Ровно 10 лет назад в российский прокат вышел «Хроника» (Chronicle) — малобюджетный супергеройский фильм Джоша Транка о трёх молодых людях, получивших особые силы после контакта с неопознанным объектом. После премьеры в американских кинотеатрах фильм стал лидером бокс-офиса и помог режиссёру получить в руки экранизацию новой «Фантастической четвёрки», которая, к сожалению, оказалась жутким провалом и стала несмываемым пятном в фильмографии Транка. Иван Афанасьев, не без применения кинокритических суперспособностей, рефлексирует о том, как «Хроника» стала одним из важнейших фильмов о супергероях и почему Транк заслуживает второго шанса.
Возможно, вы сейчас вообще не понимаете, о чём идёт речь, потому позволю себе вкратце напомнить общую завязку сюжета. В центре повествования — Эндрю (Дэйн Дехаан), подросток-изгой с целым букетом проблем (смерть матери, пьющий отец, травля со стороны одноклассников), повсюду таскающий с собой камеру, являющуюся одной из причин насмешек над ним. Его двоюродный брат Мэтт (Алекс Расселл), цитирующий Шопенгауэра с Платоном на каждом шагу — единственный его друг. На одной из вечеринок, где он попытался социализироваться через объектив, Эндрю получает люлей и в расстроенных чувствах встречает Стива (Майкл Б. Джордан) — спортсмена-красавца, метящего в школьные президенты. Тот внезапно заинтересовывается агрегатом парнишки и предлагает отправиться с ним поснимать нечто в недавно открывшейся неподалёку загадочной дыре. Ну а дальше всё ясно: метеорит, странная вспышка, потеря сознания, а после все трое обнаружили, что умеют двигать предметы силой мысли, летать и делать ещё кучу штук. Само собой, для Эндрю это превращается в весомый аргумент, чтобы расквитаться со всем миром.
Ценность «Хроники» сейчас, особенно для людей, не заставших фильм в прокате, не так-то просто объяснить. Фильм Транка вышел в период, когда засилье так называемых мокьюментари-фильмов успело порядком утомить. Откровения вроде первого «Паранормального явления», «Монстро» и некоторых других тайтлов выходили нечасто, а остальные подобные картины откровенно бесили отсутствием свежих идей, оправдывая это форматом found footage. Что же касается супергеройского кино, то и там всё уже было слегка изъезжено мастодонтами жанра: первый фильм про Росомаху, два «Железных человека», «Первый мститель» и даже два «Зелёных» — Фонарь и Шершень. Были уже даже попытки переосмыслить концепцию — в «Пипце», например, или недооценённом «Невероятном Халке». На этом поле «Хроника» играла по своим правилам: скрестив в одном флаконе найдённую плёнку и эпичное полотно, она уравняла условное «низкое» и «высокое» в жанровом кино. Малобюджетность спускает супергероев с небес на землю, «любительская» съёмка делает их ближе к зрителю, человечнее, а их проблемы (и не только) — понятнее.
Суперспособности здорово помогали разнообразить доставучую якобы ручную камеру: теперь никто не станет возражать, что оператор взмывает ввысь или следует за героями повсюду — прибор носится за ними при помощи телекинеза! Это аккуратное, но элегантное решение позволило отказаться от самой известной условности в подобных фильмах — вопроса «что ты повсюду бегаешь с этой камерой?». Можно даже сказать, что «Хроника» — фильм, на котором эксперименты с форматом псевдодокументальной съёмки в массовом кино закончились. Были «Реальные упыри», например, но там, в целом, использовалась стандартная схема для таких фильмов. Был «Хардкор» Ильи Найшуллера, но субъективная камера — это немного другое. Был ещё «Визит», но он, скорее, пародировал эту манеру съёмки, нежели стремился придумать что-то новое. Короче говоря, «Хроника» была по-своему новаторской — и очень жаль, что ничего не получилось с «Фантастической четвёркой», которая вышла вымученной, перегруженной и начисто лишённой лёгкости предыдущего фильма режиссёра.
И тут заодно хочется погоревать, что чертовски талантливый Джош Транк пал классической жертвой продюсерских амбиций. Это видно и на примере «Капоне», последнего на данный момент фильма режиссёра, в котором знаменитый гангстер в исполнении Тома Харди страдал от психического расстройства, гадил в памперсы и вообще низвергал свой собственный кинематографический образ. Провалившийся в прокате во время пандемии фильм подавался, как чуть ли не ремейк «Лица со шрамом», причём, кажется, маркетологи так и не определились, какого — 1983 года с Аль Пачино или 1932 года с Полом Муни. Очевидно, у Транка есть амбиции деконструктора: криминальную драму он превратил в практически боди-хоррор о том, что любое зло в конечном счёте пожирает само себя. «Фантастическая четвёрка» должна была стать фильмом, который дал бы новый вектор супергеройским блокбастерам, привнеся в них накал греческих трагедий (но что-то пошло не так). Поэтому можно сказать, что «Хроника» — единственный и самый значимый фильм Транка, который он смог довести до ума за счёт полной творческой свободы и врождённого таланта.
В конце концов, именно после этого фильма Дэйн ДеХаан и Майкл Б. Джордан не только стали звёздами, но и со временем закономерно попали в супергероику — первый во второго «Человека паука» с Эндрю Гарфилдом, второй — в «Чёрную пантеру». Так что можно определённо сказать, что Транк — это самородок, которому, к сожалению, так и не дали блеснуть по полной. Будем надеяться и желать, чтобы он наконец-то получил возможность развернуться в полной мере — деньги, это хорошо, господа продюсеры, но в жанровом кино не так много откровений, чтобы ими разбрасываться.