У стендап-комика Евгения Чебаткова необычный жизненный путь: он родился в Казахстане, много путешествовал по миру, жил в США и в Канаде, фристайлил на баттлах, нашёл себя в сценической комедии и стал одной из самых ярких её современных звёзд на российской сцене. А ещё Евгений продолжает записывать рэп и вести сразу несколько шоу с коллегами-комиками. Нам удалось с ним побеседовать, и в разговоре мы попробовали затронуть поп-культурную сторону Чебаткова — его увлечения, хобби и будущий материал для стендапа.
— В интервью Андрею Атласу ты рассказывал об озвучке Леонардо в «Эволюции Черепашек-ниндзя». А как относишься к тому, что с каждой адаптацией их подача меняется? Недавно вот вышла новинка от Сета Рогена и Эвана Голдберга.
— С новинкой я пока не успел ознакомиться. Мне нравятся «Черепашки-ниндзя», но я не какой-то безумный фанат, хотя все приходящие ко мне в гости люди пугаются стенда, посвящённого Черепашкам. Мне дарят много всего, связанного с ними, а к презентам я отношусь очень трепетно. Возможно, со стороны это выглядит безумно: там всё в Леонардо. В какой-то момент я просто решил, что буду коллекционировать только разные версии Леонардо. У меня есть фигурки, значки, эмблемы, рисунки и ещё много всяких фанатских штучек.
Насчёт того, что черепашки меняются, хочу процитировать одного из своих самых первых начальников с Nickelodeon: «Слушай, они должны меняться, потому что они предназначены для нового поколения детей. Для меня всё тоже немного странно, но это для детей, а не для нас с тобой».
Он прав во многом. Я не думаю, что целевая аудитория у «Черепашек-ниндзя» — люди 30+, хотя всякое возможно. Именно в отношении Черепашек, подобный исход вероятен больше всего. Мне было бы любопытно посмотреть на реальную статистику. Интересно, сколько и каких «Черепашек-ниндзя» смотрят подрастающее поколение и ностальгирующие взрослые. В целом я нормально отношусь к изменениям, но иногда мне кажется, что создатели слегка перебарщивают с повесткой в мультфильмах. Но это не что-то критичное.
— Ты говорил, что твои любимые Черепашки — версия 1987 года. А какой твой топ-3?
Я назову просто первые три проекта, которые придут в голову:
- «Черепашки-ниндзя» (1987), просто потому что для меня они какие-то супер уютные;
- «Эволюция Черепашек-ниндзя» (2018), потому что я сам приложил руку к озвучиванию этого проекта и уважаю всех своих коллег по цеху;
- «Черепашки-ниндзя» (1990), потому что это что-то кринжовое и потрясающее одновременно. Актёры в забавных костюмах вызывают смешанные эмоции.
— А как тебе вообще опыт озвучки мультсериалов? Ты подарил голос завучу в «Рюкзаке Олли» и Стю в перезапуске «Ох уж этих деток», верно?
— Сейчас мы ещё закончили с новыми «Трансформерами» для Nickelodeon. Моего персонажа там зовут Траш, и он какой-то новый робот в семье автоботов.
Я в дичайшем восторге от работы над озвучкой мультфильмов. Обожаю этот процесс и получаю от него неимоверное удовольствие. Каждый раз у тебя появляется возможность дать персонажу что-то от себя, поискать нечто новое и поэкспериментировать. Когда анимация оживает перед тобой — это настоящая магия.
Я пробовал себя в дубляже полных метров, но это не было чем-то полноценным. Меня приглашали на кастинги в довольно большие студии дубляжа, и это тоже невероятно круто, но совершенно по-другому. Я знаю, что у меня есть опыт работы над мультиками, но в то же время понимаю, насколько работа с анимацией отличается от дубляжа реальных актёров. Возможно, звучит очевидно, но я смог понять это только на реальном опыте. Пока к анимации меня тянет больше. Есть ли у меня амбиции в озвучке фильмов? Возможно, да. Там будет очень много условий и обстоятельств.
Я бы хотел озвучить полный метр, который меня зацепит. Конечно, в первую очередь, это касается персонажа, которого предложат, и его истории. В анимации всё иначе. Даже в случае с «Трансформерами» я не испытывал желания смотреть мультсериал, потому что он меня не зацепил. Однако работать над ним было интересно. Мне кажется, я готов подписаться на любой мультфильм. Это очень интересно, как и озвучка видеоигр.
— А ты пробовал озвучивать игры?
— Есть одна видеоигра, к которой я уже записал озвучку, но она на этапе разработки. Это российская инди-игра, и пока я не могу много о ней говорить. Её делают мои хорошие друзья, так что я не хочу подталкивать их к преждевременному анонсу.
