После завершения третьего сезона оригинального тайтла в 2019 году прошло пять лет, за которые франшиза «Хвост феи» успела обзавестись кучей дополнительных проектов, несколькими тиражами мерча и новыми томами манги с заглавием «Столетний квест». Несмотря на то, что оригинальное продолжение истории всё ещё выпускается, экранизация не заставила себя ждать. В начале июля сериал от студии анимации J. C. Staff вышел на стриминги, но получил намного меньше внимания, чем ожидалось от подобной адаптации. Разбираемся, почему «Столетний квест» — неплохая (но не лучшая) попытка паразитирования на ностальгии.
«Хвост Феи» 2009 года — легендарный приключенческий тайтл, довольно успешно адаптировавший оригинальный сёнэн Масимо Хиры. В своё время студиям Satelight и A-1 Pictures пришлось взять на себя довольно сложную задачу: успешно обогнать по популярности громкие «Наруто», «Ван-пис» и «Блич», а заодно и задвинуть в тень более нишевые проекты для аудитории постарше — ту же культовую «Тетрадь Смерти», «Берсерка» или «Тёмного дворецкого» (проект собственного производства). Несмотря на то, что планы не оправдались и тайтл не смог попасть в «большую тройку» сёнэнов на все времена, «Хвост Феи» нашёл свою фан-базу, довольно сильно расфорсился и сейчас у большей части аниме-комьюнити ассоциируется с беззаботным детством или юностью. И вот почему.
На фоне других более крупных и остросюжетных проектов, построенных на личных драмах персонажей, кровавом экшене и американской морали о долге перед окружающими «Хвост феи» был передышкой. Простая и довольно понятная история о становлении героев — Люси и Нацу. Об их проблемах, ошибках, путешествиях, друзьях. Парочка незнакомцев проходит путь от мечтательницы-энтузиастки с целью быть авантюристкой и странного парнишки, которого укачивает в транспорте, до настоящих боевых товарищей, которые (не) всегда знают, как разрешить проблему быстро и качественно, зато понимают, что сила дружбы способна преодолеть любые преграды и осчастливить каждого.
«Хвост феи» всегда был немного наивным и детским, несмотря на очевидную кучу фансервиса (автор искренне влюбился в мужской торс благодаря вечно полуголому Грею). Он просто не поднимал на поверхность сложные мысли и темы. Например, пока в «Наруто» персонажам открыто давали скорбеть и проживать смерть своего товарища, в тайтле от Satelight герои просто не умирали, даже если казалось, что вот на этот раз точно не воскреснет. При просмотре не создавалось ощущение потери, не нужно было ожидать, что полюбившегося авантюриста больше не покажут. Пока в «Бличе» злодеи выходили из сюжета только ногами вперёд, «Хвост Феи» по примеру сказок верил в силу разговоров. В итоге все плохиши либо становились нейтральными наблюдателями (и пропадали из сюжета), либо переходили на сторону добряков во имя героя Нацу. И все конфликты схлопывались за пару минут хронометража, потому что побеждала дружба.
Можно ненавидеть такой подход, можно обожать простые истории, но истина одна — «Хвост феи» не стал культовым сёнэном в понимании большой тройки, потому что это другая история с другими законами и другими возможностями. В 2009 году тысячи детей по всему миру ерошили волосы, брали в руки деревянные мечи или палки и бежали сражаться за Люси, за Нацу и за всю гильдию (спасибо, что не за орду). Потому что это лёгкое и приятное приключение без необходимости серьёзно задумываться о высоком, глубоком или слишком взрослом. Если мы, конечно, говорим не о постоянно увеличивающейся груди Люси из сезона в сезон. «Хвост феи» влюблял в себя непоседливостью, смешными фреймами с колоритными персонажами и возможностью дурачиться вместе с ними.
Но! Это было хорошо в 2009-м. Очевидно, сейчас на фоне «Магической битвы» (скорее кладбища), немного отбитого «Поднятия уровня в одиночку» и целой плеяды аниме-гаремников с панцушотами ради панцушотов, тайтлам нужно довольно весомо и резко поднимать своё качество во всех аспектах: сюжете, рисовке, юморе и даже лёгкой эротике. Зритель уже не хочет смотреть сёнэн в стиле романтического приключения, потому что появилось достаточно ТВ-сериалов, на которые он может перейти. Заядлый анимешник уже не называет один из тайтлов «большой тройки» своим любимым в 90% случаев, потому что теперь есть возможность найти классную нишевую историю не для всех.
