«Калейдоскоп ужасов» (Creepshow) — культовая антология ужасов, которая вспомнится многим по жуткому рассказчику-призраку и рассказам Стивена Кинга. В 2019 году проект получил свежее продолжение уже в виде сериала. В статье разобрались, с чего начался этот альманах страшилок, как стал феноменом и смог ли сохранить дух старых-добрых историй из оригинального фильма 1980-х.
Хронология «Калейдоскопа ужасов»
Нельзя говорить, что «Калейдоскоп ужасов» был первопроходцем в теме хоррор-антологий, которые начинают свою историю с начала 20 века, но совершенно точно повлиял на популярность этого формата. За сценарий проекта, состоящего из пяти отдельных новелл, отвечал маэстро хоррор-литературы Стивен Кинг. Он адаптировал для экранизации два своих рассказа «Сорняк» и «Ящик», а также написал три новые истории специально для фильма. Режиссировал всё это дело не менее известный Джордж Ромеро, снявший «Ночь живых мертвецов» (1968) и кучу других кроваво-жутких фильмов, ставшими эталонными для зомби-тематики и ужасов в целом.
Так, у двух гениев родились сюжеты о внезапно восставших мертвецах, фермере, зарастающем космическими сорняками, таинственном ящике со странным зверем, море мерзких тараканов и мести непримиримых супругов. В одном из эпизодов роль сыграл сам Стивен Кинг. Истории подаются через пролог о мальчике, которому так и не удалось прочитать комиксы, выброшенные его отцом. Здесь ему на помощь пришёл жуткий призрак-рассказчик, поведавший пять страшилок о нечисти.
Позже фильм стал трилогией. Вторая часть, вышедшая в 1987 году, начиналася с целого грузовика, забитого комиксами, откуда выходит уже всем известный призрак и даёт новый выпуск мальчику, с которым мы познакомились в первом фильме. В этот раз экранизировали всего три рассказа Стивена Кинга. «Старый вождь деревянная голова» сталкивает зрителей с историей о древнем мстительном духе, который не остановится, пока не убьёт своих жертв, «Плот» покажет, почему нельзя игнорировать знак «Купание запрещено», а «Путешествующий автостопом» расскажет, как избежать вечного преследования призраком.
В третьей части, вышедшей в 2006 году, «Калейдоскоп» снова вернулся к формату пяти новелл в одном фильме, концентрируясь вокруг одного дома и его жителей. Но даже это не вызвало восторга у фанатов двух предыдущих частей. Третий фильм уже создавался без участия Стивена Кинга и Джорджа Ромеро: новые страшилки вышли значительно слабее и потеряли шарм хорроров 1980-х, ориентируясь уже, скорее, на абсурдные чёрные комедии, популярные в нулевые.
Сейчас кинорынок может побаловать зрителя огромным количеством хоррор-антологий, но даже это не дало «Калейдоскопу ужасов» сгинуть в море других ужастиков, а стало стимулом вернуть проект обратно на экраны. Сериал, вышедший в 2019 году на платформе Shudder, стал прямым продолжением фильмов. Взялся за новый «Калейдоскоп» Грег Никотеро — мастер спецэффектов, известный по работе над «Ходячими мертвецами» и всеми его продолжениями. Для Никотеро работа над проектом стала действительно судьбоносной, ведь «Калейдоскоп ужасов» был первой в его жизни съёмочной площадкой, которую он посетил. Также к работе над проектом вернулся Стивен Кинг, к которому присоединился его сын Джо Хилл, сыгравший в оригинальных фильмах мальчика Билли.
Чем была вдохновлена антология?
«Калейдоскоп ужасов» представляет собой не только экранизацию некоторых рассказов Кинга и сборник отдельных страшилок. При создании первого фильма авторы во многом ориентировались на комикс «Байки из склепа» издательства EC Comics, выходивший с 1950 по 1955 и оказавший сильное влияние на Стивена Кинга. «Калейдоскоп ужасов» и телесериал «Байки из склепа» роднит множество моментов, начиная от комиксной структуры, где один выпуск — один эпизод, и заканчивая жутким рассказчиком, мелькающим между новеллами.
