В российский прокат вышел фильм «Фрау» Любови Мульменко — история о выборе одиночества с Лизой Янковской в главной роли. В 2023-м лента получила две награды дебютного фестиваля актуального российского кино «Маяк» — за сценарий и лучшую женскую роль. Фильм сочетает в себе два жанра — драму и комедию, — перетягивая одеяло всё же на первый. Как «Фрау» обращается к Уэсу Андерсону и выступает против дискриминации одиночества, рассказываем в материале.
Ваня (Вадик Королёв) — человек старых порядков. Традиционных. Он живёт в доставшейся по наследству бабушкиной квартире, пахнущей крепкой советской мебелью и пушистым котом. Чистит зубы порошком, а в кармане носит мини-топорик на случай опасности. Герой мечтает о фрау, с которой свяжет жизнь. Первой претенденткой на немецкое звание оказывается повариха Катя, которой зарубежная словесность чужда. Её место быстро занимает балерина Кристина Карасик (Лиза Янковская), покорившая персонажа партией Жизели в Пермском театре оперы и балета. Именно за ней и начинает нежно ухаживать Ваня.
Загвоздка в том, что героиня Лизы Янковской не одна, да и Ваня не в её вкусе. Но вкусы отходят на второй план, когда женатый любовник Гриша (Алексей Розин) открыто демонстрирует намерение остаться с супругой. Назло ему и судьбе Кристина напористо предлагает герою-воздыхателю стать парой. Только представьте сцену: Кристина стоит у подъезда родительского дома в обнимку с огромным плюшевым тигром и обречённо смотрит на подъехавшую забирать её в новую жизнь газель. Счастье налицо.
Естественно, фрау Кристина избирает такой путь не от прикольной жизни. Героиня существует по соседству с мамой и бабушкой, даже не имея собственной комнаты. При этом её мама (Инга Оболдина) до сих пор играет роль примерной дочери, которая прячет сигарету и проводит вечера на лавочке возле дома от нежелания возвращаться в квартиру. Кристина хочет сломать систему повсеместного женского одиночества, которое уже привело её к фразе «я жить не хочу».
Как можно заметить, ни о какой любви со стороны героини и речи идти не может. Впрочем, как и со стороны героя… «Фрау» выступает против дискриминации одиночества, показывая, что полноценность не сводится к наличию партнёра, как и само счастье. Мысль Мульменко разрушает стереотипы, направленные против одиночества, говоря о том, что иногда стоит разобраться в себе наедине, поискав выход внутри, а не вовне. Совместная жизнь персонажей оказывается перевоспитанием и тотальным ограничением друг друга. Каждый из них пытается реализовать традиционное представление о семейной жизни, пусть даже оно идёт вразрез с их мироощущением.
Кристина и Ваня — диаметрально противоположные герои, что выдаёт не только драматургия, но и визуальные решения. Он смотрит на мир глазами Уэса Андерсона, соблюдает порядок и симметрию. Она, напротив, не отличается подобным. Жизнь Кристины — хаос и ода современным порядкам. Операторами картины выступили Артём Емельянов и Мария Фалилеева, которые разделили работу на сезоны. Так, Артём отвечал за лето героев, полное тёплой цветокоррекции, а Мария за зиму. Части кардинально отличаются друг от друга не только окрасом, но и техниками съёмки. Вообще, зимняя глава — будто бы видение мира Кристиной. Природный холод созвучен её бесчувственности и апатии. Её вынужденному положению жизни.
«Фрау» — сказка-перевёртыш с (не)счастливым концом, где нужно вовремя убрать скобки. Мульменко внедряет в повествование чёрно-белый флешбэк, рассказывающий о прошлой несчастной любви Вани. Герой записал пережитое в клетчатую тетрадь, назвав её «Ледяной сказкой», перекликающейся с «Ледяной девой» Ганса Христиана Андерсена. Режиссёр погружает волшебную историю в жестокий реализм, где социальные конструкты и многовековые установки мешают героям понять истинные желания.
Стоит уделить внимание и второстепенным героям картины. Ваня работает в магазине «Охотник и рыболов», где дружит с «семьянином» Вовкой (Максим Стоянов) и девчонкой, которую ласково зовут Коляном (Дарья Коныжева). Первый — полная противоположность персонажа, изобилующая абьюзивной маскулинностью. По сравнению с ним Ваня — амёба. Колян же, напротив, гармонирует с героем, из-за чего зритель неловко примеряет на неё роль возлюбленной. Однако девушке не суждено стать фрау (по крайней мере, сейчас). На фоне перечисленных героев друзья Кристины кажутся белым пятном. Они невзрачны и смахивают на коллег. По большей части героиню окружают мужчины, что дополнительно аргументирует её внутренний кризис.
Сказочный жанр Мульменко дополняет саундтрек со словами «самый сказочный и небывалый, самый волшебный цветок», который наравне с «книжными» титрами навевает светлую грусть, открытым текстом говоря, что хэппи-энд бывает сердцеразбивательным. Помимо этого, Любовь использует много внутрикадровой музыки, которая гармонично вписывается в ирреально реальный контекст.
«Фрау» — фильм о взрослой любви и переживании одиночества. Это история не о притяжении двух противоположностей, а об их взаимном разрушении. К сожалению, любовь не строится на рациональности. Важно вовремя понять это и отпустить друг друга. А чтобы разобраться в вопросе наглядно, обязательно посмотрите «Фрау» — это очень важное кино.