В российский прокат вышел фильм «Ритуал» с Аль Пачино и Дэном Стивенсом в главных ролях. Хоррор, снятый будто на ручную камеру, рассказывает о реальной задокументированной попытке изгнания дьявола из Эми Шмидт, которая произошла почти 100 лет назад. Нам удалось поговорить с режиссёром о работе над проектом, важности диалога искусства со зрителем и его любимых фильмах.
— Троп изгнания дьявола очень популярен в культуре еще с 1970-х благодаря фильму «Изгоняющий дьявола». Сегодня тоже достаточно примеров переосмысления этого направления в кино, например, «Два, три, демон, приди!» от братьев Филиппу. А чем вас зацепила тема экзорцизма?
— Первая причина — впечатливший меня случай, описанный в фильме «Ритуал». Он не только основан на реальной истории, но и стал самым задокументированным — точно описанной попыткой экзорцизма в американской истории. Это произошло в 1928 году в маленьком городе Эрлинг, штат Айова. Настолько громкий случай, что о нём даже написали в New York Times. Вторая причина — интерес к этой истории людей в католическом сообществе, которые пошли на огромный риск, проводя ритуал у себя в церкви. Показалось очень интересным рассказать, что именно они делали, чувствовали и во что верили, чтобы спасти девушку. Я много думал о том, насколько это могло быть страшно. Как много мудрости и самопожертвования было в их поступке.

— Вспоминается сестра Роуз в исполнении Эшли Грин, пострадавшая от рук Эми Шмитд в одном из первых этапов изгнания. Столкнувшись со страхом и кризисом веры, она всё же вернулась к ритуалу, чтобы помочь девушке высвободиться из лап беса.
— Да, у всех центральных персонажей картины были моменты, когда они сталкивались с сомнением. И в их поступках было очень много мудрости.
— В одном интервью легенда кинематографа Аль Пачино признался, что не смотрел «Изгоняющего дьявола». А вы? Повлиял ли он на «Ритуал»?
— Смотрел и уверен, что «Изгоняющий» сильно повлиял на мой фильм. Это одна из моих любимых картин ещё с тех пор, как я впервые посмотрел её 40 лет назад. Я убежден, все фильмы, поднимавшие тему экзорцизма, были вдохновлены лентой Уильяма Фридкина.
Никогда не забуду первый просмотр. Тогда я воспринял фильм невероятно мощным, тема была рассказана очень серьезно. И это то, что мы пытались сделать в «Ритуале» — сохранить достоверность настолько, насколько это возможно, не придумывая ничего из того, что не было задокументировано. Реалистичность, естественность событий, отказ от применения дополнительных спецэффектов, ориентация на естественные чувства и игру актеров.

— Поэтому вы выбрали снимать с эффектом ручной камеры?
— Да, мы хотели, чтобы зритель был очевидцем событий в реальном времени, чтобы он не знал, что будет дальше. Сцены должны были выглядеть максимально живыми. Документальные фильмы отражают настоящую жизнь, поэтому хотелось сохранить ощущение, что зритель тоже проживает события здесь и сейчас. Если в углу комнаты что-то падает и слышен звук, камера реагировала на это.
— А актёры знали, что будет дальше?
— Они понимали, что будет происходить в сцене и диалоге: что сделает Эмма, и как на это нужно будет отреагировать. Мне было важно отразить их реакции в реальном времени, поэтому было много места для импровизации в диалогах. Но для нас очень важна безопасность на съемочной площадке и поэтому, даже если сцена выглядела очень реалистично, она всё равно была хореографически поставлена.
— Расскажите о работе с Аль Пачино.
— С самой первой встречи Аль показался очень добрым, талантливым, вовлечённым и эмпатичным. Он часто играет сложных характерных персонажей, в которых много агрессии, но сам он не такой. Аль очень добрый, милый, мягкий человек, с которым легко находиться рядом и очень легко общаться. В первую встречу я очень нервничал, но уже через 15 минут мы оба увлечённо обсуждали сцены и его персонажа. Он был очень вдохновлён материалом. Мы вели глубокие разговоры о персонажах и истории. Работать с ним было одним удовольствием. Аль был очень благосклонен к каждому человеку на съёмочной площадке.