Так что же нового может предложить «Хвост Феи: Столетний квест» сейчас, в 2024 году? Ответ прост — ничего.
Это то же самое аниме, что было в 2009 году: та же небрежная и довольно бюджетная рисовка, даже при смене студии, те же шутки ниже пояса, над которыми смеяться в осознанном возрасте по-испански стыдно, та же снова увеличившаяся грудь Люси и тот же неуловимый и непроходимо бестолковый Нацу, который спасает всех силой дружбы. Обзор окончен.
Но вообще, если говорить серьёзно и по делу, «Столетний квест» действительно не предлагает ничего необычного: он просто копирует себя из нулевых и остаётся доволен интересом фан-базы только из-за ностальгии по «былому». Хорошо это или плохо — каждый должен решить для себя сам, но разберём, в чём, собственно, проблема.
Сюжетный сюжет о сюжете
Очень не хочется жирно спойлерить, поэтому кратко пройдёмся по основным моментам. Стоит сразу сказать, что сюжет не особо хорош и не очень плох. Он просто есть точно такой же, как остальные десятки лет приключений главных героев. В теории интересные повороты, которые когда-то могли увлечь, здесь повторяются без особых изменений, создавая ощущение дежавю. Например, персонажи вновь сталкиваются с непобедимыми на первый взгляд врагами (в перспективе пятью великими драконами), только чтобы в последний момент обнаружить, что сражаться-то с ними не особо и хотят. И уже вместо нарратива «всех убить, дракона первым», голову героев посещают мысли, а могут ли они подружиться с заявленным злодеем. Кроме того, очередное пробуждение самой новой скрытой силы Нацу или внезапное спасение Люси в критический момент, уже не вызывают того волнения, что раньше. Эти ситуации превращаются в шаблон, от чего теряется элемент неожиданности.
Само приключение на деле оказывается не таким захватывающим, как сами персонажи с экрана пытаются его преподнести. Большая часть пути героев заполнена однообразными схватками и встречами с новыми, но слабо проработанными персонажами. Вместо того, чтобы предложить что-то действительно новое и интересное, история повторяется. Даже попытки добавить новые элементы вроде участия драконов или древних магов не спасают ситуацию — они не кажутся действительно новыми или оригинальными, потому что проблема не в новизне персонажей. Проблема в одних и тех же сюжетных ходах.
Единственное, что заслуживает похвалы (и то спорно!), — это строгое следование манге. «Столетний квест» практически дословно воспроизводит оригинал. Для тех, кто обожает покадрово выставлять домашний томик и визуализировать его через фреймы аниме, — это подарок. А кто не автор этой статьи, может и разочароваться в посекундной адаптации каждого фрагмента.
Спасибо за гаремник
Сиськи сиськам рознь, поэтому когда-то в десятых Люси была одной из главных вайфушек, а Грея не облизывал разве что ленивый за нездоровую любовь к разрыванию своих рубашек. Сейчас в эпоху эстетичного порно и эротичного юмора навязчивые и нарочито грязные фансервисные кадры выглядят плохо и необоснованно. В 2024 году зрители научились ценить лёгкий эротизм, грацию и осторожность в использовании «взрослых» кадров. Настолько, что делают отдельные разборы, где же там мелькнули трусы Мицури Канроджи в «Клинке», превращая поиск фансервиса в расследования. «Столетний квест» в свою очередь в какой-то момент выглядит похабно, потому что задница на весь экран — это прикольно, но не когда подобное каждый третий кадр.
Отдельные вопросы к «взрослому» юмору. Всегда все спокойно шутили про порно, секс, кровищу и насилие. Но если в «Синей тюрьме» или исекае по «Отряду самоубийц» ты действительно угораешь над юмором ниже пояса, то здесь… здесь он просто прямой, как палка, и абсолютно детский, будто одноклассники решили подшутить над неприятной девочкой. Причём это не проблема всей франшизы. В оригинальном тайтле нет-нет да проскакивали годные шутки, над которыми смешно смеяться смехом даже сейчас. Удивительно, но, кажется, сам мангака, контролировавший адаптацию, уже устал от нарочито мальчишеского и подросткового настроения — вместо них остался испанский стыд.
