12 ноября в прокат вышел «Дичь», комедийный слэшер про маньяка и его неудавшуюся жертву, которым по удивительному стечению обстоятельств «повезло» поменяться телами. В роли маньяка — Винс Вон. Кинокритик Иван Афанасьев надел перчатку Фредди Крюгера и набряцал рецензию на этот кровожадный и в то же время уморительно смешной фильм и рассказал, как он выворачивает все штампы ужасов наизнанку.
Режиссер фильма (Freaky в оригинале можно также перевести как «Жесть», но в целом локализация очень удачная) Кристофер Лэндон, сценарист всех частей «Паранормального явления» (и режиссер одной из них), кроме первой. Уж ему-то, наплодившему столько дичи, не знать, как надо стебать классические ужастики 2000-х, выродившиеся в набор клише, обильно политых сверху кровяным соусом.
Для него это уже третье сотрудничество с одним из самых плодовитых продюсеров современности Джейсоном Блумом, из-под пера которого выходила как всякая паршивая дрянь («Виселица»), так и неожиданные жанровые выверты (дилогия «Ублюдок») и даже оскароносные картины («Прочь» и, внезапно, «Одержимость» Шазелла). До этого он сбацал два вполне себе кассовых хита — дилогию «Счастливого дня смерти», которая творчески заигрывала с идеей временной петли, интегрируя в нее классическую хоррор-схему.
«Дичь» начинается как вполне себе классический фильм в духе «Пятницы, 13-е», разве что титр «Среда, 11-е» настраивает на нужный лад с первого кадра: в маленьком городке Блиссфилд орудует злобный маньяк, известный своей непредсказуемостью. Тут же учится Милли — симпатичная, но робкая и замкнутая в себе чирлидерша, чей отец не так давно погиб. Она изгой, ее друзья: темнокожая подруга и юный парень, воплощающий в себе все 50 оттенков толерантности. Разумеется, именно ей суждено стать очередной жертвой убийцы, но не умереть. После удара стащенным с последней локации ацтекским ножом (а заодно удара колокола в 12) происходит странное: Милли и маньяк меняются телами. Теперь она двухметровый дылда в розыске, способный вырубить человека одним ударом, но внутри себя он (она) остается ранимой и неуверенной в себе девочкой. Блиссфилдский мясник же, осознав все плюсы этого обращения, открывает новый сезон охоты на школоту.
Фильмов о перемене тел на свете больше, чем прыщиков на лице очередной жертвы очередного киноманьяка. И большинство гэгов, завязанных на таком сюжетном повороте, предсказуемы до неприличия. Поразительно, как при этом «Дичь» умудряется не только обманывать ожидания (не всегда, но все-таки), но еще и выворачивать из такого заезженного сюжета удивительно ловкие финты ушами в сторону всей жанровой классики. Для фанатов хорроров тут настоящее раздолье киноцитат, и не только в плане того, каким оружием пользуется маньяк (самая неожиданная — крюк из «Кэндимэна»).
Финальная сцена со школьной тусовкой, например, прямо отсылает к малоизвестной картине «Незнакомец». Так что фанатам тут есть, в чем покопаться. А внимательным — еще и подивиться тому, как Кристофер Лэндон умело манипулирует шаблонами, одновременно выстебывая их и отдавая дань жанру на манер тетралогии «Крик» (которая, кстати, неслучайно именно сейчас, в эпоху пост- и метахорроров обрела пятую часть в разработке).
Жаль, что смелости автору не всегда хватает: скажем, самая первая сцена убийства с бойней в частном доме удивляет тем, как творчески (и чем) Мясник устраняет своих жертв: в ход идут неожиданные вещи, например, крышка унитаза или теннисная ракетка (которая так же отсылает к третьему «Крику»). Это здорово рвет ожидания и обманывает зрителя, но иногда «Дичь» все-таки скромничает и скатывается в простую и банальную самопародию.
Но у фильма есть, как минимум, одна совершенно удачная находка — Винс Вон в роли маньяка, а затем скромницы Милли. Это и крайне удачное кастинг-решение и дополнительная доля юмора: 50-летний громила ростом почти в два метра постоянно играл героев глуповатых комедий, но в последние годы режиссеры врубились, что вообще-то перед ними 50-летний громила ростом почти в два метра, и надо это использовать! Так вот, в «Дичи» он будто стебется над этой двоякостью собственного амплуа: в образе маньяка он грозен, как Майкл Майерс, но стоит в его тело «попасть» главной героине, и он начинает канючить, плакать и бегать, смешно вздымая руки к небу. Выглядит это совершенно уморительно.
Ну и вообще, Лэндону здорово удается троллить зрителя обманом ожиданий: тут, например, есть совершенно страшное дело для любого ретрограда, застрявшего в районе начала 1990-х, похлеще любых убийств — спойлер. А во время традиционного подросткового секса происходит нечто совсем уж неожиданное: нет, не топор в голову, а спойлер. Вот же «Дичь»! Короче говоря, этот фильм просто, эффектно и без всяких перегибов в несмотрибельный артхаус показывает, что время классических хорроров, пытающихся сделать зрителю страшно посредством декапитации конечностей и скримеров, давно прошло. Настала пора знатно над этим посмеяться и повеселиться. Признайтесь себе честно, ведь именно этого вы и жаждете, включая очередную часть «Хэллоуина» или «Кошмара на улице Вязов», не так ли?