В четверг, 31 марта, в кинотеатрах выходит фильм «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути. На Каннском фестивале 2021 он получил приз за лучший сценарий, а на грядущем «Оскаре» считается одним из главных претендентов в номинации «Лучший фильм». Рассказываем, почему вам стоит пустится в это медитативное трёхчасовое путешествие.

«Сядь за руль моей машины» — это экранизация рассказа Харуки Мураками из сборника «Мужчины без женщин». В центре сюжета театральный режиссёр Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима). Через два года после смерти жены герой отправляется на фестиваль в Хиросиму, чтобы поставить там пьесу Чехова «Дядя Ваня». Организаторы дают ему личного водителя — молчаливую девушку Мисаки (Токо Миура). Между героями возникает нечто похожее на дружбу — ведь долгие ежедневные поездки дают время для искренних разговоров. Кафуку и Мисаки понимают, что не могут спокойно отпустить прошлое, полное горя, обиды и травм.

По сюжету мы несколько раз видим главного героя на сцене — в том числе когда он играет дядю Ваню. В эти моменты возникает небольшой коллапс. Юсукэ в обычной жизни — это спокойный человек, который редко когда выражает эмоции, а порой и вовсе сойдёт за стоика. Даже не похоронах жены он едва проронил слезу. Но как только он оказывается в роли, из него льются эмоции. И получается, что реальную скорбь героя мы можем прочувствовать только когда он на сцене читает строки, написанные больше ста лет назад.
В первые 40 минут фильма может показаться, что вас ждёт история о разрушающемся браке. Юсукэ и его жена Ото не говорят всё напрямую — они завуалированно, через выдуманные истории пытаются описать свои эмоции. Когда главный герой случайно возвращается домой и видит Ото с любовником, он не закатывает скандал и даже не даёт им знать, что он в квартире. Он едет в отель при аэропорте и решает вообще не обсуждать произошедшее. Утром перед своей смертью Ото намекает Юсукэ, что хочет обсудить с ним что-то важное. Каким вышел бы этот разговор, остаётся лишь гадать. Призналась бы она в измене? Попросила бы развода?

Фильм длится три часа, и мы не будем убеждать вас в том, что они пройдут незаметно. Но в процессе не возникает ощущения, что можно было что-то вырезать или сократить. Долгие кадры красной машины Saab на фоне пустынных дорог будто бы идеально описывают состояние героев — запутанное, цепляющееся за прошлое, недоумевающее от того, что близкие ушли, а они остались. Плюс, трёхчасовой хронометраж даёт возможность лучше узнать второстепенных героев: молодого актёра и любовника Ото Кодзи Такацуки, глухую актрису Ли Юн А и её мужа. Их истории важны для фильма не меньше, чем основная линия Юсукэ и Мисаки.

«Сядь за руль моей машины» становится на время «уголком покоя» для зрителя, хоть и воспринимать сейчас финальные слова Сони из «Дяди Вани» сложно без слёз. Рюсукэ Хамагути создал фильм, который заставит вас вместе с героями проходить через путь принятия и переживания своих эмоций — настоящих, не всегда приятных, но очень важных.