7 июня вышел новый альбом Charli XCX — BRAT. Десятая студийная пластинка британской певицы показывает, насколько разнообразной может быть поп-музыка в настоящее время. BRAT умело лавирует между легкомысленным плейлистом для вечеринок и глубинным анализом проблематики современной музыкальной индустрии. Альбом — исследование тем зависти, женской дружбы, самоопределения и, как ни парадоксально, возможного материнства, приправленное сбивающими с толку клубными ритмами. Что выделяет BRAT на фоне других поп-альбомов этого года? И при чём здесь нелегальные рэйвы? Разбираемся в статье.
I’m famous, but not quite
Как Charli XCX стала иконой британской поп-сцены? Девушка делает музыку с четырнадцати лет. Ранние треки певицы были выпущены на личной странице на MySpace под именем Шарлотта Эйтчисон. Это привлекло внимание аудитории — начинающую исполнительницу стали приглашать на вечеринки и другие музыкальные ивенты, несмотря на то что ей было всего четырнадцать, и происходящее оставалось не совсем легальным. В то же время Эйтчинсон взяла более звучный псевдоним Charli XCX.
После прорывного успеха композиции I Love It (2012), записанной совместно со шведским дуэтом Icona Pop, девушка выпустила дебютный альбом True Romance (2013). В это же время она забрала документы из музыкальной академии, чтобы начать полноценную карьеру. После выхода двух синглов в интервью изданию Popjustice Чарли рассказала о завершении работы над следующей пластинкой.
Второй альбом Sucker (2014) стартовал с 28 строчки американского Billboard 200. Среди громких треков выделяется фит с другой признанной певицей Ритой Ора. В треке Doing It девушки говорят о любви на одну ночь. В этот период Чарли также выступала на разогреве у таких мастодонтов сцены, как Coldplay и Paramore. Далее в 2015 году певица отправилась в первый мировой тур.
Чарли окончательно закрепилась на поп-сцене вместе с альбомом Crush (2022). Концептуальная пластинка, настроенная на радио (на широкую аудиторию слушателей), позиционировала XCX как поп-диву, о которой должен знать каждый. Проект окупился — релиз занял первое место в британских чартах, а одна из композиций стала саундтреком для нашумевшей «Барби». Тем не менее, слащавые тексты и попсовое звучание начали раздражать Чарли, чьё знакомство с музыкой началось на нелегальных рейвах, а не на красных ковровых дорожках, как это часто бывает с современными поп-исполнителями. Об этом певица рассказала в интервью изданию The Guardian.
«Индустрия сильно изменилась. Мне так долго говорили, что я аутсайдер. Я никогда по-настоящему не чувствовала себя принятой на британской музыкальной сцене. Я девушка, которая колеблется между андеграундом и поп-музыкой, и некоторым людям действительно трудно смириться с этим».
— Charli XCX
Say that I like singing these songs you left behind
BRAT со своей ярко-зелёной обложкой знаменует новый виток в карьере певицы. Чарли уходит от мира гламурного шоу-бизнеса в ночные клубы — туда, где зародился жанр хайперпоп. Альбом пропитан атмосферой вечеринки, липких танцполов и неоновых прожекторов, от которых рябит в глазах: «Это грусть, красота и неподвижность ночных клубов. Я думаю, это воздействует на меня почти химически».
Наряду со многими другими отсылками в случае с Brat символизм альбома кроется в самом названии. В английском слэнге этим словом обозначают детей или в более грубом варианте «сопляков», неподдающихся контролю. В альбоме певица делится собственным опытом, жизненными уроками и наблюдениями из самых разных уголков музыкального мира. Также артистка высказывается о тенденциях последнего времени и осуждает принижение андеграунд-культуры.
Always gonna lose to people playin' it safer
«Эпоха слезливо-лиричной поп-музыки кончилась» — эта мысль сквозной нитью тянется сквозь альбом. Поп-исполнители новой школы вроде Шона Мендеса и Тейлор Свифт соревнуются в осознанности — каждый из них в текстах старается подвергнуть анализу рутинные проблемы, которые другие успели обсудить уже сотни раз. BRAT бросает вызов этой тенденции.
