Самое время познакомиться с работой Рёко Куи «Подземелье вкусностей» (Dungeon Meshi) — в январе стартует аниме-адаптация от студии Trigger (Kill la Kill, Cyberpunk: Edgerunners). Возможно, произведение не всем придётся по вкусу: гастрономические предпочтения героев слишком специфичны. Но именно в этом изюминка истории со стандартной завязкой «команда приключенцев отправляется в подземелье»: решать вопрос с провизией путём употребления в пищу различных фэнтезийных монстров додумается не каждый. Что ж, откладываем очередную партию в D&D ради составления кулинарной книги!
Манга завершена и насчитывает 12 томов: чтобы понять, что будет происходить в сериале, мы прочитали семь из них. Дисклеймер: «птичку жалко».
О вкусах не спорят
История начинается с рассказа о Золотом королевстве — бывший правитель, ныне дряхлый старик, выбирается из подземелья, чтобы поручить расправиться со злым волшебником, захватившим его владения. Обещает даже не полцарства в награду, а всё целиком, и тут же рассыпается в прах.
Но главных героев — человека Лайоса, эльфийку Марсиль и полурослика Чилчака — волнуют другие проблемы. Их боевую подругу Фарлин, сестру Лайоса, во время путешествия по подземелью съел красный дракон. Товарищи решают её спасти, ведь если постараться, погибшую можно воскресить.
Не беда, что некоторые члены команды решают её покинуть: к героям присоединяется дворф Сенши, с которым не пропадёшь, — он всегда вкусно накормит без ущерба для бюджета. Но есть нюанс: готовить придётся монстров — разнообразных фантастических тварей, коих в подземелье немало. В общем, от такой перспективы Ньют Саламандер пришёл бы в ужас, но героев это почти не смущает: дракону можно есть, что попало, а нам нельзя? Пришло время безудержных кулинарных экспериментов!
Несмотря на комичность манги, смакование употребления в пищу живых существ немного смущает: возможно, вам будет жалко их всех — от грибов с ножками и уродливых мандрагор до грифонов и келпи. Далеко не все в жизни вегетарианцы, но совмещать любовь к фантастическим монстрам и увлечение кулинарией в таком ключе готов не каждый. Впрочем, если отбросить сантименты, перед нами увлекательное и остроумное произведение, в котором к каждому рецепту автор подходит с максимальной выдумкой и фантазией.
Поначалу герои встречаются с новыми монстрами почти в каждой главе: они обязательно обсудят все нюансы, придумают оригинальный способ приготовления и поделятся рецептами, из которых потом можно составить кулинарную книгу. Так, вы изучите строение слизня, рассмотрите схему скелета и органов василиска, узнаете, как выращивать овощи на големах.
Чем дальше, тем интереснее ингредиенты: жуки-сокровища и живые доспехи оказываются вполне съедобными, а некоторые блюда требуют особого подхода — например, для сорбета нужно прогнать банку со святой водой через призраков. Отдельные рецепты и вовсе невозможно читать без смеха: если орки готовят блюда из краденых овощей, то обязательно будет указано, что их нужно стащить.
Всеядные герои проявляют чудеса изобретательности: например, используют смертоносные ловушки себе во благо, решая вопрос с ограниченностью в средствах. Вылетающий топор легко разрубит любое мясо, а такому добру, как раскалённое масло, и вовсе грех пропадать — для гурманов нет ничего невозможного. Рамки и границы у персонажей настолько отсутствуют, что они даже в картину на стене в поисках съестного заглянут.
Тут такой же эффект, как в сериале «Ганнибал»: хотя умом понимаешь, что все блюда из сомнительных ингредиентов, желание прокачать кулинарные навыки или хотя бы вкусно покушать всё равно возникает.
По описанию может показаться, что вся фантазия мангаки уходит на придумывание рецептов, однако мир и персонажи здесь проработаны не меньше, пусть и не так удивляют. Герои забавны, обаятельны, и у них отличная химия.
Чего стоят обсуждения этической части вопроса: если у наивного энтузиаста Лайоса загораются глаза при мысли об очередном монстре, то Марсиль каждый раз сомневается и пытается отговорить друзей. Товарищи решили не есть полулюдей и человекоподобных созданий, но каждый раз эта черта становится всё размытее: совесть эльфийки не проходит испытание «дурной» компанией, ищущей лазейки, чтобы расширить рацион.
Мангака часто ставит героев в ситуации, благодаря которым они смогут узнать друг друга получше. Например, есть отличная глава, где монстры создают клоны персонажей, основываясь на представлениях о них товарищей. Не только кулинария, но и психология: каждый человек видит нас по-разному и порой образ в его голове расходится с реальностью. Чтобы герои точно усвоили урок, они ещё и расами ненадолго меняются — в общем, скучно не будет!
В визуальном плане манга радует простенькими, но забавными мордочками персонажей, хорошо передающими их эмоции, и впечатляющими страницами, где монстры прорисованы очень тщательно — внезапная встреча с кракеном выглядит эффектно, а когтистая лапы дракона рядом с полуросликом кажется ещё более грозной. Бытовые сцены автору тоже неплохо даются — им присущи уют и волшебная атмосфера, хотя, скажем, с «Ателье колдовских колпаков» в этом плане работе Рёко Куи не сравниться.
Поначалу кажется, что «Подземелье вкусностей» — едва ли не повседневность в фэнтезийном сеттинге, ироничная манга о готовке, где главная цель героев (спасение Фарлин) — всего лишь формальность. Но это не так: постепенно повествование становится серьёзнее, основная сюжетная линия выходит на первый план, а забавные эпизоды с монстрами встречаются чуть реже. Персонажи отчаянно пытаются спасти подругу, постигают тайны подземелья, сталкиваются с необходимостью победить волшебника — акценты в произведении немного сдвигаются.
И это происходит в нужный момент: как раз тогда, когда читателю могут «приесться» главы с рецептами. В итоге, автор достигает идеального баланса: съели очередного монстра — можно и о трагичном прошлом рассказать.