Создатели «Калейдоскопа» не раз упоминали, что при разработке собственного шоу отдавали дань комиксам из своего детства. Отсюда и пришёл формат антологии: фильмы и сериал копируют фишку печатного вдохновителя, где каждый выпуск включал сразу несколько самодостаточных законченных историй. Эти сюжеты представляли собой сборник всевозможных легенд о вурдалаках, мумиях, зомби и оборотнях в новом, более кровавом прочтении. Многие истории заимствовались из литературы, в том числе из произведений Эдгара Алана По и Говарда Лавкрафта.
Шоураннер нового сериала Грег Никотеро также с детства был окружён комиксами и тоже был прекрасно знаком с «Байками из склепа» и «Склепом ужаса» от того же издательства. Поэтому при создании шоу Никотеро решил не отставать от традиций Кинга и Ромеро, опираясь на «Байки», ведь без них не было бы оригинального «Калейдоскопа ужасов». Продолжение антологии делает отсылки даже на визуальном уровне, делая некоторые эпизоды и Хэллоуинский спешл анимационными — по примеру «Калейдоскопа ужасов 2», где есть мультяшная интерлюдия о мальчике Билли и венериной мухоловке.
Почему проект так всем запомнился?
Во многом дело именно в том, что короткие эпизоды, собранные в один фильм — идеальный вариант для хорроров. Это позволило создать множество самодостаточных историй, которые сразу же дают то, чего хочет зритель: безумные сюжеты, пугающие монстры и невероятные, практически непредугадываемые концовки.
Также не стоит отрицать влияния фигур Кинга и Ромеро, объединивших в фильмах самые запоминающиеся черты своего творчества. Кинг подарил антологии неразрывную связь совершенно сумасшедшей мистики и реализма со всеми его мелкими деталями, а Ромеро приукрасил этот реализм своим умением работать с жуткими монстрами и любовью к сочетанию несочетаемого.
И куда же без общей атмосферы фильмов, которая трепетно относится к наследию ужасов и к комиксам с их графическим изображением столкновения с нечистью. Авторы предпочитают практические эффекты графике и делают упор на сюжет и минимизацию скримеров.
В чём шарм нового сериала?
Продолжение «Калейдоскопа ужасов» вышло ничуть не хуже своих предшественников. Сериал стилизован под классические хорроры 1980-х и оригинальный фильм, где ещё даже не шло речи о дорогих спецэффектах. Новыый проект тоже сохраняет весь этот шарм, концентрируясь на самих историях, которые иллюстрируются с помощью костюмов, грима и аниматроников, порой слишком далёких от реализма. Всё это намеренно создаёт вычурную атмосферу тех самых фильмов, после которых монстры ещё долго будут являться в кошмарах.
Сериал не пытается прыгать выше первоисточников или догонять современных соседей по жанру, вполне комфортно чувствуя себя в рамках зрелищности, оставшейся где-то в 1980-х. Возможно, кому-то это напомнит довольно среднячковые фильмы категории «Б», но здесь стоит помнить, что «Калейдоскоп ужасов» стремится в первую очередь развлечь своего зрителя, поэтому обилие чёрного юмора и средненький визуал только служат очередным способом погрузить в ощущение, что ты смотришь хоррор со старенькой кассеты, найденной на чердаке.
В целом сериал выглядит, как один большой подарок фанатам оригинальных фильмов. Специально для них в новые истории вшито огромное количество пасхалок на сюжеты из первых «Калейдоскопов», на известные книги Кинга и на другие классические киноленты в жанре ужасов. Так что не стоит удивляться отсылкам на мальчика в жёлтом плаще из «Оно» или визуальным цитатам на «Сияние». Ко всему этому, современная версия «Калейдоскопа» не забывает о комиксах, начиная антологию с пролога, где рассказчик-призрак листает выпуск комиксов, затем воплощая все эти истории для зрителей на телеэкране.
«Калейдоскоп ужасов» — ностальгическая история, пропитанная духом старых комиксов 1950-х и низкобюджетных хорроров с кассет, которая отсылает зрителей куда-то в детство, где монстры и убийства ощущаются по-настоящему мерзкими и кровавыми и где ужастики пытаются удивить не внезапным скримером, а безумием и самым неожиданным поворотом событий.
Смотрите сериал «Калейдоскоп ужасов» с 19 марта в 23:05 в эфире 2х2!