С 6 февраля на экраны выходит мистический хоррор испанского режиссёра Педро Мартина Калеро «Вопль» (El llanto) со звездой сериала «Элита» Эстер Эспозито. Яркая, пугающая картина, вошедшая в топ-50 лучших хорроров по версии Letterboxd, нестандартным языком расскажет о страхах, которые встречает на своём пути каждая женщина. Насколько истошен «Вопль» — давайте разбираться.
Андреа — типичная современная студентка архитектурного факультета. В её руках смартфон, а в ушах играет музыка. У неё прекрасная семья, любящие друзья, бойфренд, который хоть и учится на другом конце света, но всегда рядом. Они постоянно на связи: смски, звонки, голосовые сообщения. Их отношения крепки, героиня чувствует в них уверенность, поддержку и надёжность. Её жизнь беззаботна и даже жуткий крик, который улавливают её наушники у странной высотки, не пугает героиню. Этот дом ещё не раз появится в фильме, он как портал перебрасывает сюжет во времени и пространстве.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/6------.jpg)
В случайном разговоре Андреа узнает, что она приёмная. В младенчестве её удочерила испанская семья. Пытаясь разобраться в своём происхождении, девушка узнаёт, что родилась в Ла-Плате (Аргентина), а её мать, Мария, умерла в тюрьме за месяц до событий. В этот момент героиня начинает замечать странные совпадения. Пересматривая старые фото, Андреа подмечает одного и того же старика, который будто следит за ней, появляясь на каждом снимке. А ещё какую-то странную тень на видео замечает и парень героини Пау. Новые знания не дают покоя девушке, своими переживаниями она делится с партнёром. Во время одного из видеозвонков, Пау погибает от рук неизвестного старика, став первой жертвой в череде странных смертей. А Андреа становится невольной очевидецей этого страшного события.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/14------.jpg)
Убитая горем, она не находит себе места, просыпается и засыпает со смартфоном в руках — она уверена, зло всегда находится рядом, она его ощущает. А показать духа может только камера телефона. Ей нужно разобраться, что происходит. Только в этом Андреа пытается найти утешение.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/9------.jpg)
В один момент сюжет переносится на 20 лет назад, где нас знакомят уже с Марией. Первая встреча происходит очень изысканно, через объектив камеры молодой режиссёрки. Камилла учится документалистике. Она одинока в своей профессии. Одногруппники не воспринимают её всерьёз, подкалывают за то, что она единственная девушка на курсе, а мастер постоянно намекает на дополнительные занятия, которые помогут «раскрыть» потенциал. Вдохновение она находит только в съёмке документалки о Марии, которая даже не подозревает, что стала центром сюжета чьей-то картины. Во время очередной скрытой съёмки Камилла замечает старика. Об этом ей непременно нужно рассказать Марии.
У фильма холодная, некомфортная атмосфера. Зритель не находится в безопасности. Ему постоянно нужно быть начеку. А всё потому, что главный инструмент ухода от реальности — смартфон, становится проводником, отражением зла. Это отлично показано в фильме. Здесь любой гаджет, будь то мобильник или ноутбук, больше не источник получения дешёвого дофамина. Большое количество сцен «Вопля» снято на видеокамеру или смартфон. Это рождает ощущение POV. Зритель становится частью сюжета, срастается с ним, становится его участником. В какой-то момент даже кажется, что зритель может контролировать ситуацию. Но это не так.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/19------.jpg)
На самом деле, это не просто ужастик, где мистический дед охотится за молодыми девчонками и не очередная серия «Чёрного зеркала», где во всём нужно обвинить прогресс и новые технологии. Фильм о хрупкости женской позиции в современном мире. Неожиданно, правда?
Каждый день женщинам необходимо совершать в два раза больше усилий, чтобы сравняться с мужчинами в одном и том же деле. О том, что даже в своей квартире, за закрытой на все замки дверью, мы не чувствуем себя в безопасности. О том, что женщинам не принято жаловаться на абьюзивные отношения или домашнее насилие. Мы одиноки в своём счастье и ещё более одиноки в горе. Общество навешивает ярлык легкомысленности и, если мы позволяем себе быть беспечными, стигматизирует, когда совершаем ошибки.
Героини фильма очень разные, но они все находятся на развилках своего жизненного пути. Каждая вот-вот должна шагнуть на новую ступень, будь то серьёзные романтические отношения Андреа, беременность Марии или документальный фильм Камиллы.
Режиссёр фильма Педро Мартин Калеро:
Я задумывал «Вопль» как жанровую картину, в центре которой находятся яркие эффектные персонажи. Три молодые женщины ищут своё место в мире. И хотя их истории происходят в разные временные промежутки, все они проходят через один тот же этап: взросление и поиск собственной идентичности. Именно в этот момент в жизнь девушек врывается страшная сила, которая радикально меняет их реальность и объединяет судьбы.
![](https://media.2x2tv.ru/content/images/2025/02/18------.jpg)
«Вопль» очень напоминает «Оно приходит за тобой». Фильм не даст ответы на вопросы: «Откуда он взялся?» или «Чего он хочет?». Сначала зритель может быть очень недоволен таким финалом. Когда фильм заканчивается, сидишь в недоумении. Ничего не понятно, жутко и холодно. Но на самом деле это глубокое экзистенциальное высказывание, как в «Фотоувеличении» Антониони. Ведь мы не знаем, чей был труп, откуда он взялся и куда пропал. Для нас важнее переживания главного героя. Здесь так же. Жуткий дед — метафора токсичного патриархата. У него нет имени, нет личности. Он нарицательное выражение женского страха, болезненного холодного, созависимого. Мы замечаем, что этот дед почти не несёт прямой угрозы героиням. Он причиняет добро в том виде, как ему это кажется правильным. Не оставляя выбора. И в этом самая важная мысль фильма.
В фильме отличная операторская работа, талантливая игра со светом и тенью, серьёзное внимание к деталям. Здесь практически нет скримеров, состояние ужаса достигается нарастанием напряжения, который выливается в саспенс. «Вопль» истошен и в то же время беззвучен, а ощущение опустошения и безнадежности ещё долго будет преследовать всех, кто посмотрел этот фильм.