Весной 2024 стартовало аниме «Мёртвые-мёртвые демоны» (Dead Dead Demon's Dededededestruction) по мотивам манги известного мрачными работами Инио Асано («Спокойно ночи, Пунпун», «Соланин»). Режиссёром проекта выступил Томоюки Курокава («Наш рассвет», «Детектив-медиум Якумо»). Сериал рассказывает о стремлении людей к повседневной жизни на фоне инопланетного вторжения. В центре повествования — школьницы, пытающиеся справиться с переходным возрастом и подружиться с внеземной формой жизни. Рассказываем о впечатлениях на момент выхода седьмой серии из восемнадцати и пытаемся разобраться в сюжете.
Аниме начинается внезапно — с нулевой серии. Восемь с лишним лет назад главный герой Нобуо Кояма потерял сознание, с тех пор его тело подчинено инопланетному захватчику. Похожая ситуация была в «Паразите», однако здесь личность Коямы смогла побороть чужеземца и вернуть контроль над телом. В курс дела центрального персонажа вводят школьницы, за которыми пришелец присматривал все эти годы. 31 августа 2039 года над Токийским заливом появился инопланетный космический корабль. Четыре года спустя он взорвался, почти полностью уничтожив Токио. Нынешний апокалиптический мир принято называть «32 августа» или «Бесконечное лето» (одноимённая игра российских разработчиков тут ни при чём). Нобуо отправляется в Токио на поиски дочери Кадодэ. Именно о ней и её друзьях пойдёт дальнейшее повествование. Точнее, предшествующее, потому что автор расскажет о событиях за пять лет до «пробуждения» Нобуо Коямы.
Сюжет первых серий наполовину состоит из отсылающих к появлению НЛО флешбэков и «нынешних» событий 2042-го. Потеряв отца, Кадодэ продолжает жить как обычная старшеклассница, решая повседневные проблемы переходного возраста вроде первой любви и экзаменов. Вместе с подругами героиня обсуждает парней, рубится в видеоигры, строит планы на взрослую жизнь, несмотря на то, что все в той или иной степени пострадали от инопланетного вторжения. Как и другие жители Токио, девчонки почти не уделяют внимания политике и не следят за ситуацией на «инопланетном» фронте.
Мирное и неторопливое повествование часто прерывается сообщениями о войне с пришельцами. Летающая тарелка уже три года спокойно парит над Токио, временами отправляя на разведку шаттлы причудливых форм. Относительное миролюбие инопланетян ставит японское правительство и военных в смятение. Тем не менее, начинается разработка оружия, способного сбивать «вражеские» корабли. Военная хроника — скорее фон для повествования о японских старшеклассницах. Хотя тема обычной жизни за кулисами войны уже рассматривалась в других тайтлах («Могиле светлячков», «Атаке титанов», «Стальном алхимике»), сеттинг выглядит свежо, особенно в обстановке тысячи и одного «попаданца».
Раскрывая мотивы поступков правительства, Инио Асано вдоволь смеётся над глупыми и коррумпированными чиновниками, карикатурно рисуя каждого. Зависимость Японии от США тоже не осталась без внимания. Американцы выступают безжалостными умниками, скрывающими информацию о своих действиях. Они лишь искали повод, чтобы провести испытания бомб и оружия нового типа, а инопланетяне появились как раз вовремя. Однако сатира политической обстановки не получила должного развития, из-за чего чересчур выбивается из серьёзного тона повествования.
В аниме несколько сюжетных линий: школьницы, военные, правительство, инопланетяне. Если вас не запутать параллельными историями, приготовьтесь к главному испытанию тайтла — непонятной фабуле. Сначала проект показывает жизнь старшеклассниц, далее без предупреждения забегает в недалёкое будущее и говорит об инопланетянах, а через пару минут и вовсе обрушивает на зрителя гигантский двухсерийный флэшбэк, добивая сатирическими вставками о чиновниках. Вкупе с множественными сюжетными линиями разновременные истории накладываются друг на друга слоями, образуя высокую и сложную для понимания лазанью. В такие моменты завидуешь людям, прочитавшим мангу: всё становится на свои места лишь ближе к финалу, но до него ещё нужно дойти.
Отдельное внимание хочется уделить визуалу «Демонов». Виден свежий подход к рисовке персонажей и животных, а детализированные пейзажи и локации оставят в восторге даже фанатов Макото Синкая. В любой момент аниме можно ставить на паузу, чтобы рассматривать детализированных «мех» (боевые человекоподобные машины, шагоходы) или панорамы мегаполиса. Опенинг тоже держит планку экстраординарности: на реальных фотографиях нарисованные персонажи выглядят интересно и экзотично.
Мы смотрим аниме не столько из-за красивой рисовки, сколько из-за добротного сюжета. Бывает, «картинка» сильно хромает, но сильная история остаётся в сердце зрителя. Однако большое внимание к пейзажам и детальной прорисовке не может заменить продуманной драматургии: аниме Томоюки Курокавы превратилось в красивое слайд-шоу. Судя по манге, у авторов «Мёртвых-мёртвых демонов» есть пара тузов в рукаве. Надеемся, они ими воспользуются, чтобы лаконично объяснить сюжет экранизации. А тем, кто не читал первоисточник, советуем дождаться выхода всех эпизодов, иначе тайтл может показаться непонятным и неинтересным.