Конец 1920-х годов, мультипликацию берёт в руки Уолт Дисней и меняет её настолько кардинально, что и сейчас его имя знает почти каждый, кто интересуется мультфильмами.
Дисней первым добавляет в анимацию звук — это выпущенная в 1928 году короткометражка «Пароходик Вилли» (в Японии к звуку пришли только в 1932 году, у нас же это была «Почта» в 1929-ом). Он же первым создаёт успешный по цвету мульт «Цветы и деревья», за который позже получит «Оскар». И тот же самый Уолт Дисней забирает все лавры выпуском первого полнометражного проекта — мультфильма «Белоснежка и семь гномов», который в 1934-35 годах взрывает публику. То есть, за семь лет Дисней успел сделать миллион всего. За такие же семь лет, с 1966 по 1972 гг., студия только успела немного оправиться после его смерти — настолько тяжело было понять, куда двигаться, без лидера.
За выпуском мультфильмов скрывались ещё и новшества в производстве. Дисней первый понял важность специализации в работе; именно в его команде был Уэбб Смитт, который впервые применил раскадровку, а не просто сделал наброски главных сюжетных сцен; на диснеевской студии разработали многоярусный мульт-станок, позволяющий снимать одновременно несколько плоскостей, а значит, открывающий доступ к глубине изображения. Всю жизнь Дисней двигался вперёд, не оставляя своё детище до последнего. Понятно, за что его считают махиной в мультипликации.
Но кроме всемирно известного Диснея анимацию развивали и меняли в XX веке и другие сильные личности. Как сделать своё имя, когда рядом такая махина, как Дисней, на что приходится идти ради уникальности и как использовать опыт конкурента — об этом мы расскажем в цикле материалов «В тени Диснея».
Начнём мы с Уолтера Ланца — автора Вуди Вудпекера и чилли-вилльной тусовки, который на восходе своей карьеры делил с Уолтом Диснеем анимационного персонажа.
Да кто это такой, ваш Уолтер Ланц?!
Гэгмен, аниматор, создатель известных мультперсонажей — Уолтер Ланц знал индустрию со всех углов и ракурсов. А ещё он очень хорошо знал, кто такой Дисней. Первым важным звеном в карьере Ланца стал сериал про Кролика Освальда, которого придумал как раз Уолт. Только вот все права были у Universal, которые ни его создателю, ни прокатчику Чарльзу Минцу не дали героя в работу. Вместо этого они назначили руководителем Ланца, который настолько понравился Universal, что компания присела на Уолтера с запросом выпускать по 26 «Освальдов» в год (а это примерно по два фильма в месяц; на сравнение, наша студия анимации 2х2 тратит на эпизод от двух недель до месяца, в 2020 году).
Ланц сделал из героя звезду, которая хорошенько отблагодарила его: теперь Уолтера знали, мультфильмы про Освальда кормили его и давали буст к новым разработкам. Через пару лет он создаёт «Старого весельчака» — шаржи на знаменитостей, которые в дальнейшем выдвинут на «Оскар».
Ещё одна важная работа, выпущенная в 1933 году — короткометражка «Доверие» о Великой депрессии в образе привидения. По ночам оно летает над миром, а утром мы видим результаты ночных проделок: паника на бирже, упадки в банках, да даже Освальд на ферме в шоке — герой бежит за помощью к доку, а тот говорит, что его врач — Франклин Рузвельт.
Попытки конкурировать
Вообще, посмотрев на Освальда, сложно игнорировать его схожесть с диснеевским Микки Маусом. Ещё и в не HD-анимации они совсем выглядят двойняшками. Отсылка к конкуренту, который ещё и придумал первоначальный образ героя, — не самое лучшее, что может быть. Поэтому Ланц решает изменить образ Освальда, сделав его нормальным белым кроликом. Только упс: от этого он становится менее популярным. Вместо того, чтобы дальше химичить над бедным животным, Ланц принимает решение создать новых персонажей. Так появились обезьянки Мини, Майни и Мо, а в дальнейшем — Панда-отец с сыном Энди и, конечно же, Вуди Вудпекер.
Но если в эпоху короткометражек конкурировать с Диснеем ещё можно было, то выход полнометражной «Белоснежки» сильно ударил по Ланцу. Сначала была амбиция выпустить свой большой фильм: Universal дала 750 000 долларов на «Аладдина и его волшебную лампу». Достаточно приличная сумма для конкуренции с «Белоснежкой», которая на старте планировалась уложиться в 250 000 долларов, а на выходе показала чек в шесть раз больше (но при этом, собрала в прокате 6 миллионов). Тем более, все производство мультфильмов сильно выиграло из-за новшеств Диснея, ведь уже не надо было изобретать мульт-станок и раскадровку, выдумывать озвучку и цвет — всё благодаря Диснею пришло в работу. Это он экспериментировал и рисковал, а остальные — наслаждались его технологиями.
