Целых двадцать лет прошло с момента, как два титана главных слэшер-франшиз Голливуда сошлись в кровавой мясорубке! Зрители давно жаждали этой схватки, а продюсеры долгие годы планировали бой за звание чемпиона среди киношных душегубов. «Фредди против Джейсона» (Freddy vs. Jason) для фанатов жанра стал важным событием! Но как кроссовер создавался и как смотрится сегодня? Разберёмся в этом материале.
Идея свести в одном фильме две иконы жанра ужасов пришла сценаристу Тому Маклафлину еще в конце 1980-х. Сборы очередной части приключений на берегу Хрустального озера — «Пятница, 13-е — Часть 6: Джейсон жив!» — оказались высокими, а значит нужно было развивать успех. На разработку продолжения сразу выделили деньги, но необходимо было подать героя под новым соусом. Зритель спустя столько частей франшизы справедливо устал от одних и тех же убийств тинейджеров, даже более изощрёнными способами, чем раньше. Джейсону нужно противопоставить кого-то, кто был бы равен ему по силе, и имел бы такой же поп-культурный статус в медиа. В этот момент и появилась задумка сделать кроссовер. Причём такая концепция в жанре ужасов уже когда-то была обкатана монстрами студии Universal — «Франкенштейн встречает Человека-волка» (1943-го).
Соперник нашёлся быстро — Фредди Крюгер из франшизы «Кошмар на улице Вязов». Фредди был одним из флагманских IP студии New Line Cinema, а его фильмы хоть разнились по уровню качества, неизменно собирали кассу. Разумеется, заставить драться этих героев было непросто. В первую очередь, проблема носила чисто юридический характер. Владельцам двух студий нужно было договориться об условиях, и ничто не указывало на то, что New Line Cinema захочет сотрудничать. Во-вторых, схватку злодеев нужно было объяснить сюжетом, а значит нужен крепкий сценарий.
Тут стоит оговориться, что Крюгер был лишь одним из вариантов. Маклафлин серьёзно рассматривал кроссовер Джейсона с Чичем и Чонгом — комедийным дуэтом, в котором играл известный актёр Чич Марин. Комиков хотели сделать очередными вожатыми в лагере на Хрустальном озере. Эта коллаборация была легко реализуемой, поскольку дуэт тоже принадлежал Paramount, но его быстро отвергли.
С первой проблемой удалось разделаться относительно быстро — следующая на тот момент часть «Пятницы» с подзаголовком «Джейсон штурмует Манхэттен» показала слабые денежные результаты в прокате и франшизу продали как раз New Line Cinema. Однако студийные боссы не торопились делать кроссовер, смещая весь фокус на сольные фильмы о маньяках.
Идею долгожданной схватки не собирались убирать в долгий ящик, и уже в финале «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» случилась знаменитая сцена, где хоккейную маску Джейсона под землю утаскивает рука облаченная в знаменитую перчатку с лезвиями, а сопровождает всё это громогласный и такой знакомый хохот Фредди. Зрители были в шоке, поскольку такого клиффхэнгера никто не ожидал. Эта сцена открывала путь к развитию двух франшиз на совсем другом уровне и… ничего не произошло. Сборы новых картин обеих франшиз не позволяли начинать новые проекты, и об идее кроссовера решили пока забыть.
Что касается второй проблемы — нужно было подготовить соответствующий масштабу события сценарий. Каких только идей не было у студии — одна безумнее другой. В одной версии сценария Джейсон должен был предстать перед судом за все свои преступления. Он — живой человек, а сверхъестественный монстр — лишь персонаж фильмов в мире сценария, основанных на убийствах подсудимого. В другой версии фигурировал культ поклонников Фредди (Fred-Heads), которые сжигали свою кожу, через снотворное общались с кумиром и пытались вернуть его к жизни. Остановить культ мог только равный по силе монстр в виде Джейсона. Был даже сценарий с путешествиями во времени. В нём выяснялось, что Фредди и Джейсон были слугами дьявола по имени Танос (sic!), а их каждое убийство — жертва владыке ада. Вишенкой на торте был сценарий, где Джейсон и Фредди плечом к плечу противостояли предводителю синобитов Пинхэду («Восставший из Ада»), но у студии не было прав на монстров Клайва Баркера. В общем, публику планировали удивить, и это мягко сказано. В итоге все экстравагантные идеи были отклонены, а в основу фильма лёг более приземлённый сценарий Дэмиана Шеннона и Марка Свифта о вражде двух злодеев. Правда, до выхода картины оставалось ещё несколько лет.