Мне бы хотелось поучаствовать в каком-нибудь масштабном проекте, связанном с видеоиграми. Я на связи с разработчиками Atomic Heart, и они очень настроены на диалог, но пока не получается договориться о личной встрече. Когда-нибудь обязательно встретимся, и я начну агрессивно продавать свои услуги!
— Мы в 2х2 очень любим анимацию — взрослую, семейную, артхаусную. Назови свой топ-5 лучших мультфильмов. Неважно, полнометражных или многосерийных.
— Я не смогу назвать что-то супер актуальное, но из показательного мой любимый анимационный сериал — «Конь БоДжек». Я его увидел впервые на телеканале 2х2, а потом уже засел смотреть основательно.
А так ещё очень люблю «Южный парк», «Симпсонов» и «Рика и Морти». Знаю, прошёлся по попсовой классике, но люблю все эти проекты одинаково сильно.
— Я зацепился за строчку из твоей биографии — ты был ведущим развлекательного игрового портала Gmbox и делал обзоры на игры. Можешь вспомнить несколько наиболее тебя зацепивших?
— Это была моя первая работа в Москве. Тогда я только переехал в столицу и долго искал варианты. Чем заняться? Куда себя пристроить? Параллельно я занимался стендапом, но это не приносило никакого дохода. Мой друг был подписчиком Gmbox и большим фанатом Петра Сальникова из подкаста «Отвратительные мужики». Он мне сказал: «Вот, Петя Сальников разместил вакансию. Иди давай в Gmbox!» Я пошёл туда, будучи большим любителем видеоигр, но не профессионалом. Я никогда не смотрел какую-то глубокую игровую аналитику и не вдавался в подробности. Однако у меня получилось зацепить ребят. Меня сразу взяли. На следующий день я уже начал работать.
Я помню, что делал обзор на Dying Light, когда она только появилась. Было очень круто. Игра меня покорила. Примерно в то же время вышла Hotline Miami. Сначала она меня не зацепила ни графикой, ни движком, но позже я зафанател по ней люто. Мне ужасно нравятся общая стилистика, оформление, история и прочее.
Я делал много видео с Hotline Miami и Dying Light. Всё, что я назвал, это, конечно, круто, но моим фаворитом среди контента была FIFA. Мы располагались по соседству со Sportbox, и Александр Бубнов приходил к нам, чтобы сыграть. Он даже ставил игрокам оценки за их технико-тактические действия в матчах.
— А ты много вообще играешь в свободное время? Встречал, что ты прошёл Far Cry 5, а любимая игра — Red Dead Redemption 2.
— Я бы сказал, что у меня солидный игровой опыт. Моя мама тоже очень любит видеоигры. Для меня это лучшее избавление от стресса. Я не пью алкоголь, избегаю психотропных веществ и других вещей. Для меня работают только спорт и видеоигры. Эти два компонента всегда поддерживают моё эмоциональное состояние и настроение. Я никогда в жизни сильно не заигрывался, чтобы прямо тратить дни на гейминг. Всё же стараюсь соблюдать баланс, но при этом довольно много и часто играю.
Из актуальных Red Dead Redemption 2 — моя любимая. Если из стареньких, то я очень люблю Hidden & Dangerous 2. Ещё мне нравятся Brothers in Arms и The Last of Us, конечно. Я люблю проекты, построенные на сюжетных похождениях и поиске чего-то. Например, Uncharted. Вот этой мой тип игр, где можно размеренно, не торопясь что-то делать. Я не люблю online-проекты. Даже в FIFA предпочитаю играть с друзьями, находясь в одном помещении. Можно что-то обсуждать, смеяться. Я не понимаю, как можно в online-режим играть. Психовать, пытаться с карточками разобраться. Для меня это просто тёмный лес: никогда там не был и не понимаю, что нужно делать.
— На днях в сети появился трейлер фильма «Майор Гром: Игра» по комиксам Bubble, где у тебя дебютная роль — главаря заключённых в тюрьме. Расскажи об этом опыте.
— Это фантастика. Мы с моей девушкой (теперь уже женой) ходили в кино на «Майора Грома», и меня так зацепила эта картина, что я сразу написал режиссёру Олегу Трофиму, а он мне ответил. Мы договорились встретиться и после этого сразу подружились. Мы с Олегом довольно близко общаемся, но я никогда не рисковал намекать ему, что я хочу сняться в какой-нибудь из его работ, несмотря на то, что в тайне мечтал об этом. Предлагать себя как актёра я пока не готов: не чувствую такой же уверенности, как, например, в озвучке. У меня нет большого опыта в кино.