Этим долго успокаивал сам себя Ланц, пока работал над раскадровкой, но однажды он резко не бросил задуманное. Технологии технологиями, но создать шедевр на уровне Диснея — это всегда большой шанс провалиться, если только ты сам не Дисней. Нужны были иные пути, как сохранять популярность студии. И Ланц пошёл в горизонталь — в разработку совершенно новых типажей.
Дятел Вуди
Уолтер Ланц погрузился в мир животных, выискивая тех, кого ещё не брали в мультфильмы. Достаточно известная механика — так, например, Пол Терри нащупал сорок-близнецов, которые ломают четвертую стену и которым всё на свете сходит с рук. Ланц же выделил панд и запустил короткометражки про Панду-отца и его сына Энди. Со временем герои стали достаточно популярными, чем выстроили хороший фундамент для представления нового персонажа. Для Вуди Вудпекера — благодаря медведям он сразу стал известным.
Взаимоотношения Ланца с героем всегда были похожи, будто один по другому стучит. Сначала дятел — настоящая птица — по легенде, появился в жизни Ланца во время его медового месяца и не давал молодоженам заснуть своим громким стуком. Так родилась в 1940 году идея для короткометражки «Тук-тук!», где Вуди мешает пандам жить их по-пандовому чилльную жизнь. Герои пытаются поймать Вуди, но он вечно опережает их на полшага.
Вуди харизматичен, сверхэмоционален, но при этом в первом своём варианте был похож на Даффи и Багза Банни, ведь озвучкой всех этих персонажей занимался один и тот же актёр Мэл Бланк. Проблема ушла, когда за Вуди взялась жена Ланца Грейс Стаффорд.
Следующим появлением стал фильм «Вуди Вудпекер», который уже не вполголоса, а громко заявил о персонаже. Вуди здесь ещё с массивными ногами и острым клювом. Дятел, который стучал по Ланцу в реальности, стал материалом для успеха студии. И Ланц начал уже, как дятел, «долбить» по Вудпекеру. Он выпускает фильм за фильмом, деформирует персонажа, советуется с коллегами, как сделать его еще экспрессивнее. Главный режиссер студии Калхэйн разрабатывает психологию героя, и Вуди становится уже не просто «хохотушкой», а объёмным персонажем. У него достаточно большой спектр эмоций: в «Вуди обедает» персонаж приходит в кафе, где якобы рады птицам. На деле его поджидает таксидермист (ремарка: специалист по изготовлению чучел), и Вуди реагирует невероятно: голова вытягивается и начинает крутиться, гребень встаёт дыбом, а из клюва вообще происходит огненный взрыв.
Герой также умеет ломать четвёртую стену (привет на будущее «Рику и Морти»): в «Кто готовит кого?» дятел обнаруживает, что у него нет запасов еды, поворачивается к зрителям с вопросом: «А может, кто-нибудь из вас угостит меня шоколадкой?» А ещё его деформируют внешне, и он становится чуть приятнее. Вуди — пластилин для студии Ланца.
К нему постепенно добавляются новые персонажи — это Морж Вэлли, Чилли Вилли, полярный медведь. Герои своей значимостью начинают выравнивать чашу весов со значимостью команды — иногда мультфильм выстреливал за счёт экспериментов создателей, а иногда его спасали всем полюбившиеся образы героев.
Но со временем герои сели на шею Ланцу и команде. Компания Universal уже хотела именно этих персонажей, причем частично её видение отличалось от Ланца. Поэтому Вуди снова меняется, но уже не под властью его создателя. Дятел становится мягче внешне и внутренне. Перед нами уже не задира, способный достать любого, а проказа с потенциалом на безобидность. Вариант массового производства мультфильмов, причем в быстром ритме устраивал не всех аниматоров и режиссёров. И часть постепенно начала уходить за творческими порывами и новым опытом.
До последнего некоторые герои оставались законсервированными ради выгоды студии. Чилли Вилли никак не изменился за всё время, потому вышел довольно плоским персонажем. Вуди Вудпекер стал озорником — полной противоположностью той выскочке, какую мы видели в нём в начале пути. Когда Ланцу сказали, что первого Вуди любят больше, он ответил так: «Я тоже, но мы получали столько жалоб от фирмы Universal на то, что Вуди грубый и хрипатый, что нам пришлось его смягчить».
В итоге Вуди своим весом, который во многом был спонсирован Universal, навалил на Ланца. В 1972 году Уолтеру пришлось закрыть студию, иначе понадобилось бы 10 лет, чтобы окупить расходы на производство, которое, к тому же, пахло конвейером.
Трудности в поиске спонсора, Дисней, который буквально заполонил собой всё на свете, попытки быть уникальным и постоянная борьба за возможность создавать мультфильмы — Ланц действительно выдержал многое. Возможно, его имя не горит в глазах миллионов огоньком, но звонкий смех Вуди уж точно заражает массы и оставляет след в истории анимации.