В начале мая культовой франшизе «Пятница, 13-е» (Friday, The 13th) исполняется 45 лет. Похождения Джейсона Вурхиза, маньяка в хоккейной маске, стали одними из самых кассовых среди хорроров 80-х, а сам персонаж занял место в пантеоне кинозлодеев. Разбираемся, как так вышло!
Октябрь 31-е
Рассказ про «Пятницу 13-е» придётся начать с другой культовой серии — «Хэллоуин». Начало ей положил одноимённый фильм Джона Карпентера 1978 года. Тогда Джон ещё находился в статусе подающего надежды режиссёра, предыдущим фильмом которого было хорошее, но провальное «Нападение на 13-й участок» (опять эта зловещая цифра).
Одним из тех, кто смог его увидеть, был продюсер Ирвин Ябланс. Когда у Ирвина появилась необходимость снять «что-то дешёвое», он пришёл к идее обыграть тематику Хэллоуина и вспомнил про талантливого, и что самое главное, недорогого режиссёра Карпентера. За гонорар в 10 тысяч долларов он написал сценарий, сделал саундтрек и поставил фильм. Одним из встречных условий режиссёра (вполне заслужено) было его имя, которое в титрах должно стоять перед названием.
Фильм рассказывает историю душевнобольного мальчика Майкла Майерса, который в детстве зарезал сестру. 15 лет спустя, в канун Хэллоуина, он сбегает из лечебницы, чтобы продолжить убивать — его новой целью без ведомой на то причины становится девушка Лори и её друзья. К слову, Лори стала первой главной ролью для актрисы Джейми Ли Кёртис.
У Карпентера получился напряжённый триллер, который достигает нужного эффекта именно за счёт режиссуры и продуманных образов. И именно «Хэллоуин» зацементировал (но не изобрёл!) черты поджанра «слэшер»:
— Группа подростков в центре сюжета;
— Акцент на убийствах (в идеале зрелищных и изощрённых);
— Троп с последней выжившей девушкой;
— Харизматичный непобедимый маньяк, который предстаёт перед зрителем скорее стихийным бедствием, чем интересной личностью.
Однако у первого «Хэллоуина» есть отличительная особенность: в фильме практически нет крови и экранным насилием тут не упиваются. В видении Карпентера фильм должен именно пугать, а не вызывать отвращение. Возможно, именно из-за такого подхода лента стала ближе к массовой аудитории.
По итогу «Хэллоуин» обернулся огромным успехом: как у критиков, так и у зрителей. При затратах порядка 300 тысяч долларов, он принёс 50 миллионов. Это дало киноделам чёткий сигнал — формула низкобюджетной «тематической» страшилки работает.
Пятница, 13-е
Идеей своего «Хэллоуина» загорелись сценарист Виктор Миллер и режиссёр Шон Каннингэм. До этого они уже работали вместе над подростковыми комедиями, а отдельно Каннингэм выступил продюсером хоррора «Последний дом слева» Уэса Крейвена — позднее Крейвен сделает серии «Кошмар на улице вязов» и «Крик».
На старте у них была ровно одна идея — зацепиться за суеверия вокруг даты «пятница 13-е». Опережая события, Каннингэм анонсировал проект рекламной полосой в журнале Variety: «Самый ужасающий фильм. От продюсера “Последнего дома слева”».
На момент выхода рекламы ещё даже не был дописан сценарий, не говоря о начале производства. Каннингэм сделал это с целью проверить интерес к проекту и привлечь инвесторов — и задумка сработала, деньги на новый потенциально хитовый проект нашлись! Другая версия не менее занимательная: с помощью этой рекламы режиссёр хотел проверить, успел ли кто-то зарегистрировать название «Пятница, 13-е». Если прилетят иски, то на данном этапе проект можно было бы безболезненно переименовать.


Само производство фильма прошло без эксцессов. Сюжет получился следующий: молодые ребята приезжают восстанавливать старый лагерь, в котором 22 года назад произошли убийства, а годом ранее по недосмотру вожатых утонул некий мальчик по имени Джейсон. С приездом новых управляющих убийства возобновляются.
Относительно формулы «Хэллоуина» случилось несколько важных отличий:
— Во-первых, интрига. Зритель до самого конца не знает, кто тут убийца и как он выглядит. И нет, это не Джейсон Вурхиз;
— Во-вторых, стало больше секса и обнажёнки;
— В-третьих, в кадре стало больше крови и насилия. В этом плане авторам удалось поймать баланс: смерти в кадре выглядят жестоко и натуралистично, но не так, чтобы вызывать у людей отвращение.

