В начале января после зрительского успеха на «Кинотавре» и скромного кинотеатрального проката, российский фильм «Человек из Подольска» наконец-то вышел в цифре на стриминговом сервисе Premier. Мы его уже посмотрели и спешим заразить вас желанием скорее включить эту абсурдистскую комедию. Так что вот вам пять причин, почему это нужно сделать прямо сейчас.
Абсурдность сюжета и театральное повествование
Главный герой — 35-летний парень из Подольска Коля Фролов. Он каждый день ездит на электричке до Царицыно, чтобы работать редактором в районной газете «Голос ЮАО» за 35 тысяч в месяц. В один из дней Николай приезжает на Курский вокзал в ожидании очередного поезда пригородного сообщения, но электричка ушла, а ещё девушка бросила, да и сигареты закончились. Вдобавок внезапно в отделение забрали двое полицейских, хотя главный герой ничего противозаконного не делал — даже был трезв. После чего начинается допрос длиною в ночь.
Первые 20 минут фильм старается мимикрировать под стандартное российское авторское кино про маленького человека, у которого нет сил и возможностей бороться с властными структурами, с привкусом привычной серости, неизбежности и хтони — фактически закос под Быкова или Звягинцева. И если вы не любите такие кинокартины, заставьте себя досмотреть хотя бы до барабанной установки, когда окончательно происходит слом в восприятии — как у героя, так и у зрителя. В голове постоянно мелькает мысль: «Что за бред вообще?», а Николай Фролов выражает это вслух с экрана: «Абсурд какой-то».
Так и есть: полицейские почему-то начинают спрашивать, какое население у Подольска, что главный герой видит из окна электрички и чем его родной город хуже Амстердама. Заодно сотрудники правопорядка заставляют вместе с ними танцевать и петь странные песни вроде: «Ай лёлэ лёлэ лёлэ хэй хэй лёлэ лёлэ». В отделении параллельно с этим гастарбайтеры устраивают рейв. Чтобы сильно не спойлерить (хотя как можно проспойлерить абсурд происходящего), опишем происходящее кратко. Музыкант и создатель великого мема Константин Ступин сказал бы, смотря на это: «Ты втираешь мне какую-то дичь».
Из-за этого слома наблюдать за происходящим становится безумно интересно, потому что невозможно предсказать, что будет через пять минут и чем вообще это всё закончится. Стоит здесь отметить, что «Человек из Подольска» первоначально был пьесой драматурга Дмитрия Данилова, по которой режиссёр Семён Серзин уже ставил спектакль в Волковском театре Ярославля. Поэтому в фильме, конечно, первостепенна пластика актёров и язык повествования. Именно ощущая эту театральность (в самом лучшем значении этого слова), зрителю легче поверить в абсурдность происходящего, которую выразить на сцене чаще всего гораздо легче. И, благодаря этому, кино выходит на абсолютно другой уровень восприятия.
Дебютанты
«Человек из Подольска» — тройной кинодебют. Это первый фильм для театрального режиссёра и актёра Семёна Серзина, первая экранизация для драматурга Дмитрия Данилова и первая кинороль Вадика Королёва, который известен большинству как солист группы OQJAV. Причём если для многих это была первая большая киноработа, то сам текст, то есть пьеса, уже давно обросла различными постановками, популярностью в инди-театральных кругах и даже «Золотой маской» (за лучшую работу драматурга).
Возможно ли было, будучи дебютантами, испортить филигранно написанный текст? В целом, да. Но у команды получилось сделать достойный фильм, добавив в пьесу элементы, присущие только кино. Например, в сюжете случается флешбэк из детства героя, который показан не через театральную условность, а в лоб, что погружает и работает сильнее.
Вообще дебюты — это всегда про любовь и искренность. Когда режиссёры снимают свои первые картины или актёры играют свои первые большие роли, они ещё не отёсаны привычными рамками и не погружены в рутину кинопроизводства. В них всегда есть ещё та свежесть самовыражения, которую безумно интересно разглядывать. Да, тут часто может случиться «первый блин комом», или могут не сработать те идеи, которые закладывались первоначально, или на поверхность вылезут косяки, которые обязательно появляются из-за неопытности, но кому какое дело? На то он и дебют. Тем более Серзину и Королёву удалось все эти косяки спрятать за мощным и увлекательным текстом Данилова.
