29 мая на Wink стартовал «Фишер. Затмение» — продолжение одного из лучших российских тру-краймов. Первый сезон рассказывал историю Сергея Головкина — серийного убийцы, орудовавшего в Одинцовском районе в 1986-1992 годах. Во втором меняется не только центральный злодей, но и режиссёр. Рассказываем, нужны ли проекту новые серии.
Евгений Боков (Иван Янковский) всё же поймал Фишера (Андрей Максимов). Посадил за решётку, а теперь требует дополнительных доказательств. Не хватает тел для отчётности — нашли лишь одиннадцать мальчиков. Ради торжества справедливости, а именно возвращения бездыханных сыновей родственникам и гуманных похорон, он готов пойти на уступки. Даже предложить сделку: маньяк назовёт место захоронения жертв, а он покажет матери Фишера его могилу, ведь в СССР казнённых сбрасывали в братскую яму.
— Недавно снилось, что у меня под кожей черви. Я их ковыряю, а их всё больше и больше становится.
— Эти черви — доказательства мои.
Позднее Бокову придётся покинуть Москву, прокуратуру и начальника Валерия Козырева (Александр Яценко). Его вызывают в город Курортный, где похищают детей и требуют за них выкуп. Одна из жертв отправляет герою письмо, в котором говорит о своей скорой гибели и просит помощи. Евгений приступает к новому расследованию и по традиции начинает «строить» провинциальных коллег. Верхушка его команды — начальник милиции Надежда Райкина (Ирина Старшенбаум) и молодой следователь-стажёр Ваня Вдовин (Никита Худяков).


Из-за смены режиссёра серии отличаются меньшей демонстрацией жестокости. Сергей Тарамаев и Любовь Львова передали пост Александру Цою, некогда отвечавшему за четвёртый сезон «Трудных подростков» и «Смычок». И это сразу настораживает: первые создали аутентичный кровавый мир, заставляющий в страхе сжимать руку ближнего. У Цоя экспертизы в подобных тайтлах нет, поэтому он уводит происходящее в типичную жанровую историю — своего рода аттракцион.
Визуальное кровопролитие постановщик заменяет репликами: сериал открывает диалог Бокова с Фишером, безумно напоминающий «Аутсорс». Действие происходит в тюрьме смертников, где герой Андрея Максимова язвительно признаётся, что не спрашивал имён похищенных детей и даже за людей их не считал, отчего в жилах стынет кровь. В первой же серии на руках у Вдовина умирает маленький ребёнок. Тогда следователь впадает в истерику и угрожает сотрудникам скорой помощи пистолетом. Цой отказывается показывать отрубленные участки тела, что характерно для тру-крайма. Так, детский палец из холодильника быстро перемещают в целлофан, а оттуда в отделение милиции. В первом сезоне подобное демонстрировали наглядно.

Героиню Александры Бортич, следователя Наталью Добровольскую, сценаристы заменили на Надежду Райкину, которая тоже подвергается нападкам со стороны прибывшего. Куда делась Добровольская, пока неясно. След героини буквально простыл. Во втором сезоне авторы вновь начали прогибать фем-повестку: женщина тоже может быть суровым начальником, руководить целым управлением милиции. При этом Старшенбаум слегка переигрывает: пытается адаптироваться в 1990-х, где сотрудникам госучреждения раздают усовершенствованные пейджеры, но тонет в высокопарных репликах и искусственных интонациях.

«Мы ж с вами, слава Богу, не в Америке живём. Такое только в кино бывает», — с ухмылкой реагирует Райкина на информацию о похищении детей в Курортном. Так команда находит новый способ продвижения начатой в первом сезоне темы, уводя сюжет в современность — историю с выкупами, которая появилась в СССР позднее. Другой вопрос — насколько изъезжен концепт. В 2023-м «Фишер» закончился громким аккордом — маньяка схватили, прервав череду убийств. Стоило ли возобновлять тайтл? Навряд ли. Вся суть «Затмения» в хайпе.
А что с героем Янковского? После трейлера и светской премьеры ходили слухи, что Боков больше не «шокает». Напомним, что актёр перевоплощается в сурового южного мужчину с местным говором. В период выхода первого сезона это особо раздражало зрителей. Команда пыталась обыграть приём, пустив в кадр собаку по кличке Шо, которую Евгений, словно Джон Уик, завёл после смерти жены. Однако это никак не очистило его речь — нас обманули. Да и матерится Янковский в том же объёме, что уже стало переходящей от проекта к проекту традицией.


Последние годы в России активно популяризируется тру-крайм. Сериалы о маньяках выходят каждый сезон: от историй по реальным событиям вроде «Хорошего человека» до экранизаций по типу «Внутри убийцы». Сюжеты о выкупе и жажде мести тоже были — например, «Я знаю, кто тебя убил» с Александром Яценко, где актёр встал по другую сторону баррикад, сыграв похитителя. В этом плане первый сезон «Фишера» был самобытной историей. Уход в «Затмение» похож на попытку поиграть в кровавую вселенную в духе Сарика Андреасяна, который снял «Чикатило» и спин-офф об «ангарском маньяке» и вроде как не намерен останавливаться. Как говорится, Райан Мёрфи у нас дома.

Остатки самобытности уничтожил и саундтрек. По-хорошему жуткую переработку «Крылатых качелей» и специально сочинённую для сериала песню «В первый раз» Shortparis сменило безэмоциональное интро, никаким образом не поддерживающее атмосферу. Цой заигрался с эффектными монтажными склейками, добавив типичные драки из боевика, а теперь ждёт аплодисментов. Но будут ли они? Радует только молодой актёр Никита Худяков — пока что единственное спасение проекта.