Отзывы от критиков были где-то между разгромными и сдержанными, дошло даже до двух номинаций на «Золотую малину», включая категорию «Худший фильм», но сработало сарафанное радио. В итоге на производство фильма ушло порядка 500 тысяч долларов, студия заплатила за него 1,5 миллиона, а вот в прокате за один только 1980 год фильм собрал почти 40 миллионов, оказавшись на 17-м месте в американском прокате. «Пятница, 13-е» открыла портал в Ад — золотую эру слэшеров.
Феноменальная франшиза
Студия Paramount, у которой на руках оказался неожиданный хит, решила сделать продолжение. С этого момента «Пятница, 13-е» стала исключительно продюсерским проектом: сценарист Виктор Миллер над серией больше не работает, режиссёр Шон Каннингэм отходит на второй план. В дальнейшем у серии неоднократно поменяется авторская команда и тон повествования. На ранних этапах она вообще могла стать антологией — разные истории, которые крутятся вокруг мистической даты. Однако боссы настояли на том, что нужно именно продолжение, и один центральный злодей.
Только за 1980-е вышло восемь (!) номерных частей «Пятницы». Во второй (1981) авторы пришли к тому, что главным злодеем станет Джейсон Вурхиз. В третьей (1982) ему наконец-то дали фирменную маску. В четвёртой (1984) как бы завершили его историю. В пятой (1985) маску надевает злодей-подражатель, что крайне разочаровало публику. В шестой (1986) начинается новый виток истории: труп Джейсона оживает после удара молнии. В седьмой (1988) ему противостоит девочка с телекинетическими способностями. В восьмой (1989) Вурхиз отправляется на корабле в Нью-Йорк, однако сеттинг мегаполиса, который мог бы освежить серию, показан крайней скудно.

Главный же парадокс всей серии заключается в том, что начиная с самого первого фильма, среди номерных частей нет общепризнанно хороших картин. Их рейтинг на разных агрегаторах колеблется в районе 5 баллов из 10. Успех всей серии и её культовый статус это в первую очередь заслуга крепкой деловой хватки студии Paramount. Первую часть делали без особых амбиций, однако студия сделала на неё ставку, выделила достаточное количество экранов, а когда фильм выстрелил, очень оперативно поставила его на конвейер. Получился почти ежегодный знакомый зрителю аттракцион из насилия и наготы, на который подростки ходят компаниями.
Съёмки в глуши — отлично, можно сэкономить на локациях. Титульный злодей в маске и куча «расходных» героев — ещё лучше, не нужно заключать долгосрочных контрактов с актёрами. Единый сюжет — не нужен, так проще затащить в кино новых зрителей. А чтобы вернуть «старых» каждый раз продюсеры придумывали какую-то зацепку: «так ладно, интересно, как они продолжат историю», «прикол, теперь в 3D!», «а тут вроде конец придумали», «стоп, это не конец, что там ещё?».

Коммерчески тоже получалось очень хорошо: в каждый фильм студия вкладывала в районе 2 миллионов долларов, а вот вынимала 20-30 миллионов. И так каждый год. В восьмой части, когда конвейер начал сбоить, авторы попробовали обновить подход: поменяли сеттинг, выделили уже 5 миллионов долларов, однако сборы составили всего 14, а это уже на грани окупаемости. Конвейер выключили.
Успех франшизы (и интерес к слэшерам в целом) пытаются объяснять социокультурными изменениями. Самой интересной версией кажется борьба за права женщин: если раньше женские персонажи были дамами в беде или просто жертвами чудищ, то троп с «последней выжившей» ставил их на главную роль, таким образом привлекая женщин в кино — по одному из исследований, бОльшую часть (55%) среди зрителей слэшеров составляли именно женщины.
Но самое главное — успех «Пятницы» дал мощный пинок всем авторам хорроров. Вышла масса подражателей, в которых сюжет крутился вокруг известных дат: «День Матери», «Мой кровавый Валентин», «День дурака».



Подтянулись и более весомые конкуренты. В 1981 выходит сиквел «Хэллоуина» — авторы прямо об этом не заявляют, но наверняка к созданию фильма, а затем серии их подтолкнула именно оригинальная «Пятница, 13-е». В 1984 в гонку включается «Кошмар на улице вязов» — он тоже будет выходить почти каждый год. В 1986 возвращается «Техасская резня бензопилой» — оригинальный фильм вышел в 1974, за четыре года до «Хэллоуина» — «Восставший из ада» в 1987. А ещё серии калибром поменьше: «Чаки», «Зубастики», «Леприкон» и другие.
Джейсон катится в Ад (и космос)
Новую жизнь во франшизу решил вдохнуть уже упомянутый Шон Канингэм. Ещё на излёте номерных фильмов он придумал сделать кроссовер, где Джейсон будет сражаться не с простыми смертными, а с самим Фредди Крюгером. Однако права на него принадлежали другой студии, New Line Cinema. Когда «Пятница» перестала приносить прибыль, Шон запустил процесс передачи прав от Paramount к New Line — в результате сделки удалось забрать права только на персонажа: имя Джейсон Вурхиз и его образ. Сам бренд «Пятница, 13-е» оставался у Paramount.
Как следствие, новая часть похождений маньяка в хоккейной маске называлась: «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» (1993). Она окончательно перевела историю Вурхиза в мистическую плоскость — теперь он может перемещаться из тела в тело, а в финале его маску затаскивает под землю рука Фредди Крюгера. Пошёл прогрев!
Однако по сборам эта часть оказалась чуть лучше удручающей восьмой, поэтому триумфальное возвращение и долгожданный кроссовер отложили в долгий ящик.
Следующий возвращение Джейсона случилось в 2001 году в фильме «Джейсон X». Из-за наступления нового тысячелетия культура была помешана на хайтеке и космосе и обожала букву «икс» в названиях. Поэтому Джейсона отправили в 25-й век.