Российская комедия без буэ-эффекта
Если разбудить вас среди ночи и заорать: «А ну быстро назови три современных российских комедии», то что первое придёт в голову большинства? Скорее всего, что-то из разряда «Горько» или «Самый лучший день». Или, не дай бог, «Бабушка лёгкого поведения». Современный прокат и вершину жанра за последние десять лет заполонили исключительно комедии с буэ-эффектом — будь то Сарик, Жора Крыжовников или Марюс Вайсберг. Именно они становятся самыми популярными в прокате, определяя уровень развития всего направления в России. Причём комедийность в фильмах таких режиссёров чаще строится на построении юмора через действия (бухать, блевать, бить).
Более тонких или (простите за это определение) интеллигентных комедий становится всё меньше — их просто нерентабельно производить. Поэтому современные российские комедии, от которых не стыдно и не хочется выколоть себе глаза, ценятся на вес золота. За последний год их можно пересчитать по пальцам одной руки: «Глубже!», «Неадекватные люди 2», «Как Надя пошла за водкой». Что ещё? Вот к этому списку можно точно добавить «Человека из Подольска».
Юмор в фильме создаётся исключительно из бытового фарса и сюжетного абсурда, где смех рождается не из-за конкретных действий, а от положений и ситуаций. Ухмылка на лице зрителя всегда соседствует с фразами в голове вроде: «Что происходит вообще?», и эти эмоции очень ценны, так как эксклюзивны, тем более всё это подается не вымученно, а с лёгкостью, искренностью и отточенным ранее изяществом.
Актёрский состав
Начнём с Вадика Королёва, о котором было написано выше. Вообще он всю жизнь был музыкантом, сочинял и исполнял песни в группе OQJAV, писал саундтреки для спектаклей и фильмов. Параллельно с этим учился на юридическом факультете и даже работал в прокуратуре. Как Вадику удалось выглядеть максимально органично в главной роли с первого раза — абсолютно непонятно. К его игре не возникает ровно ни одного вопроса на протяжении всего фильма.
В целом актёрский состав сложен идеально. Полицейский Владимир Майзингер играл в одноимённой постановке в ярославском Волковском театре, его помощник по сюжету Михаил Касапов — друг режиссёра по «Невидимому театру» Серзина, а «Госпожа капитан» в исполнении Виктории Исаковой отлично дополняет всю команду. Сыгранность и магия между актёрами тоже напоминает о театральном базисе фильма, но ни разу не портит восприятия на экране телевизора.
Хотя опять же, кажется, будто все косяки могут скрываться за первоначальным текстом драматурга Данилова.
Слои восприятия
Естественно, самое интересное после просмотра — разгадать и расшифровать тот самый абсурд, который буквами в фильме прописан на зеркалах, барабанах и стенах подземных переходов. И так как сама форма создаётся на базисе из фарса, зрительские выводы могут варьироваться, что абсолютно логично. Но можно обозначить несколько слоёв, которые лежат на поверхности — дальше вы уже нанизывайте свои собственные ощущения.
По тексту полицейские пытаются заставить главного героя (и зрителей в том числе) перестать быть поглощённым рутинной серостью каждодневного быта, искать красоту в том, что имеешь, и любить свой Подольск так же, как чужой Амстердам. Если выражать это в более конкретные выводы, то получится очень пошло и скучно: «Ребята, ловите кайф в каждую минуту времени, любите свой родной город и себя в нём, наблюдайте за происходящим вокруг, не утыкаясь в телефон». Звучит так себе, да, лучше оставить эти выводы на ощущенческом уровне, на котором у фильма хорошо получается разговаривать.
Параллельно с этим сам выбор жанра в современной России выглядит максимально точным. В комментариях в фейсбуке и твиттере под любыми политическими или законотворческими новостями всё чаще встречаются фразы вроде: «Ну это уже фарс какой-то», потому что часто невозможно поверить в происходящее. Поэтому абсурд «Человека из Подольска» в полицейском отделении — самая точная форма, которая может быть выбрана сейчас.
В общем, тут ещё можно долго продолжать восхвалять этот фильм, но просто посмотрите его, наконец. Если не на Premier, то в кино — его в начале года продолжают показывать в паре-тройке столичных кинотеатров.