, оно идёт в ногу со временем и, вероятно, через семь-десять лет мы уже будем смотреть не 3D CGI от Миядзаки-сына, а VR-анимацию от Миядзаки-внука. А пока что действительно здорово, что фильм дошёл до зрителя, несмотря на пандемию и закрытые в некоторых странах кинотеатры. Сейчас нам всем не помешают добрые сказки.

Смотрю слишком много аниме и сериалов. Живу сегодня.

Понятно