По сюжету десятого фильма («X» в названии тут может восприниматься и как цифра) Джейсоном заинтересовались учёные и военные, поэтому его труп замораживают. Капсулу с убийцей столетия спустя находит группа студентов-археологов. Они приносят тело на корабль, где он возвращается к жизни и снова начинает убивать.
Среди всех частей эта стала самой дорогой (11 миллионов долларов) и на удивление самой интересной. Кардинально другой сеттинг освежил всё происходящее, а ещё фильм выбрал не пугать, а развлекать — жестокость всё ещё на месте, но сделана с огоньком. Посмотрите, например, сцену, где с Джейсоном сражается женщина-андроид.
К большому сожалению, эта часть ещё сильнее провалилась в прокате, хотя полностью с радаров версия персонажа не исчезла. Его приключения (как это часто бывает с не самыми успешными лентами) продолжились на страницах комиксов. Правда вышло всего две небольших истории суммарно на 100 страниц.


Однако неудача десятой части не помешала производству кроссовера «Фредди против Джейсона». Про его историю у нас уже есть детальная статья, поэтому тут про ленту расскажем вкратце.

Долгожданный фильм можно считать отличным завершением «классических» историй как про Фредди, так и про Джейсона. Несмотря на мощное наследие обеих франшиз, фильм был дружелюбен к новому зрителю и стал самым успешным (и вместе с тем самым затратным) для обеих серий: 30 миллионов бюджета и 120 миллионов сборов.
Продолжения так и не последовало: по одной из версий фильм, хоть и рассчитывал на нового зрителя, смог привлечь в кино только «старичков» — а значит продолжение уже может быть не таким успешным. Хотя именно этот фильм открыл эру современных кроссоверов, после чего мы получили, например, «Чужого против хищника».
Своеобразное продолжение всё же случилось, но вновь только на страницах комиксов. Здесь к дуэту убийц присоединился третий герой из портфеля New Line Cinema — Эш из «Зловещих мертвецов».
Джейсон катится в суд
К началу 2010-х годов Голливуд заинтересовался в ремейках культовых лент 80-х. Естественно, слэшеры не обошли стороной: на экраны вернулся и Фредди Крюгер, и Кожаное Лицо, и Хэллоуин (под руководством музыканта и режиссёра Роба Зомби), и, разумеется, Джейсон Вурхиз.
Новая «Пятница, 13-е» (2009), 12-й по счёту фильм, это полноценный перезапуск серии и возвращение к корням. Снова лагерь у озера, команда непутёвых детишек и маньяк в хоккейной маске (в этот раз без мистических сил). Если усреднять отзывы о фильме, то получился он «просто норм», хоть и достиг финансового успеха.

Потенциальное продолжение погрязло в производственном аду, на который наслаивались юридические моменты: права на разные составляющие бренда «Пятница, 13-е» всё ещё были разделены между студиями.
В январе 2016 в эту «борьбу» включился ещё и сценарист оригинального фильма, Виктор Миллер (который если и присутствовал в титрах последующих частей, то чисто номинально). Из-за особенностей законодательства США у него появилась возможность вернуть права на сценарий первого фильма — и все последующие года суд пытался выяснить был ли Виктор просто нанятым Каннингэмом специалистом или полноценным соавтором.
Только в конце 2024 года суд окончательно встал на сторону сценариста. Теперь получается, что Миллер владеет правом на оригинальную историю на территории США, компания Каннингэма — во всех остальных странах, а New Line Cinema принадлежат торговые знаки «Пятница, 13-е», «Джейсон Вурхиз», «Crystal Lake» и т.д. — что усложняет работу над потенциальными продолжениями.
На данный момент продюсеры не оставляют попыток вернуть «Пятницу 13-е» в том или ином виде. Год назад было анонсировано, что франшиза движется в сторону «Вселенной Джейсона», новые произведения которой будут представлены в разных медиа (не только кино), а одна из первых ласточек — сериал-приквел Crystal Lake, который совместно разрабатывает А24 и стриминг Peacock. Если авторам хватит амбиций и таланта, то, может быть, фанаты хорроров наконец-то получат 13-й фильм серии «Пятница, 13-е».
