14 января в прокат выйдет «Чудо-женщина: 1984», продолжение одного из наиболее коммерчески успешных фильмов DC Universe, премьера которого откладывалась несколько раз ещё с 2019 года. В США фильм выходит параллельно с кинотеатрами на стриминг-сервисе HBO Max (в России в кино с 16 января). Кинокритик Иван Афанасьев накачался неоном под Depeche Mode и рассказывает, почему сиквел «Чудо-женщины», скорее всего, получит холодный зрительский приём.
2020-й всех конкретно достал, это ни для кого не секрет. Новый год, судя по всему, мы в основном будем справлять наедине с мандаринами и ёлкой, без традиционных гуляний и безудержного веселья. Впереди — непростой 2021-й, который едва ли позволит ослабить затянутые пояса. Так хочется какого-то праздника и простого человеческого удовольствия — пойти, как обычно, в кинотеатр, сесть в кресло с попкорном и кока-колой лайт, откинуться на спинку и «просто потупить» в спецэффекты и красивую картинку. Под конец года эту функцию решили взять на себя российские блокбастеры — «Серебряные коньки» и «Огонь», сбацанные под патриотической эгидой Никиты Сергеевича Михалкова. «Чудо-женщина 1984» решила не идти на рожон против революционеров-карманников и МЧСников и взять всех измором, заставив себя ждать до января. Но стоило ли оно того? Очень сложный вопрос.
На дворе 1984-й год (как неожиданно). Рональд Рейган ведёт агрессивный курс в экономике, Холодная война пока ещё горяча, как хрустящие пирожки в расплодившихся «макдаках». Общество погрузилось в бесконечную культуру потребления, что неизбежно ведёт к социальному расслоению и преступности, с которой борется Диана Принс в свободное от работы антропологом время. Ей ужасно чуждо общество, в котором она живёт, и она до сих пор тоскует о своём погибшем возлюбленном Стиве Треворе. На этой почве она заводит дружбу с новой сотрудницей института, Барбарой Минервой, которая мечтает быть, как Диана Принс. Неуверенная в себе дама попадает под влияние амбициозного нефтяного магната Максвелла Лорда, который просит её помочь украсть один из объектов исследований — камень, исполняющий желания тех, кто к нему прикоснётся.
Первая «Чудо-женщина» была слегка неловкой, но довольно бодрой попыткой впихнуть вездесущую фемоптику в супергеройский блокбастер — сильная и независимая женщина, выступившая против мужчин-узурпаторов, тогда ещё была в новинку (посмотрим, что сделает с жанром «Чёрная вдова», когда всё-таки выйдет). В сиквеле чувствуется сильный задел на актуальность, но с более широкими амбициями. Главный злодей уж больно напоминает Дональда Трампа: честолюбивый политик с имперскими замашками, готовый использовать всех и вся в своём стремлении к мировому господству. Выбранная эпоха (не только кассетные магнитофоны и смешные лосины, но также падение Берлинской стены и «рейганомика») проводит зазор между 1980-ми и современностью, когда поп-культура и политика шли нога в ногу. Короче говоря, такая явная попытка сыграть в «большое кино» с глубокими смыслами и заявкой на метаинтеллектуальность.
Стоило ожидать, что выходит довольно-таки натужно и местами даже нелепо. Помните как в первом фильме финальной части «Мстителей» Танос, злодей с ясной мотивацией и целями, одним щелчком пальцев заставил нас всех всерьёз офигеть? Вот злодей «Чудо-женщины: 1984» со сценаристами тоже стараются — и прошлое герою прописали, и ввели «очеловечивающую» линию с сыном. Честно сказать, у него всё равно это получается чисто на уровне карикатуры, хотя и очень эффектной — Педро Паскаль в образе миллионера с идеями о мировом господстве своей невероятно живой мимикой словно компенсирует съёмки в «Мандалорце», где у него почти всегда был шлем на голове. В противовес какой-то неоправданно серьёзной партнерши по злому ремеслу Гепарде в исполнении Кристен Уиг — она хорошая комическая актриса, и тут ей, как нигде больше, не помешало бы проявить свои таланты. Но моменты с ней вышли едва ли не самыми унылыми в фильме.
За исключением схваток с Гепардой — хореография битв прекрасная, у фильма Пэтти Дженкинс всё очень хорошо и бодро. Галь Гадот, в общем-то, не лучшая в мире актриса, вытягивает не самые интересные фрагменты с ней в образе просто Дианы Принс, когда между ними скачет в новом позолоченном костюме, цепляется за молнии и расшвыривает плохих мужчин (т.е. почти всех в фильме) в разные стороны.
Проблема лишь в том, что этих самых экшен-эпизодов, которые могли бы вытащить фильм из лассо Чудо-женщины, тут штуки четыре на всю картину, а между ними разговоры, разговоры, разговоры. Которые, повторюсь, из-за своего гуманистического пафоса смотрятся, как речь мальчика из «Босса-молокососа» на конференции SpaceX. Плюс, конечно же, слегка притянутая за уши романтическая линия. Да, Крис Пайн вернётся, мы это видели ещё в трейлере, и теперь они с Дианой поменяются ролями — она будет его вводить в курс дела в новой для него эпохе. Из этого родится несколько неплохих гэгов, но, в общем-то, всё.
«Чудо-женщина: 1984» проваливается на ключевом моменте: она выходит в то время, когда люди и без того по уши загружены «актуальной повесткой» и хотят получить лишь простого блокбастерного адреналина. Который фильм, увы, почти не даёт зрителю, нуждающемся не только в хлебе, но и в зрелищах, чтобы хотеть нести свои денежки в кассу.