«Моя лирика в альбома очень похожа на тексты, которые я отправляю своим друзьям в переписке. Я не беспокоилась о рифме или традиционных вещах. На самом деле я хотела передать ощущение хаоса и высказать все те самые грубые вещи, которые приходят мне в голову».
— Charli XCX
Альбом чем-то походит на журнал наблюдений певицы. В нём Чарли говорит и о интернет-обольстительницах, и о непрекращающемся соперничестве поп-звёзд, и о том, как современные стандарты красоты заставляют музыкантов меняться ради успеха. Например, в треке Sympathy is a knife большое место отведено женской конкуренции на сцене: «Потому что я даже не смогла бы быть ею, если бы попыталась. Я противоположность, я на другой стороне».
В композиции Mean Girls Чарли говорит о девушках: «Да, сейчас 4 часа утра, и она где-то там. С острым, как бритва, язычком, прилипшим к тонким сигаретам». В треке певица подробно описывает своё представление о «дрянных девчонках», используя несколько поп-культурных стереотипов. В представлении XCX они слушают Лану Дель Рей, стараются быть болезненно стройными и флиртуют с каждым встречным. Такие «безликие» девушки часто встречаются на просторах социальных сетей. Стоит отметить, что в этой песне Чарли затрагивает проблематику целого поколения, выросшего в эпоху Tumblr, Arctic Monkeys и красных Marlboro.
Певица обращается к другим исполнителям, призывая их быть самими собой. Возможно, это долгожданный финал эры «подражательной попсы», которая получила активное распространение после пандемии. По мнению Чарли, за ней следует новый рассвет беспорядка, быстрых автомобилей и клубной классики.
I think about it all the time, that I might run out of time
Чарли рассуждает о значимости девушек в музыкальной индустрии. В последние десять лет поп-сценой правят сильные и независимые женщины, которые поют о мире и любви, через пресловутую призму «я всего добилась сама». Артистки меряются достижениями, стараясь сохранить полюбившийся фанатам образ, в то время как СМИ только подливают масла в огонь, провоцируя сплетни и скандалы — чего только стоит многолетнее обсуждение Хейли Бибер и Селены Гомез на просторах интернета.
В треке I think about it all the time Чарли рассуждает о том, как материнство повлияет на её карьеру поп-дивы, а в Girl, so confusing исследуются противоречивые отношения с другой исполнительницей, с которой публика сравнивает её на основании «одинаковых причёсок».
Подобные мысли контрастируют с современными устоями. За последние десять лет слушатели привыкли наблюдать за звёздными скандалами. Чарли же говорит о другом. По её мнению, девушки должны держаться вместе, потому что на них и так оказывается слишком много давления со стороны СМИ и фанатов. Также XCX много рассуждает о материнстве, ведь именно на этом, зачастую, и заканчивается карьера успешных певиц.
When I go to the club, I wanna hear those club classics
Несмотря на то, что альбом посвящён эстетике тусовок и рейвов, Чарли избегает одного из клише — разговоров по душам в туалетах ночных клубов. Это часто показывают фильмах и сериалах, однако в BRAT основной локацией для разговоров выступает танцпол. При помощи мощного электронного инструментала Чарли подчёркивает катарсис ночного клуба и призывает слушателей изгонять душевную боль на танцполе, а не в «пропитанных слезами туалетных кабинках». Подробнее об этом певица рассказала в интервью британскому Rolling Stones.
«На самом деле я избегаю туалетов в ночных клубах. Мне не нравятся эти драматичные разговоры по душам с незнакомцами, потому что они меня действительно раздражают. Я такая: “ты убиваешь мой вайб”. Типа, я просто хочу танцевать».
