15 лет назад вышла адаптация одноимённого цикла ранобэ Рёго Нариты Durarara!!. Сказать, что тайтл, наполненный хаосом, мистикой и сложными историями взаимоотношений, сразу же нашёл отклик у зрителей по всему миру, значит промолчать. Durarara!! давно стала классикой, которую искренне обожают фанаты сверхъестественных историй и неочевидных переплетений сюжета. В честь круглой даты разбираем, почему проект до сих актуален.
Замес был таким: обычный школьник Микадо Рюгаминэ переезжает в токийский район Икэбукуро (в 2010-м это клише ещё не приелось). Вместе с другом детства Масами Кидой герой знакомится с кварталом и его обитателями, включая самого сильного человека района Шизуо Хейвадзиму и информационного брокера Идзаю Орихару. Микадо узнаёт от Киды легенду о безголовом мотоциклисте-призраке, который наказывает бандитов за неправомерные поступки, а заодно постоянно зависает в онлайн-чатах, обсуждая последние новости с ровесниками. Вскоре в городе начинают происходить странные события: загадочные исчезновения, войны уличных банд и слухи о призраках, постоянно подогревающие интерес к изменениям в Икэбукуро.
Основная интрига строится вокруг нескольких ключевых событий. Во-первых, расследования тайны чёрного мотоциклиста Селти и поиска его головы. Во-вторых, противостояния трёх уличных банд, одну из которых основал лучший друг главного героя. В-третьих, вокруг тайн самого Микадо, потому что не примечательный на первый взгляд школьник оказывается главой одной из трёх главных группировок «Долларов», выступающих за анонимность, и администратором чата всего района.
Можно подумать, что сюжетных линий слишком много для двухсезонника на шестьдесят серий. Но такое многообразие и выделяло Durarara!! на фоне однобоких линейных историй. Тайтл не шёл вместе со зрителем по прямой, а постоянно менял рассказчика, позволяя посмотреть на сюжетную линию с разных точек зрения. За счёт этого каждый эпизод подкидывал «кота в мешке» и оставлял зацепки с прицелом на будущее.
Например, история Селти показана с разных сторон: её самой, людей, которые её боятся, и тех, кто её использует в своих целях. Или же сюжетная линия Микадо становится ещё более напряжённой, когда зритель узнаёт о его действиях не от него самого, а через его друзей и противников. По сути Durarara!! — большой пазл, который заставляет зрителя собирать его. Его шарм в том, что за простыми и понятными вещами, которые не способны существовать друг без друга, выстраивалась логичная цепь событий. А когда они собирались в одно, всё становилось понятно и очевидно: пропажа головы гонщицы кажется мистической загадкой, но по мере раскрытия событий становится ясно, что в её исчезновении замешаны как члены якудза, так и учёные, стремящиеся к бессмертию. Или же запутанные взаимоотношения между Изаей Орихарой, Шизуо Хэвадзимой и различными фракциями города, на первый взгляд хаотичные, в итоге складываются в картину хитроумной игры Изаи, который манипулирует всеми ради собственных целей.
Персонажам, которые играли в этом театре роли кукловодов и манипуляторов, тоже были особенными. Несмотря на то, что Рёго Нарито использовал популярные архетипы в работе, на фоне сёнэнов с одинаковыми сверхшкольниками герои «Дюрарары!!» стали глотком свежего воздуха в первую очередь потому, что типичные черты действующих лиц всегда объяснялись по ходу сюжета. Не важно, кем персонажа показали в сюжете: информационным брокером, сверхсильным бандитом, русским эмигрантом-афроамериканцем или бесплотным духом — у него всегда была чёткая мотивация. А главное, понимание, что в мире Икэбукуро нужно выжить любой ценой. В какой-то момент даже сам район можно было назвать персонажем, потому что улицы жили своей жизнью от эпизода к эпизоду так же свободно, как и другие герои.
Примеры можно найти в самых мелких деталях: сцена, в которой Шизуо Хэвадзима в ярости поднимает автомат с банками и швыряет его в противников, становится не только комичной, но и символичной, потому что город «сам предоставляет ему оружие». Или ночные встречи членов группировки «Доллары», когда их присутствие отражается в мелькающих огнях реклам и гудках машин, показывают, как городская атмосфера подталкивает героев к объединению и новым проступкам.
