5 октября исполняется 10 лет «Франкенвини» (Frankenweenie) — чёрно-белому мультфильму Тима Бёртона, который он сделал для компании Disney, о мальчике по имени Виктор Франкенштейн, решившем воскресить своего погибшего пса (и чем это всё обернулось). В своё время мультфильм собрал восторженные отзывы — не только из-за того, что это ужасно милое и жутковатое одновременно произведение, но и за счёт бесчисленного количества отсылок к классике и предыдущим фильмам Бёртона. Кинокритик Иван Афанасьев, эксперт в хоррорах, разобрал все (ну или почти все) пасхалки «Франкенвини».
Франкенштейн и его невеста
Самая, конечно, очевидная отсылка — имя главного героя, как и сама идея того, как амбициозный учёный воскрешает любимого зверя при помощи науки и электричества. На этом можно было бы и остановиться, но в мультфильме масса кивков произведению Мэри Шелли, и ещё больше — к фильмам, на нём основанным. Думаю, все заметили надпись «Шелли» на могиле на кладбище домашних животных (разумеется, это тоже отсылка), а одна вещь бросилась в глаза лишь хардкорным фанатам олдскульных ужастиков. Взгляните на причёску соседской собаки, за которой ухлёстывал Спарки — такую же носила невеста Франкенштейна из одноимённого фильма. А знаете, как зовут хозяйку собаки? Эльза — так же звали актрису, сыгравшую саму невесту.
Дракула и Носферату
Фамилия у Эльзы, кстати, Ван Хельсинг — и это очевидная отсылка понятно к какому персонажу. Разумеется, и сам Дракула обязательно фигурирует в сюжете — его смотрят родители по телевизору. Но на этом отсылки не заканчиваются — по крайней мере, косвенные. Вспомните сцену, когда Эдгар с другими одноклассниками поднимается в лабораторию Виктора — мы не видим самих ребят, но можем посмотреть на их тени. Это дань уважения кадрам из шедевра немецкого экспрессионизма «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, где главный злодей, вампир граф Орлок (который и есть немецкая версия Дракулы) поднимается по лестнице, чтобы напасть на свою жертву.
Горбун
Мальчик Эдгар Э. Гор — это настоящее комбо из отсылок: мало того, что он напоминает ассистента Виктора Франкенштейна, горбатого Игоря, фигурировавшего в классическом «Франкенштейне» 1931 года и его двух сиквелах. Визуально он также вызывает ассоциации с Петером Лорре, актёром, знаменитым ролями злодеев в старых фильмах ужасов — например, в «М, убийца» Фрица Ланга, мастера немецкого экспрессионизма, которого, очевидно, обожает Бёртон. Можно, кстати, притянуть за уши ещё и то, что первоначально персонажа во «Франкенштейне» звали Фрицем, а Игорем он стал уже в «Сыне Франкенштейна» и «Призраке Франкенштейна». И можно также предположить, что тут зашифрована отсылка к Квазимодо из «Горбуна из Нотр-Дама» — у него с «Франкенвини» один и тот же производитель (Walt Disney Pictures).
Weird Girl и все-все-все
Образ, на котором Бёртон особенно оттянулся — это, конечно же, Странная девочка, которая напоминает Ким Боггс из «Эдвард Руки-ножницы» (плюс в газете упоминается конкурс, в котором победил персонаж с аналогичными конечностями). Она же, кстати, похожа на Эмили из «Трупа невесты» — недаром некоторые даже шутили, что «Франкенвини» — приквел бёртоновского мультфильма 2005 года. Озвучивающая Weird Girl Кэтрин О’Хара, кстати, также была голосом Салли из «Кошмара перед Рождеством» и играла Делию в «Битлджусе», а Вайнона Райдер оттуда же, сыгравшая Ким Боггс в «Эдвард Руки-ножницы», озвучивает Эльзу Ван Хельсинг. И чтобы круг замкнулся — она играла Мину Мюррей в «Дракуле» Фрэнсиса Форда Копполы. Конечно, может это просто нердство и ничего более, но, уверен, Бёртон был бы рад любому подобному, даже случайному совпадению.
И ещё немного отсылок к персонажам хоррор-фильмов (неживым)
Если вы думали, что на этом отсылки к классическому «Франкенштейну» закончатся, вы ошибались. Вспомним ещё две — не самые очевидные. Персонаж бургомистра, он же сосед Виктора и дядя Эльзы Ван Хельсинг, очень похож на герра Вогеля — главу баварской деревушки, в которой Виктор Франкенштейн проводил свои эксперименты. Теперь вспомните одноклассника Виктора, Нассора — его внешность очень уж напоминает Бориса Карлоффа, исполнителя роли Чудовища, чья внешность стала каноничной для этого персонажа. Ну и ещё чуть-чуть self-пасхалок: Спарки напоминает пса Зеро из «Кошмара перед Рождеством». Ну а горящая мельница в финале, самый неживой персонаж в фильме, вызывает прямые ассоциации с финалом «Сонной лощины». А, ну и с финалом классического «Франкенштейна», конечно же. Простите, я зануда!
Мистер Закрюкский
И наиболее, конечно, выпуклая и одновременно непростая отсылка — это учитель физики мистер Закрюкский. Его фамилия отсылает к Восточной Европе, и неслучайно — озвучивавший его Мартин Ландау играл Белу Лугоши, исполнителя роли Дракулы в «Эде Вуде» Бёртона. Но самое интересное — его внешность: он напоминает Винсента Прайса, актёра, сыгравшего в чёртовой дюжине классических хорроров — от «Музея восковых фигур» до экранизаций Эдгара Аллана По (например, «Падение дома Ашеров»). Работал ли режиссёр до этого с легендарным актёром? Конечно же! Он был закадровым рассказчиком в одном из первых мультфильмов Бёртона, который — внимание! — называется «Винсент» и посвящён мальчику, одержимому образом Винсента Прайса (кстати, вы же знаете, что «Франкенвини» тоже когда-то был ранней короткометражкой Бёртона?). А ещё он сыграл Создателя в «Эдвард Руки-ножницы». Не запутайтесь.
Монстры
И самое очевидное напоследок — или кто его знает, тут всё зависит от уровня вашей насмотренности в классике хорроров. Хотя некоторые «чудовищные» пасхалки заметить совсем нетрудно. Например, выведенные Бобом стремительно размножающиеся в воде морские обезьяны недвусмысленно напоминают гремлинов из одноимённого фильма. Крыса-переросток Эдгара очень напоминает Человека-волка из одноимённого классического фильма ужасов. Хомяк Нассора выползает из гробницы, завёрнутый в лохмотья — да и сам он позже случайно в них заворачивается, как Мумия из ещё одной хоррор-нетлёнки. Отдал должное Бёртон и кайдзю: гигантская прямоходящая черепаха японца Тошияки, как многим кажется, это отсылка к «Годзилле». И да, и нет: это, скорее, намёк на другого монстра — Гамеру. Ну и ещё один момент: вспомните фильм про гигантского птеранодона, атакующего город, который показывает родителям в самом начале Виктор. И такой монстр тоже есть: Радон, даже получивший в 1956 году собственный фильм.
Это лишь некоторые из отсылок, которые находятся беглым взглядом и последующим, более внимательным и дотошным анализом. Кое-где расшифровать их мне помогла зарубежная пресса, но, в целом, «Франкенвини» — это настоящая мекка для фанатов жанра ужасов, которая маскируется под в меру милый детский мультфильм. Настоящий праздник для хоррор-нерда, который с каждым новым просмотром раскрывается всё больше. Шедевр, короче!