— Charli XCX
В треке Club Classic певица умело погружает аудиторию в атмосферу ночного клуба — в тексте Чарли говорит о потных телах, которые двигаются, как один организм, и липком полу в пятнах от пива и приторных коктейлей. В этом скрывается гораздо больше глубинных поддекстов. Например, Чарли часто мысленно обращается к своему бывшему менеджеру и хорошей подруге Софи, которая ушла из жизни в 2021 году. В So I певица говорит о всех сложностях, которые преследовали их дружбу: «Жаль, что я не попыталась притянуть тебя ближе. Ты сильно толкнула меня, заставила сосредоточиться».
Собственными переживаниями Чарли поделилась в интервью изданию The Face:
«Я не чувствовала, что была недостаточно волшебной для этого невероятно волшебного человека. Мне стыдно, что теперь у меня больше нет возможности испытать это, потому что она ушла. Мне стыдно за то, что я трусиха. Об этом трудно писать. Мне грустно за себя, что я не видела и не принимала всего, что мог предложить этот человек».
— Charli XCX
Yeah, I wanna dance to me
Музыкальная составляющая альбома стала более ритмичной и резкой. В BRAT можно услышать много электроники, синтов и синтезатора — последний передаёт переживания певицы. Инструмент звучит ярче в моменты, когда лирика имеет особое значение. По сравнению с двумя предыдущими релизами — How I’m Feeling Now (2020) и Crush (2022) — альбом кажется более грубым, дерзким и в какой-то степени диким. Подобное звучание — очередной протест современным устоям поп-индустрии.
Что пишет об альбоме западная пресса?
ApNews: «Шестой альбом английской поп-певицы и автора песен Charli XCX — Brat колеблется между гедонизмом и тревогой. Он похож на йфорию поздней ночи на танцполе и подкрадывающуюся тревогу следующего утра. В этом можно найти отсылку на творческий путь самой Чарли: от статуса поп-королевы андеграунда до частичной мейнстримности».
Rolling Stone: «Видно, что над альбомом Brat Чарли работала усерднее, чем когда-либо прежде. И пока лирическая героиня певицы кружится на танцполе, в голове у неё вращается спираль из неуверенности и страхов, припасённых на следующее утро».
NME: «Альбом рисует картину того, кто такая XCX в 2024 году. Горе и щемящие сомнения идут вразрез с уверенностью в себе, торжеством и осознанием места, которое XCX занимает в музыкальном ландшафте. Альбом начинается со смелого заявления: "Я пошла своим путем и у меня получилось. Я твоя любимая эталонная малышка". В BRAT XCX демонстрирует, что только искренняя музыка может звучать хорошо».
All this sympathy is just a knife
Что слушатели получили в итоге? BRAT — альбом, пронизанный духом бунтарства. Пластинка зайдёт любителям техно и раннего творчества Charli XCX. Но что ждёт слушателей дальше? В музыкальной индустрии намечаются очередные разборки с участием Тейлор Свифт и Charli XCX.
В треке Sympathy is a knife из альбома BRAT Чарли нелестно высказалась об отношениях Свифт и вокалиста группы The 1975 Мэттью Хилли — сама XCX помолвлена с их барабанщиком, поэтому могла наблюдать за романом своими глазами. О Тейлор певица говорит следующее: «Не хочу видеть её за кулисами шоу моего парня. Скрестив пальцы за спиной, я надеюсь, что они быстро расстанутся».
Вопреки милому сценическому образу Свифт известна своей стервозной натурой, так что певица незамедлительно отреагировала на выпад в её сторону. Артистка выпустила новую версию сингла The Tortured Poets Department с бонусными треками, только для жителей Великобритании. Очевидно, певица пыталась повлиять на ранжирование чартов, где у BRAT были высокие шансы занять первую строчку, но не вышло — Тейлор её обошла. Ситуацию мог усугубить и сам Мэттью Хилли. На одном из прошлых концертов, музыкант сделал предложение своей новой девушке — топ-модели Габбриет Бектель.