Олег сам мне позвонил, когда начал набирать каст актёров для фильма и предложил роль. Я сказал: «Боже, Олег, что ты сейчас сказал? Я конечно же за!». Никаких дополнительных вопросов не было. Сначала на съёмках мне делали грим при помощи силиконовой накладки, а потом я просто решился побриться налысо для роли и сделал это прямо на съёмочной площадке. Я даже особо не волновался.
Существовать в гриме было не так сложно, как я предполагал. Атмосфера стимулировала внутреннее состояние. Я помню, как другие парни-заключённые стояли на исходных местах, когда я впервые зашёл на площадку в гриме, и меня просто не узнали. Я тогда подумал, что это настоящий кайф. Надо было видеть эмоции на лицах актёров массовки, когда они поняли, что это я.
— Захотелось после этого опыта попробовать себя ещё в кино?
— Да, очень хочу ещё сниматься. Благодарен Олегу Трофиму за шикарный опыт работы. Он большой профессионал и мастер. И я так говорю не потому, что он мой друг, а потому, что он невероятно крутой, и я понимаю, что не все в режиссуре так горят своей профессией, как это делает Олег.
Не хотелось бы попасть в проект, в котором режиссёр просто снимает на потоке, ему не нравится то, что он делает, либо это какой-то суперпродюсерский фильм, в котором режиссёр отходит на задний план. Я бы не смог сниматься в чём-то, что преследует корыстные цели. У Олега я смог увидеть чётко, что это исключительно творческий огонь и запал. В моих мечтах я бы хотел посниматься в других проектах именно у Олега Трофима, но я открыт для любых интересных предложений.
— А ты вообще читал комиксы Bubble?
— Мой приятель Андрей Атлас, когда меня только пригласили на роль, сказал: «Ты вообще в лоре? Насколько ты в теме?» Я лишь примерно понимал, о чём идёт речь. Атлас так сильно сдерживался, чтобы меня не ударить, а потом принёс огромное количество комиксов из своей личной коллекции, чтобы я смог готовиться к роли. На уровне среднего фаната я неплохо разбираюсь в комиксах Bubble. Какому-нибудь новичку я бы смог нормально объяснить, что происходит.
— Какой сюжет тебе понравился больше всего?
— Я сильно прикололся по «Бесобою», когда занимался озвучкой аудиокниги [за авторством Кирилла Кутузова — ред.]. Мне очень сильно понравилось.
— Ты чётко делишь в своей жизни стендап и рэп, хотя, кажется, обе сферы творчества требуют погружения в материал. Расскажи, бывает ли так, что они перетекают друг в друга.
— Я бы не сказал, что они перетекают одна в другую. Конечно, есть общие какие-то идеи, которые циркулируют в моей жизни, но стендап — это немного о другом. Это моё дело, которое стоит на первом месте, я всё же комик. Это профессия, которая делает меня счастливым. Мне нравится это делать. Я бы не хотел, чтобы рэп становился моей профессией. Никогда не ставил себе цель стать профессиональным рэпером. К этой деятельности я отношусь гораздо легче. Рэп вызывает ощущение какой-то наивной радости. Он больше походит на импульс, поэтому я могу позволить себе чуть больше свободы, чем в стендапе.
В рэпе же я выражаю эмоции. К слову, мой небольшой офис, где мы собираемся с командой, стал похож на музыкальную студию, потому что мы все из этой субкультуры. Нам всем прикольно, мы ловим кайф и удовольствие от происходящего. Мой менеджер Александр вообще постоянно пишет рэп-биты, несмотря на то, что по жизни занимается совершенно другим. Для моей команды это общее фоновое удовольствие, как рыбалка или игра в нарды. Мы так отдыхаем и кайфуем. Стендап же наоборот. Для меня это очень кропотливая работа с текстом, стратегией и тщательным подбором слов. Рэп — это бам бум бам, и поехали!
— Ты родился в Казахстане. Не думал ли ты когда-нибудь сделать спешл целиком на казахском?
— Честно сказать, моё знание казахского языка на данном этапе не даёт мне возможности написать полноценный концерт. Если делать проект на каком-то определённом языке, то он должен быть на приличном уровне, чтобы звучало правильно и литературно. Делать неграмотно нет желания. У меня очень много связей с Казахстаном, и я не хотел бы выпускать что-то некачественное и примитивное на очень скудном казахском.
Я учил казахский в школе, и у меня много друзей-носителей языка, но для изучения нужно погрузиться в среду хотя бы на какое-то время, чтобы полностью прочувствовать язык. Я вырос в русскоговорящем регионе на востоке Казахстана, и тут свои нюансы. Однако у меня была мысль записать концерт на английском в Казахстане в каком-нибудь красивом и живописном месте.
— В сети тебя называют полиглотом из-за умения пародировать различные акценты. При этом ты говоришь по-русски, по английски, по-испанский и немного по-казахски. Не мешает ли тебе стереотип о том, что ты знаешь куда больше языков? Можешь что-то сказать на клингонском или эльфийском?