Почему у Нацу такие странные волосы?
Отдельно стоит поругаться на рисовку, но не слишком долго. Основная проблема в том, что тот же «Истребитель демонов» задаёт высоченную планку качества с кинематографичной режиссурой, прорисованными текстурами и нестатичными персонажами, которые в кадрах по-настоящему живут. На его фоне «Столетний квест» действительно привет из десятых. Поверьте, у автора нет гиперфикса на сиськах, но они — единственное, что нарисовано хорошо.
Локации, в которых сражаются герои, — полупустые. В моментах движения персонажей видна халтурная прорисовка лиц или отдельных частей тела (они выглядят непропорционально или смазано). Несмотря на то, что модельки самых авантюристов не изменились, потерялся определённый шарм этой бюджетной и немного шершавой анимации, который был в оригинальном сериале. По сути одновременно не получилось улучшить качество и удержать приятный цветокор и собственную атмосферу. Но главная проблема — живые текстуры. Вода просто мёртвая, деревья такие же статичные, а волосы выглядят наклеенными париками, потому что не меняются от погодных условий. Все, кто обожал постоянный вихрь на голове Нацу и Грея, плачу вместе с вами. От забавных и смешных причёсок не осталось ничего.
Все мертвы, никто не жив
Но главная проблема всей истории (посчитайте, сколько раз слово «проблема» мелькнуло в тексте) — её пустота. Основной ошибкой оригинального тайтла была попытка сохранить всех героев и не дать им на самом деле повзрослеть. Да, здорово видеть историю, в которой ты точно знаешь — твой любимчик выживет. Не нужно переживать, беспокоиться или молиться на святой образ мангаки. В твоей голове всё заранее хорошо, даже если кажется иначе. С другой стороны, без страданий и слёз к персонажам не привязываются. Наруто — культовый герой, потому что помогает скорбеть и отпускать, решать проблемы и принимать смерть. Эл Лоулайт из «Тетради смерти» — культовый герой, потому что он воплощение мёртвой мессии и настоящей извращённой справедливости. Нацу — культовый герой, потому что в детстве его лицо мелькало в телевизоре во время перерыва на мультики. Схема, думаю, понятна.
И «Столетний квест» проблему не решает. Любое препятствие ничему не учит. Герои повзрослели только формально. И даже новые действующие персонажи не несут какие-то другие мысли или идеалы, которых не показывали раньше. Картинка статична, авантюристы не развиваются. Всё ровно так, как было в 2009 году. Через 15 лет хочется наконец-то увидеть, что сериал вырос вместе со своими зрителями. Но пока, увы.
Так что в сухом остатке? На самом деле всё то же самое «ничего». «Хвост Феи: столетний квест» не хорош и не плох. Он просто проходной. Пока смотришь новые серии не ловишь свой собственный интерес, не переживаешь за героев, даже не особо следишь за экраном, потому что временные трудности никак не повлияют на героев в будущем и даже самые сильные злодеи станут «няшами-милашами». В какой-то момент флёр ностальгии и желания найти отсылки на старые приключения ослабевают и все минусы сериала выходят наружу. Да, история «как в старые добрые», но более скучная. Да, девочки прыгают в купальниках, но смысла в этом никакого нет. Да, есть очень жирный намёк на БДСМ-тему (без спойлеров!), но смотрится он неуместно и в моменте кринжово. А за всей мишурой шуток, праздника и залипания на своих старых вайфушек по сути не остаётся ничего.
Возможно, к концу адаптации ситуация изменится и в декабре автору статьи захочется задолбать редактора просьбами написать новый комплиментарный текст, но пока хвалить сериал просто не за что. Ругать, если честно, тоже бессмысленно. Так что, если хочется посмотреть бодрый сёнэн — это к «Магической битве» или новому витку «Блича», за гаремником стоит уйти в романтику и посмотреть экранизацию любого вебтуна, а панцушотов и в «Аля иногда кокетничает со мной по-русски» достаточно. А «Столетний квест» лучше придержать для настроения «а что там в детстве по телеку крутили?» или желания наконец-то вспомнить, каким был этот 2009-й.