19 сентября на PREMIER стартовал многострадальный сериал «Фарма» — криминальное драмеди с Марком Эйдельштейном о том, как группа друзей решила создать подпольную лабораторию, чтобы спасти парня с мышечной дистрофией. Проект вышел на четыре месяца позже запланированного срока: после светской премьеры 23 мая история пропала из графика релизов. Рассказываем, стоило ли ждать «Фарму».
«Всё будет и ничего за это не будет».
Миха (Никита Павленко) готов сделать для брата что угодно: даже украсть машину скорой помощи, чтобы доставить его на собрание к чиновникам, или избить главу Горздрава. Его брат Антон (Марк Эйдельштейн) болен миодистрофией — редким генетическим заболеванием, приводящим к ослаблению мышц и летальному исходу. Он не способен самостоятельно передвигаться, а потому целыми днями проводит в комнате, сочиняя рэп. Недавно Тохе отказали в квоте на дорогостоящее лекарство, из-за чего брат решает с нуля создать подпольную фарм-лабораторию.
К числу главных двигателей сюжета присоединятся Грек (Арам Вардеванян), Семён (Валентин Анциферов) и Виталик (Станислав Дёмин). Все как на подбор. Первый — заядлый бабник, которого пытается перевоспитать отец. Второй — сын заключённого, присматривающий за младшей сестрой. А третий — причудливый химик, продающий ворованных садовых гномов. Вместе они составят нерушимое братство фарм-анархистов — панков в халатах, выступающих против корпораций и цен на лекарства. Найдут в интернете рецепт и задумают изготовить снадобье самостоятельно. А параллельно влипнут в криминальную историю с местным бандосом Аль Пачино (Сергей Гилёв), который занимается криминальными делишками с наркокартелем из Южной Америки.
Фанаты российского кинематографа искали причину отмены релиза сериала в затронутой теме — мол, верхушкам не понравилось, как режиссёр Мария Кравченко изображает подкупных чиновников, которые на собраниях по распределению бюджета выбирают леггинсы на маркетплейсах. Парадокс в том, что в итоговой версии от подобных эпизодов не избавились. Так, глава Горздрава (Светлана Степанковская) важно испражняется в туалете, параллельно знакомясь с диагнозами будущих просителей, а потом смывает документы в унитаз (возможно, воспользовавшись ими вместо туалетной бумаги).
В этом смысле «Фарма» затрагивает не только систему власти, но и дискриминацию инклюзивности. Например, чиновница позволяет себе издеваться над Антоном, требуя его самостоятельно встать с инвалидной коляски, что практически невозможно. А следом награждает пакетом унизительных оскорблений, указывающих на его недееспособность. Антитезой становится поведение будущих фарм-анархистов, которые готовы пойти на криминальную авантюру, чтобы помочь парню выжить.
Главная фишка проекта — саундтрек, написанный Марком Эйдельштейном. Композиции разбросаны по всему сериалу, в том числе в титрах. Интересно, что тексты не повторяются: в финале каждой серии звучит новая песня. Приём становится отличным ходом, который разбавляет повествование вайбом расслабленности. Однако порой авторы слишком заигрываются с ним, из-за чего криминальное драмеди перерастает в мюзикл. Неожиданно на арене появляется стриптизёрша Ксюха (Дарья Руденок), в которую, естественно, влюбляется персонаж Марка, словно запараллелившись на одну десятую с «Анорой» Шона Бэйкера, где главный герой женится на проститутке. Потом они вместе начинают петь и выдавать местный «Ла-Ла Ленд» на рэп-началах.
Чтобы вы понимали, Марк Эйдельштейн, который в индустрии нарасхват, — вовсе не центральный герой. Балом правит Никита Павленко. Однако Марка хочется видеть не только в качестве формального лица сериала, работающего на пиар, но и многогранного персонажа, кем он с лёгкостью может быть (спасибо таланту).
Среди каста особого внимания заслуживает Сергей Гилёв, который уже по традиции филигранно исполняет роли мужчин-истеричек. Орать так, чтобы покрыть собеседника слюнями? Легко! Швырять вещи с неистовой силой? Запросто! Избивать подчинённых? Не без этого. Щупленького (не в обиду) Гилёва боятся все в округе. Актёр уже не в первый раз играет местного бандоса — вспомните «Чик» или «Контакт». Ну а палитра истерик у него разнообразна. И персонаж из «Актрис» — ещё не вершина.
Следующий существенный недостаток сериала — чрезмерно растянутый хронометраж. Серию в 55 минут легко можно сократить до получаса, избежав смысловых потерь. Ощущение, будто режиссёр намеренно заполнял сценарные пустоты мюзиклом, чтобы уложиться в эфемерное ТЗ. Ещё одну значительную часть повествования отнимают бесконечные пацанские разборки, от обилия которых перестаёт фокусироваться внимание. Сериал проседает — увы.
Сценарная группа из четырёх человек наполняет текст шутками, которые тронут и зумеров, и бумеров, и кого-нибудь ещё. Некоторые проходят мимо, но по большей части ты невольно хихикаешь. Также авторы нередко обращаются к цитированию поп-культурных тайтлов вроде «Брата» или «Черепашек-ниндзя» — разброс большой. Всё это добавляет того самого драйва.
Стоило ли ждать «Фарму»? Возможно. Но явно не с таким усердием. Перенос премьеры, конечно, нагнал шуму. Но факт в том, что увиденное не очаровало. Пока что ожидания не оправданы, хотя это бесспорно неплохой проект. Просто слегка не дожатый.