Герои подростковых фильмов всегда находятся на распутье. То испытывают смятение перед открывающимися возможностями, то, напротив, излишне самоуверенны, будто стремятся проверить взрослый мир на прочность. Советский кинематограф изобилует разными архетипами: это и романтичные идеалисты, и дерзкие нарушители условностей, а иногда и не по-детски жестокие фанатики. Объединяет их всех поиск собственного предназначения и извечный вопрос: «Какой путь выбрать?» 20 сентября в 21:05 мы покажем фильм «Дорога к себе» в рамках «Киноклуба 2х2», а заодно вспомним лучшие советские фильмы о взрослении в нашей подборке.
«Когда я стану великаном» (1979)
Названием картины Инны Туманян послужила строчка из стихотворения советского поэта Владимира Лапина, где уже на уровне заголовка считывается такое понятное желание героев-подростков поскорее вырасти. Восьмиклассник Петя Копейкин (Михаил Ефремов), отпетый хулиган, вводится в повествование как внесценический персонаж. Его закадровое появление срывает школьный спектакль по пьесе Эдмонда Ростана «Сирано де Бержерак». Зритель слышит только считающий до трёх голос парня. Сам Копейкин появится в следующем эпизоде, приведя в недоумение представителя гороно Сергея Константиновича (Олег Ефремов). Перед мужчиной предстанет не злонамеренный нарушитель общественного спокойствия или «громила», а хрупкий, но вместе с тем бойкий юноша, отлично владеющий словом.




По ходу развития сюжета становится понятно, что Петя Копейкин и есть настоящий де Бержерак, безответно влюблённый поэт. Конечно, герой не имеет физического недостатка в виде огромного носа, как у литературного прообраза. Внешне он отличается лишь небольшим ростом, но, виртуозно овладев художественным даром, ему впору стать настоящим великаном. За показной бравадой скрывается рыцарь, способный на самопожертвование во имя чувств к прекрасной особе, Маше Горошкиной (Наталия Сеземан). В заключительной сцене фильма нет однозначного ответа, что будет с персонажами, но с помощью визуальной метафоры лифта зрителю намекают: Пете и его возлюбленной открыт путь куда-то туда, «наверх», где ещё остались благородные дамы и книжные рыцари.
«Дорога к себе» (1984)
Главный герой фильма, Веня Сидельников (Владимир Шевельков), тяготится опекой взрослых и всеми силами стремится избежать проторенной дороги. В противовес типичному романтическому герою, избирающему для себя творческую деятельность, он отказывается поступать в художественный ВУЗ, поскольку не хочет пользоваться протекцией родителей и считает, что у него нет должного таланта. Выбор новой профессии символичен: юноша стремится работать на бульдозере, чтобы прокладывать новые дороги, а заодно проверить себя на прочность. После побега из дома искателю приключений предстоит столкнуться с первыми испытаниями, жить в палатке и заброшенной бане, а также встретиться с ожившим образом японской певицы (Татьяна Ким).




Картина Олега Викторова построена как сказка с жанровыми сюжетными условностями. Это уютный мир, где протагонист легко обзаводится «волшебными» помощниками, а злодеи совсем не пугают и больше напоминают трикстеров, сыплющих остротами и цитатами. Моральный кодекс ленты выражается в песнях «греческого хора» — резонёра (Леонид Серебренников), комментирующего происходящее на экране. Путь к собственной самостоятельности парадоксальным образом отыщется через помощь других, более опытных товарищей.
А увидеть это можно будет в эфире 2х2 уже 20 сентября в 21:05.
«Курьер» (1986)
Один из самых известных фильмов о самоощущении молодого человека, лица своего перестроечного времени — «Курьер» Карена Шахназарова, снятый по его одноимённой повести. Роль вчерашнего школьника Ивана Мирошникова исполнил непрофессиональный актёр Фёдор Дунаевский, из-за чего картина получилась почти документально точной в изображении не героического, а вполне узнаваемого персонажа. Фильм во многом ломает стереотипы в изображении юных людей: Иван практически лишён настоящих стремлений. В своих бесцельных «шатаниях» по городу и отстранённому отношению к жизни он напоминает «Постороннего» Альбера Камю.




В том, что касается установленных правил, молодой человек движется по инерции: работу ищет поближе к дому, а в институт идёт поступать, чтобы не расстраивать мать. По большей части он не привязан ни к вещам (легко расстаётся с пальто в культовой сцене, поджигает пол в комнате, портит шкаф), ни к людям. Иная жизнь обозначена пунктирно в виде его фантазий: песков, африканцев и живого леопарда, возникающих в сновидческой действительности. Но в реальности остаётся только пустынный карьер со спутанными следами.
«Плюмбум, или Опасная игра» (1987)
Как и «Курьер» Шахназарова, картина Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе обладает особым культовым статусом. Фильм о подростке на поверку оказывается полноценным исследованием природы власти. В качестве «подопытного образца» избирается пятнадцатилетний Руслан Чутко или Плюмбум (Антон Андросов). Герой назначает себя санитаром общества: он не чувствителен к боли, и, как следствие, лишён сострадания. В борьбе за правое дело ему не страшно даже умереть. Поворотным моментом, запустившим трансформацию, становится утрата кассетного магнитофона, похищенного средь бела дня. Примеряя на себя образ мстителя и суперагента, он как заклинание твердит: «Гнать, держать, вертеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, да ещё дышать, смотреть». В этой зазубренной «считалочке» отличника заключается формула отношения к миру: или ты, или тебя.




Плюмбум-Руслан стремится казаться старше: на вопросы о возрасте отвечает, что ему сорок. Кажется, что его опыт нельзя измерить количеством прожитых лет. В отличие от потерянного героя Шахназарова, персонаж Андросова абсолютно уверен в своих действиях, что лишает его подростковых, да и человеческих черт.
«Шут» (1988)
Фильм Андрея Эшпая и Юрия Симонова (Вяземского) — ещё одно исследование последствий вседозволенности. Девятиклассник Валя Успенский (Дмитрий Весенский) из семьи научных работников — человек высокоэрудированный и незаурядный. Как и Плюмбум, он называет себя врачом и психологом по призванию. Благодаря знаниям человеческой натуры ему удаётся создать систему «шутэнов» — психологических приёмов-уколов, способных вывести из себя любого противника.




Основное повествование снабжено подсказками: в голубой дымке самурай отрабатывает технику по тому же принципу: «блок — удар», «блок — уход». Особое место в фильме отведено музыке: если для Алекса из «Заводного апельсина» Энтони Бёрджесса своеобразной отдушиной был Бетховен, то Валя соотносит себя с Моцартом. Среди своих учителей старшеклассник называет философа-киника Диогена, который, согласно легенде, ходил днём с фонарём и искал человека. Валя так же отчаянно стремится найти внутреннюю опору, проверяя границы своих возможностей, поэтому его главная схватка развернётся с достойным взрослым противником — фигурой несостоявшегося наставника (Игорь Костолевский).
Увидеть фильмы о подростковом бунте и другие ленты можно в «Киноклубе 2х2» по субботам в 21:05 в эфире 2х2.