— Привносил ли мистер Пачино новые идеи в сценарий или в своего персонажа?
— Да! Нам очень повезло, что довелось провести столько времени с ним. Съёмочный процесс должен был стартовать еще в сентябре 2023 года, но произошла забастовка голливудских сценаристов и актёров. Поэтому производство началось лишь спустя шесть или семь месяцев от запланированного срока.
Вместе с продюсером мы приезжали в дом к Аль Пачино почти каждую неделю и по несколько часов вносили корректировки в сценарий и характер персонажей. Он действительно помогал раскрыть своего персонажа, был очень заинтересован. Ему было важно разобраться в истории взаимоотношений его героя и Эммы, ведь по ходу сюжета обнаруживается, что они куда более сложные, чем кажется на первый взгляд. Нам очень повезло, потому что с Аль Пачино у нас было гораздо больше времени на обсуждение персонажа по сравнению с другими актерами.

— А что можете рассказать о работе с Дэном Стивенсом?
— Из-за забастовки актёров Дэн присоединился к проекту позже всех. Его героя должен был сыграть совсем другой человек. Но я считаю, что нам очень повезло, что всё так сложилось. Дэн действительно невероятен в этой роли. Я видел несколько его работ, но не был знаком лично, в отличие от проектов Аль Пачино. Не смотрел «Аббатство Даунтон» или «Легион».

Герой Дэна — аватар для аудитории. Зритель видит историю через призму отца Стайгера, у которого на тот момент не было опыта в изгнании дьявола. Было важно показать насколько травматичен и опасен этот эксперимент для обычного человека. Дэн вёл зрителя по этому пути и справился просто блестяще.
— Было ли место импровизации в его работе? Какие задачи вы ставили перед ним?
— Для нас была очень важна сохранность актёров на площадке, поэтому основные действия были выполнены в допустимых рамках безопасности. Но, конечно, Дэн участвовал в работе над персонажем. Придумывал новые грани, о которых я бы никогда не подумал. У его героя мало диалогов, он больше наблюдает за действиями отца Теофила, ведёт записи, помогает другим. Много сцен, где Дэн должен быть очень экспрессивным, но безмолвным. И всё это оказалось ему под силу. На самом деле это сложная актёрская задача — быть выразительным без слов. Но Дэн сделал это блестяще.
— «Ритуал» — ваш второй фильм, основанный на реальных событиях. Как выбираете темы и почему вас интересуют реальные истории?
— Я всегда был заинтересован в реальных историях, потому что во всех своих фильмах мне хочется рассказать о человечестве и мире, в котором мы живём. У искусства есть мощная возможность добраться до умов людей и начать с ними диалог.

Мой предыдущий фильм, «Убийство Кеннеда Чемберлина», задавал очень важные вопросы о том, как общество относится к людям другого цвета кожи, ветеранам военных действий или человеку с психологическими проблемами. Мне нужно, чтобы проекты задавали такие вопросы, а реальные истории — отличный способ это сделать. Один из самых серьёзных, который мои фильмы задают, — это как мы относимся к тем, кто опасен для нас или к тем, кто страдает. «Ритуал», например, показывает страждущую девушку и людей, которые приходят к ней на помощь.
— Можете рассказать о вашем следующем проекте? Он тоже будет вдохновлён реальными событиями?
— Да, у нас в разработке несколько таких историй в жанре хоррор.

Ещё я лично занимаюсь проблемой нехватки знаний об аутизме, так как сам нахожусь в аутистическом спектре и работаю с его представителями долгое время. Мы собрали много историй, которые связаны с этим расстройством.
— Действительно, очень важно обогатить знания аудитории об аутизме.
— Верно! Нужно дать людям новый взгляд на это.
— Мы на 2х2.медиа очень любим анимаицю. Можете назвать свой любимый проект?
— Однозначно «Симпсоны»! Считаю их очень классными и смешными. Они сильно опередили своё время. Уже 20 лет назад предсказали, что Дональд Трамп станет президентом США. Сатиризация в мультсериале просто потрясает. При этом у него большое сердце. Есть несколько эпизодов, которые трогают до слёз.
— Слышали ли вы, что Мардж Симпсон умерла в последнем сезоне?
— Да, слышал, но потом понял, что она всё ещё будет присутствовать в сериале. Хотя немного боюсь смотреть этот эпизод!

— Назовите топ-5 ваших любимых хоррор-фильмов.
— «Изгоняющий дьявола», «Чужой», «Молчание ягнят», «Ведьма» Роберта Эггерса и «Шесть демонов Эмили Роуз».
