Тайку Вайтити, кажется, уже не нужно представлять — успех его фильмов о Торе, мокьюментари о вампирах, новозеландского кино и других проектов говорит сам за себя. Сейчас выходит новый сезон «Чем мы заняты в тени», наш местный эксперт по этой франшизе его очень хвалит, а мы по такому поводу задались вопросом: а чем таким в тени занят сам Вайтити? Как ему удалось добиться такого успеха? Чем он смешит зрителей? И зачем ворует декорации? Вот, что из этого получилось.
Тайка Вайтити использует всё, что видит (и что может стащить)
Ещё до того, как режиссёру начали давать огромные бюджеты, ему приходилось снимать свои фильмы с тем, что есть. И один раз ему страшно повезло! В то же время, когда Вайтити работал над «Реальными упырями», шли съёмки «Хоббита» Питера Джексона. Денег на продакшен было маловато, декорации делали на коленках. Так что однажды глубокой ночью (возможно, в тени) художник-постановщик фильма пробрался с командой на студию «Хоббита». Там ребята украли сломанные гринскрины и брёвна, из которых потом построили дом. Вайтити вспоминает об этом с юмором, но Джексону никогда не рассказывал!
Тайка Вайтити ворует глаза детей
Ну ладно, не прям вырывает и ворует, но очень любит использовать. Именитый режиссёр любит смотреть на мир глазами детей, чтобы находить в нём что-то новое, абсурдные правила, забавные нестыковки, смешные паттерны и т.д. Например, Вайтити смог найти в ужасах нацизма комедию в «Кролике ДжоДжо» как раз потому что взглянул на Третий Рейх с перспективы молодого пацана. Если бы главным героем был взрослый мужик, комедии не получилось бы, потому что всё было бы слишком серьёзно. А толика детской наивности помогает отодвинуть страшные штуки на второй план и сконцентрироваться только на чём-то весёлом.
Тайка Вайтити через юмор рассказывает о фольклоре Новой Зеландии
Вероятно, самый личный фильм Вайтити — «Охота на диких людей». Это одновременно смешная и печальная история юного хулигана. Социальная служба отправляет его к новой семье, так что чувак оказывается в типичной сельской местности, не зная, чем заняться. По сути, это ода любви Бушу [The Bush — огромные неосвоенные человеком земли в Новой Зеландии]. Режиссёр мягко и с любовью посмеивается над стереотипными новозеландскими персонажами. При этом многие отсылки международная аудитория вряд ли поймёт: нужно сесть и погуглить, что они означают. И это круто!
Тайка Вайтити хочет осушить планету юмором
Герой статьи не только прокачивает новозеландский патриотизм, но и их в каком-то смысле народный юмор. Там очень популярен так называемый deadpan humor — мы его знаем как «сухой юмор». Это когда шутка вне зависимости от наполнения и величины кека преподносится с абсолютно безэмоциональным каменным лицом. На сухом юморе Тайка, собственно, больше всего и играет — вспомните любую уморительно абсурдную ситуацию из его фильмов и лица персонажей в ней, которые, скорее всего, будто не замечают, насколько это смешно. Сюда же можно приписать моменты, когда персонаж на абсолютном чилле начинает затирать какую-то дико экзистенциальную мысль, будто он сейчас не ломает ничью психику, а просто рассказывает, что купил в магазине.
Сухой юмор, кстати, очень удобно натягивать поверх каких-то серьёзных тем вроде гитлеровской Германии в «Кролике ДжоДжо», проблемы брошенных детей в «Охоте за дикими людьми» или рака в «Торе: Любовь и Гром» (хотя в последнем случае это не очень хорошо сработало). Из-за того, что персонажи внутри фильма/сериала не начинают в голос ржать над очередной шуткой, пока вокруг них разворачивается остросоциальная катастрофа, происходит три вещи: юмор не идёт в контраст с тяжёлыми и важными темами; при желании контраст можно устроить и усилить драматичный момент перепадом настроения; порой, если действовать продуманно и аккуратно, как Вайтити, приколдесы попутно могут и помогать раскрыть проблему.
Тайка Вайтити снимает в кино своих (и не только) крашей
Есть гипотеза, что после успеха флагманских «Упырей», Вайтити решил воплотить все свои режиссерские и детские фантазии. Сделал он это просто: пригласил всех своих крашей в кино. Ну, крашей поколений уж точно. Например, в «Охоту на диких людей» на роль эксцентричного бородача Гека Вайтити позвал главного краша 90-х Сэма Нила. Хоть 90-е и кишели бесконечным количеством красавчиков, всё же два героя «Парка Юрского периода» стояли особняком. Второй, Джефф Голдблюм, появится у Вайтити через год в «Торе: Рагнарёк».
Далее, можно определить вкус Тайки и на актрис. Уж не совсем понятно, повлиял ли Тайка на кастинг-директоров или наоборот, но для своих фильмов он выбрал двух чуть ли не самых главных актрис 00-ых: Натали Портман и Скарлетт Йоханссон. Казалось, в те времена на их плечах держался голливудский небосвод.
Перепрыгнув на 10-е, можно было бы предположить, что Крис Хемсворт вполне тянет на краша, но выделить хотелось бы не его. Десятые — это эпоха ролей второго плана. И похоже, Вайтити тоже так считает. Потому приглашает в «Кролика ДжоДжо» Сэма Рокуэлла и главного мученика «Игры престолов» Альфи Аллена. Ещё одну звезду «Игры Престолов» Педро Паскаля вообще сделали главным Мандалорцем. Уж непонятно, насколько эта гипотеза реалистична, но подбирает Вайтити актёров своих проектов будто играючи.
Тайка Вайтити кидает нечеловеческие сущности в человеческие ситуации
На этом приёме целиком построены «Реальные упыри» и даже «Тор». Вампиры и боги в глазах людей выглядят какими-то недостижимыми сущностями, которым тупо не до земных проблем. Но Вайтити берёт и заставляет их столкнуться с тем, с чем обычные человеки сталкиваются регулярно — вроде спам-рассылок и остывшей страсти. Тут режиссёр убивает двух зайцев: и очеловечивает своих нечеловеческих героев, и создаёт комичную ситуацию, рассматривая привычные вещи непривычным взглядом.
Вот такой вот Вайтити живёт вместе с нами на планете. Конечно, всех аспектов его многогранной личности не перечислить в одном тексте, но мы постарались выделить самое интересное. У нас, кстати, был похожий коллективный текст про ещё одного заметного современного режиссёра Джордана Пила, который правит бал в жанре хоррора.