В 2003 году наконец-то состоялся релиз долгожданной картины. Подумать только, целых 16 лет разработки, уйма сценариев, неуверенность студии в жизнеспособности проекта — этот фильм преодолел многое. Режиссёрское кресло занял Ронни Ю, известный по работе «Невесты Чаки». Интересно, что Ронни, до начала работ над кроссовером не смотрел ни одного фильма ни о Фредди, ни о Джейсоне. Пресса скептически относилась к такому ходу. Идея, при которой к столь культовым персонажам допускают не причастного к прошлым картинам человека, да ещё и в такой ответственный момент, пугала людей. Но в фильм смогли затащить Роберта Инглунда — бессменного исполнителя роли Фредди. Мало, кто будет спорить, что снимать такой фильм без него — практически святотатство. А вот исполнителя роли Джейсона в последних трёх фильмах франшизы Кейна Ходдера заменили на малоизвестного сериального актёра Кена Кирзингера.
Так о чём же «Фредди против Джейсона»? Сюжет картины разворачивался в наше время. Фредди давным-давно побеждён и прозябает где-то в аду, он больше не может проникать в сны детей его родного городка Спрингвуд. Взрослые жители города приложили все усилия, чтобы вычеркнуть Крюгера из памяти людей, ведь если его не помнят, значит и не боятся, а без страха Фредди лишён любых сил. Всех, кто помнит о Фредди, заключили в психиатрической лечебнице и насильно кормят лекарством, подавляющим сны — место, где Крюгер обладает абсолютной властью. Тогда маньяк решает воскресить Джейсона и отправить его убивать детей в Спрингвуд, дабы напомнить местным жителям о терроре. Но Джейсон немного увлекается, забрав пару жертв у Крюгера, и между убийцами начинается настоящая война за души детей Спрингвуда — в буквальном смысле.
Фильм ждал кассовый успех. При затратах в 30 миллионов долларов картина смогла собрать почти 120. Такой успех был вызван не только ажиотажем среди зрителей, но ещё и громкой рекламной кампанией, бриллиантом которой стало знаменитое взвешивание бойцов Фредди и Джейсона в Лас-Вегасе 15 июля, в день пресс-показа картины. Мероприятие было обставлено по канону жанра: бойцов объявлял сам Майкл Баффер (легендарный конферансье в мире бокса), Фредди и Джейсон участвовали в традиционном face-off, обменивались ругательствами. Ну как обменивались — острил только Крюгер, а Джейсон лишь мычал в микрофон и молчаливо угрожал оппоненту. Зрелище вышло знатное и невероятно веселое.
Сама картина получилась в духе жанра и с уважением отнеслась к бэкграунду обеих франшиз. Отсылки к прошлым фильмам обеих серий и другим представителям жанра, местами очень хороший юмор, который, конечно, больше свойственен франшизе «Кошмара», креативные сцены убийств — всё то, за что зрители любят слэшеры. Несмотря на идейное продолжение двух уже на тот момент культовых серий, кино было благосклонно и к рядовому зрителю, который не понимает, чем отличается парень с лезвиями на перчатке от бугая в хоккейной маске. Фильм имел хороший сценарий, которого было достаточно, чтобы объяснить причину конфликта, развить его и довести до кульминации. Крюгер, как и всегда, представал не просто кровожадным монстром, но и хитрым стратегом, который думает, как победить оппонента. Джейсон, будучи молчаливым громилой не сильно влиял на сценарий. Но образ травмированного ребёнка, в разум которого проник Фредди, создал пространство для интересных сцен и задумок. И при этом всём сюжет не выглядел перегруженным или запутанным, а ещё он не отвлекал от главного — противостояния двух легенд. Зритель становился свидетелем полуторачасового задорного аттракциона, который круто развлекал.
Иронично, что при таком кассовом успехе ни одна из франшиз не получила продолжения вплоть до момента выхода фильмов-перезапусков, которые появились сильно позже («Пятница, 13-е» вышел в 2009 году, а «Кошмар на улице Вязов» в 2010 году). Вообще, до сих пор точно неизвестно, почему так и не вышел сиквел. Кто-то говорит, что после релиза «Фредди против Джейсона» публика окончательно и бесповоротно устала от этих героев и новых фильмов не хотела. Есть мнение, что кассовые сборы не отразили действительности, и фильм зашёл только фанатам, а вот широкая публика не оценила картину. Точной причины мы уже не узнаем, однако ясно, что в кинопродолжения этой битвы титанов больше не случится. Но история на этом не закончилась.
