1 февраля на больших экранах появился фильм «Детка» — дебютная картина Ирины Бас, успевшая побывать на российском фестивале «Короче» под другим названием — «Летом асфальт тёплый». Лента рассказывает о жестоких играх в дочки-матери между героинями Виктории Исаковой и Маши Мацель. Рассказываем, каким получился дебют и отличается ли он от аналогичных российских проектов.
«Возможно, тебе как-то иначе хотелось прожить своё детство. Ну, уж как получилось»
Даша Игнатова (Маша Мацель) — выпускница, которой открылась дверь в новую жизнь. Девчонка живёт под пристальным взором отца (Алексей Фаддеев), который, как и многие родители, хочет сделать из неё идеального человека. Повинуясь его желанию, подросток безропотно оканчивает школу с золотой медалью и отправляется в Мурманск подавать документы на юриспруденцию или регионоведение. Но папа не знает, что в голове дочери уже давно сформирован секретный план, и она вот-вот его осуществит.
Обещанный Мурманск резко сменяется Петербургом, а несчастное регионоведение — театральным институтом. Даша — бойкая девчонка, которая ничего не боится. Ну почти. По крайней мере, её решимости можно только позавидовать. Однако главной причиной поездки в Северную столицу оказывается не столько поступление, сколько встреча с матерью (Виктория Исакова), бросившей Дашу после рождения.
На кинофакультетах будущим режиссёрам и сценаристам говорят: «Снимайте о том, что знаете». Собственно, Ирина Бас вооружилась именно этим правилом. Тема поколений — культурный фундамент, на котором держится как литература, так и кино. Если последние иностранные фильмы вроде «Солнце моё» и «Задира» рассказывают о тандеме отца с ребёнком, то «Детка» акцентирует внимание на абьюзивной игре в дочки-матери, где героини попеременно меняют роли.
Мать Даши — пианистка Лена, одиноко проживающая в роскошной питерской квартире и ненавидящая детей. Подросток вихрем врывается в её жизнь, разрушая всё вокруг — начиная с квартиры и заканчивая любовной связью. Чтобы не выдать нутро отличницы, девчонка придумывает себе личность оторвы. Сначала делает каре и перекрашивается в красный, потом — окружает себя пивом с сигаретами и намеревается продать девственность.
Ирина Бас приправляет игру в дочки-матери горсткой манипуляций, которые становятся вспомогающими сюжетными механизмами, раскручивающими действие. При этом лента и не претендует на психологическую драму, так как детскую тактику «назло» вряд ли можно назвать изощрённой схемой манипулирования. Всё это мы уже видели. Невысказанный ком обид, порождающий «девиантное» поведение, появлялся и в сериале «Алиса не может ждать» Наталии Мещаниновой, и в фильме «Лунатики» Юрия Мороза, в котором Виктория Исакова тоже сыграла мать.
Сходство «Детки» с «Алисой» налицо. Главная героиня проекта Мещаниновой, узнав о близящейся слепоте, бросает школу и пытается прочувствовать жизнь. Она тоже намеревается продать девственность. Но, грубо говоря, по иному тарифу — с договором, дорогими подарками и авансом в придачу. Однако главное различие лент в том, что Даша из «Детки» лишь притворяется, желая позлить мать. Алиса же действительно действует из отчаяния.
Зритель смотрит картину относительно восприятия подростка, где мама Лена олицетворяет абсолютное зло. «Она плохая, коварная, жестокая», — думает Даша, одновременно пытаясь заслужить внимание, словно пятилетний ребёнок. При этом, всё не то, чем кажется, как и сам фильм. «Детка» постепенно оказывается не столько подростковым бунтом, сколько исследованием семейных ценностей. Бас добавляет в повествование молодого парня Федю в исполнении Степана Белозёрова, который, как и Исакова, сыграл главного героя в «Лунатиках». Между героями возникает симпатия, но она не слишком важна в сюжете. Как и Даша, Федя носит на себе огромный рюкзак невысказанных родителям претензий. Однако, в отличии от героини Мацель, парня никто не бросал после рождения.
В этом плане «Детка» полна сюжетных несостыковок. Нам вовсе не понятно, в разводе родители Даши или нет, как девчонка отыскала мать, если даже не могла найти её соцсети, и всё в этом роде. То же и с Федей, который резко подкатывает в жизнь Даши на дорогой тачке, обвиняя её в проституции и одновременно взламывая переписки.
Однако ленту можно похвалить с визуальной точки зрения. Во-первых, съёмочная группа выбрала роскошные локации, где одна другой краше. Во-вторых, дуэт Виктории Исаковой и Маши Мацель — восхитительное зрелище, от которого невозможно оторваться. Пожалуй, самая яркая сцена фильма — монолог строчек Даниила Хармса «Теперь я расскажу о том, как я родился» в исполнении Даши. Уверяем, фрагмент захочется пересматривать снова и снова. Но на этом будто бы всё.
«Детка» — дебютный дебют, который не блещет кинооткровениями. Это стандартная история о семейных проблемах, которую стоит смотреть ради каста. Но дебют — это лишь короткая дистанция. Уверены, дальше — больше.