Персонажам, которые играли в этом театре роли кукловодов и манипуляторов, тоже были особенными. Несмотря на то, что Рёго Нарито использовал популярные архетипы в работе, на фоне сёнэнов с одинаковыми сверхшкольниками герои «Дюрарары!!» стали глотком свежего воздуха в первую очередь потому, что типичные черты действующих лиц всегда объяснялись по ходу сюжета. Не важно, кем персонажа показали в сюжете: информационным брокером, сверхсильным бандитом, русским эмигрантом-афроамериканцем или бесплотным духом — у него всегда была чёткая мотивация. А главное, понимание, что в мире Икэбукуро нужно выжить любой ценой. В какой-то момент даже сам район можно было назвать персонажем, потому что улицы жили своей жизнью от эпизода к эпизоду так же свободно, как и другие герои. Примеры можно найти в самых мелких деталях: сцена, в которой Шизуо Хэвадзима в ярости поднимает автомат с банками и швыряет его в противников, становится не только комичной, но и символичной, потому что город «сам предоставляет ему оружие». Или ночные встречи членов группировки «Доллары», когда их присутствие отражается в мелькающих огнях реклам и гудках машин, показывают, как городская атмосфера подталкивает героев к объединению и новым проступкам.
Durarara!! исследовала много актуальных даже в наше время тем, связанных с интернет-культурой. Нарито показывал реальное влияние анонимных сообществ, социальных сетей и общения в виртуальном мире на разных людей. Один из ключевых элементов — чат, в котором герои скрываются под псевдонимами. Например, Микадо Рюгаминэ (под ником «Танака Таро»), Селти Стурлусон («Саика») и Изаю Орихара («Канра») используют мессенджер не только для обсуждения своих взглядов, но и как площадку, где их скрытые мотивы раскрываются постепенно. Этот чат не только объединяет их, но и создает параллельный мир, где они могут быть теми, кем не решаются быть в реальной жизни.
Социальные сети в Durarara!! — инструмент, соединяющий персонажей, влияющий на их действия и создающий иллюзию безопасности. Автор показал, как быстро преступность и уличные банды приспособились к новым технологиям. Например, «Доллары» стали символом силы анонимности и объединения людей через интернет. В сообществе не было лидеров, правил или обязательств, из-за чего в него повально вступали все, кто мечтал избавиться от одиночества и стать кому-то нужным с помощью субкультуры. Однако влияние «Долларов» быстро вышло за рамки виртуального пространства, когда их действия начали сказываться на повседневной жизни Икэбукуро. Решения, принимаемые Микадо в виртуальной среде, влияют на его реальную жизнь, превращая скромного школьника в лидера сообщества, чьи действия имеют последствия. В то же время, линии с Саикой, вирусным мечом, который «захватывает» людей через массовые сообщения, демонстрируют негативную сторону интернета. Саика действует как метафора заразительного влияния интернет-манипуляций, когда идеи и эмоции могут распространяться и контролировать людей так же, как вирус захватывает организм.
Продуманная философия делала Durarara!! исключительной, но и клишированной представительницей аниме нулевых. После рассуждений о «справедливости» от Ягами Лайта и бесконечных разговоров о разных уровнях этичности в сёнэнах, тайтл затрагивал простые и понятные темы, которые ещё не пугали, но точно волновали общество. Пока персонажи пользовались анонимностью как способом защититься от реальности или выйти за пределы возможностей. Интернет-мир был мечом, который из оружия для самообороны всегда мог стать причиной травмы или наказанием. Спустя 15 лет Durarara!! всё ещё отражает проблемы современности: люди создают в интернете образы, которые не соответствуют реальности, а затем попадают в бесконечный круг сожаления, одиночества и внутренних конфликтов. В цифровую эпоху, где технологии стали незаменимы, тайтл кричит о важности настоящих,«живых» связей. О том, как легко потерять себя в мире, полном иллюзий.
Культурное влияние «Durarara!!» трудно переоценить. Сериал стал образцом того, как можно объединить сложный нелинейный сюжет с сильными персонажами и уникальной атмосферой. Многие тайтлы, тот же «Baccano!», исследующие темы социальных взаимосвязей и влияния технологий, черпали вдохновение из «Дюрарары!!» и вполне успешно развивали заложенные в тайтл мысли и темы. Но главное достоинство аниме в том, что годы спустя сериал даёт зрителю нужный совет: чтобы избавиться от одиночества, достаточно просто выйти за пределы сетевых образов и посмотреть по сторонам.