Так уж повелось в нашем мире, что если какой-то фильм, сериал или мультфильм уходит с больших или голубых экранов, то он имеет высокие шансы переродиться в формате комиксов. С «Фредди против Джейсона» произошло именно это. В конце нулевых от издательства Wildstorm выходит сначала комикс Freddy vs. Jason vs. Ash, а затем Freddy vs. Jason vs. Ash: The Nightmare Warriors, в котором, как ни трудно догадаться, появляется еще одна икона фильмов ужасов — Эш Уильямс из серии «Зловещие мертвецы».
Оба комикса — прямое продолжение фильма, правда главных героев картины хватает ненадолго. Теперь в конфликт двух монстров вовлечён великий истребитель дедайтов, обладатель самой фактурной челюсти в Галактике и генератор крылатых выражений Эш Уильямс. Он должен остановить парочку маньяков, поскольку Фредди, после финала картины, оказывается заперт в создании Джейсона. Там же он узнает о существовании Некрономикона — книги мёртвых из франшизы «Зловещих мертвецов». Ведь только эта магическая книга может освободить его и наделить чудовищной силой. Дальше о сюжете лучше не рассказывать, поскольку оба комикса вышли крайне увлекательными и достойны прочтения. К сожалению, на этих комиксах история эпического противостояния закончилась, но оно дало возможность другим героям схлестнуться в рамках одной картины.
Поп-культурное влияние «Фредди против Джейсона» сложно переоценить. Благодаря фильму в свет вышло немало кроссоверов, которые хоть и были далеко не идеальны, но на радость фанатам просто обязаны были появиться. Стоит вспомнить хотя бы легендарную схватку в дилогии «Чужие против Хищника» (Первая часть «Чужие против Хищника» вышла в 2004 года, а сиквел «Чужие против Хищника: Реквием» в 2007 году). Или вышедший в 2016 году кроссовер японских хорроров — «Проклятые. Противостояние», сталкивающий серии «Звонок» и «Проклятие». Не забываем о «Годзилле против Конга» 2021 года. И громкими блокбастерными релизами список не ограничивается, кроссоверы в пуле фильмов категории «Б» стали выходить с завидной регулярностью: Puppet Master vs Demonic Toys (2004), в котором схлестнулись две серии ужасов с куклами-убийцами, Mega Shark vs Giant Octopus (2009) с гигантоманией и эпиком, Bigfoot vs. D.B. Cooper (2014) который даже смотреть страшно. Да уж такими темпами кроссовер зубастиков и гремлинов просто обязан когда-нибудь выйти! «Фредди против Джейсона» не просто осуществил давнюю мечту фанатов, но и позволил многим другим снять мэшапы своей мечты. Но как фильм смотрится сегодня?
«Фредди против Джейсона» ловко играет с чувствами фанатов, но делает это не из злых побуждений, а, наоборот, пытаясь им угодить. Несмотря на наличие CGI, фильм в год релиза радовал качественными практическими эффектами, что, в свою очередь, заметная дань уважения классике. Сегодня же картина встала в стройный ряд классических слэшеров, которая не просто не паразитирует на успехе своих оригинальных серий, но развивает их идеи и с уважением относится к лору обеих франшиз. Да, фильм можно ругать за то, что «миру» Джейсона уделено больше внимания, чем вселенной Фредди. Либо сетовать, что финал остался открытым. Или вспоминать, что фильм стал скорее лебединой песней любимых фанатами серий, а не бустом популярности для них, как многие мечтали. Но важно другое — картина развлекала тогда, развлекает и сейчас. Это весёлое и кровавое зрелище, которое вряд ли кого-то напугает, а скорее заставит посмеяться, вздрогнуть, вынудит выбрать сторону конфликта и болеть весь фильм за своего фаворита.
«Фредди против Джейсона» — это долгострой, который стоило ждать. Этот фильм обязан был выйти, и у него были высокие шансы оказаться отвратительным. Но вместо этого мы получили уважающий классику весёлый и очень клёвый фильм, который стоит периодически пересматривать. Ведь несмотря на то, что с ним закончились две знаковые франшизы, с него также началась мода на кроссоверы в кино.