5 июня в российском прокате стартовал боди-хоррор «Гадкая сестра» (Den stygge stesøster) — один из самых обсуждаемых фильмов первой половины 2025 года, покоривший кинофестиваль «Сандэнс». Режиссёр Эмили Блихфельдт переупаковывает популярную сказку о Золушке, помещая в центр повествования её сводную сестру, готовую пойти на отчаянные меры ради брака с принцем. Рассказываем, какими средствами тайтл завлекает аудиторию и возвышается над «Субстанцией».
Обедневшая Ребекка (Ане Даль Торп) выходит замуж за вдовца Отто (Ральф Карлссон) и перевозит двух дочерей, Эльвиру (Леа Мюрен) и Альму (Фло Фагерли), в его поместье. После свадьбы мужчина неожиданно умирает, оставляя бесконечные долги, нулевые финансовые запасы и красавицу Агнес (Теа Софье Лок Несс), которой теперь предстоит жить с мачехой и сводными сёстрами. Единственная возможность выбраться из долговой ямы и обеспечить будущее — выдать Эльвиру замуж за принца (Исак Калмрот). Однако статный красавец никогда не посмотрит в сторону такой замухрышки — со скобами на зубах, носом с горбинкой и десятком лишних килограммов. Но мать не сдаётся: она готова пойти на всё, чтобы стать родственницей наследника престола.


«Гадкая сестра» — деконструкция «Золушки». Эмили Блихфельдт ломает сюжет сказки, подобно типичным книгам и экранизациям о злодеях Disney вроде «Круэллы» или «Малефисенты», но делает это кровожадно и в хорошем смысле изнурительно. Эльвира — жертва собственной матери, мечтающей пополнить финансовые запасы и наконец зажить счастливо. Винить женщину сложно: как ответственная родительница, она стремится дать детям всё. Другой вопрос — какими средствами женщина это делает.

Эмили Блихфельдт отталкивается от основ боди-хоррора, заставляя испытывать страх не от жутких привидений и отрубленных конечностей, а от самой жизни. В одной сцене героине вправляют нос стамеской, в другой она по собственной инициативе разводит в организме ленточного червя, чтобы сбросить вес, а в следующей уже отхаркивает его яйца. Кто-то скажет: «Да это «Субстанция» 2.0!» В отличие от Корали Фаржа, Блихфельдт не пользуется волшебными сыворотками, помогающими Эльвире избавиться от живота, щёк или носа с горбинкой. Всё происходит с помощью радикальных и «допотопных» средств, после которых сразу забываешь о мысли об увеличении губ или удалении комков Биша.



В сказку постановщица уходит лишь в конце, чтобы вернуться к Золушке. Пока Агнес сидит в склепе у портрета матери и молит о другой судьбе, её изорванное для бала платье «чинят» шелкопряды, а детские туфельки увеличиваются в размерах. Тут и полночь, и тыква, и мыши, и счастливый финал для рабыни гадкой мачехи и сводных сестёр. Это единственное разочарование фильма, который от реализма неожиданно уходит в фантастику, пусть и в ироничном ключе.
В истории Блихфельдт наравне с матерью отрицательным персонажем становится и Агнес. В первую же встречу неказистая Эльвира делится с ней мечтой — выйти замуж за принца, стихами которого она зачитывается перед сном. Блондинка учтиво кивает головой и вежливо отмалчивается. А после решает во что бы то ни стало перевернуть задуманное в свою пользу. Понять её можно: новая семья сделала из неё служанку. Однако зритель всё равно сопереживает той самой целеустремлённой гадкой сестре, готовой согласиться на любые истязания ради будущего.


Пожалуй, фильм Эмили Блихфельдт — лучшая авторская интерпретация пути антигероя, показанная с помощью боди-хоррора, а не фэнтези. Напрашивается сравнение с кровавой вселенной адаптаций Disney, среди которых «Винни-Пух: Кровь и мёд», «Питер Пэн: Кошмар в Нетландии» и иже с ними. «Гадкая сестра» — не треш, а выверенное и самобытное повествование прямо из Норвегии, в очередной раз доказывающее, что Голливуд — уже давно не единственный поставщик хитов.
Для многих не секрет, что успех «Субстанции» вызван не только уникальным сценарием и режиссёрским взглядом, но и звёздным составом, в числе которого Деми Мур, Маргарет Куолли и Деннис Куэйд. «Гадкая сестра» — седьмая позиция в фильмографии 24-летней Леи Мюрен, для которой картина стала первой масштабной ролью. То же касается и её сестры по фильму — Фло Фагерли, которую хочется увидеть в спин-оффе, ведь персонаж актрисы воодушевляет стойкостью духа и способностью взять в руки не только свою судьбу, но и ближнего. У Теи Софьи Лок Несс биография намного обширнее — целых 32 тайтла. Оттого и ценно, что ключевая роль не у неё.



Весь фильм — подготовка Эльвиры к балу принца, где тот намерен встретить любовь. Как и Корали Фаржа, Эмили Блихфельдт показывает навязывание обществом недостижимых стандартов красоты и жутких физиологических трансформаций. Фильм продолжает тренд на радикальные боди-хорроры, который начался не с «Субстанции» и «Титана», а с ленты «Сырое», прогремевшей в Каннах в 2016 году. По сюжету вегетарианка поступает на ветеринарный факультет, где один из обрядов инициации — поедание сырого мяса. После него героиня не может остановить голод. Популяризация подобных лент — отличный повод обратить внимание на целую волну режиссёров-женщин, которые стали открыто заявлять о себе и достигать высот, благодаря фильмам-манифестам, олицетворяющим все ужасы, которые приходится проходить ради достижения идеалов красоты.
В одном из интервью норвежская постановщица признаётся, что в подростковом возрасте бесконечно пересматривала «Амели». По сути, «Гадская сестра» не только деконструирует хоррор, но и пытается воссоздать новый вид ромкома, где мечты и стремления не приводят к счастью. Для этого Блихфельдт сталкивает в кадре мрачную реальность с романтизированными вставками грёз Эльвиры, где в розовом блюре девушка хихикает на руках принца. Кадры контрастируют с крупными планами истязаний и неприглядных деталей — красных глаз, неровной кожи и складок на животе. Всё это дополняет томный инструментальный саундтрек в духе «Суспирии», в котором хочется добровольно завязнуть и утонуть.

Десятки стран купили «Гадкую сестру» для проката. Но главный вопрос: приживётся ли фильм в России? Советуем дать шанс настолько яркому дебюту, даже если вам не понравилась «Субстанция». Это смело, ново и сюрреалистично. Эмили Блихфельдт ждёт большое будущее.