— В эльфийском надо ещё потренироваться. Мой учитель отъехал, у него дела в гномьем царстве. Вообще, если говорить серьёзно, то я сам этот стереотип никогда и нигде не распространял. Более того, я считаю, что знание трёх языков — это норма для любого человека. Язык — это основа мышления, и круто, когда оно может быть разнообразным.
Я не ощущаю какого-то давления от людей из-за этого стереотипа. Может возникать негатив у отдельных личностей, но, как правило, они все далеки от меня и моего творчества. Я сам такой нарратив не продвигаю, у меня нет такой задачи. Юрий Дудь* сделал для меня очень многое, но, с другой стороны, я с ним ничего не согласовывал заранее, в том числе и название видео. Забавно, как много комиков стало ко мне предвзято относиться после него. Видео называлось «стендап для мозга». Негативная реакция со стороны некоторых стендап-комиков меня даже веселит, особенно, учитывая то, что интервью у Дудя вышло много лет назад, но многие помнят об этом до сих пор.
— Ты часто рассказывал в интервью, что во время путешествия по США и Канаде перепробовал множество различных профессий. А было ли среди них что-нибудь, что могло тебя увлечь на том же уровне, что и стендап? Может, Евгений Чебатков оказался бы эксцентричным поваром или журналистом.
— Не такое уж большое количество профессий я попробовал. Я был кем-то вроде гида, помощником повара и работал на курином заводе. Если мы берём опыт жизни в Америке и Канаде, то там точно не было чего-то такого, что могло бы стать для меня важнее стендап-комедии.
Навыки, приобретённые на кухне, могут быть полезны в жизни. Но, так получилось, что моя жена не подпускает меня к плите, потому что это её территория. Но отчасти я даже рад, что так получилось. Иногда очень хочется приготовить что-то из мексиканской кухни. Думаю, до сих пор могу с закрытыми глазами приготовить пару неплохих буррито.
— В интервью ты рассказывал, что у тебя давно лежит идея для спешла на основе истории твоей прабабушки. Эдакий срез репрессивного времени глазами потомков. На какой стадии этот материал?
— Пока это также находится на уровне идеи. Мне кажется, что конкретно этот материал по своей сути будет довольно тяжёлым, и я попытаюсь развить эту тему в сторону светлого исхода, потому что не хочется уходить в тяжесть и мрак. Я понимаю, что сейчас, лично для меня, не время об этом говорить, ввиду общемировой напряжённости. Хочется сконцентрироваться на более тёплых темах, потому что я и сам к подобным мыслям стремлюсь. Идея была отложена на потом. Время не пришло, а я не хотел бы торопиться. Этот материал должен получиться осмысленным и осознанным, а я не чувствую в себе сейчас должного уровня готовности.
— Ещё ты упоминал, что хотел бы рассказать в стендапе о родном Усть-Каменогорске и его экологии. Насколько сильно тебя беспокоит тема окружающей среды?
— Усть-Каменогорск — один из самых загрязнённых городов Казахстана. Я рос с мыслью о том, что в этом месте фактически нет природы. Так что да, экология и проблемы, связанные с ней, играют большую роль в моей жизни. Я их видел своими глазами, а это отличается от фильмов, лекций и других источников. По воздуху всегда ощущалось больше всего: все кашляли, закрывали окна, и у каждого второго были проблемы с щитовидкой или что-то около. Последствия жизни в таких условиях до сих пор можно наблюдать в моих медицинских анализах, несмотря на то, что я уехал из Усть-Каменогорска много лет назад. Я вырос недалеко от Семипалатинского полигона.
У меня очень много материала для рассуждения. Я просто понял, что всё это перенести в стендап будет довольно проблематично. Пока мне не хватает мастерства, чтобы сделать из этого выступления не просто злостный протест, а что-то, что заставит людей по-настоящему задуматься. Хочется создать некий рычаг, который запустит общественный механизм. В этом вопросе нужен какой-то альтернативный подход.
Я большой фанат экологических активностей. С большим удовольствием приму участие в каком-нибудь проекте и почищу какую-нибудь реку руками, если потребуется. Приятно просто знать, что ты можешь сделать что-то хорошее для планеты. Я открыт к подобным предложениям.
— Расскажи, чего от тебя ждать в ближайшем времени!
— Много всего! Из самого крупного: 15 ноября даю большой концерт в «Крокус Сити Холле» в Москве, а 30-го буду на «Арене М1» в Санкт-Петербурге.
И напоследок небольшой блиц — только короткие ответы!
В подготовке материала помогал Лекс Ким.
*Юрий Дудь признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ от 15.04.2022.