Немецкий режиссёр Бора Дагтекин решил стряхнуть пыль с фэнтезийных комедий и снял «Зачётную принцессу» — историю о блогерше, попадающей в сказочный мир. В кино картину можно будет увидеть уже 19 сентября, а пока посмотрим, получилось ли переосмыслить старые-добрые сюжеты про принцесс.
Поколение, выросшее на «Заколдованной Элле», «Сидни Уайт» и «Истории Золушки» как с Хилари Дафф, так и с Селеной Гомез, уже вдоль и поперёк изучило фэнтезийные комедии. Одна только «Зачарованная» 2007 года чего стоила: красотка Эми Адамс попадает из сказочного мира в США и пытается понять, почему люди вокруг не поют, злятся да ещё и требуют с неё какие-то деньги. Жанр в целом прост и рассчитан на конкретную целевую аудиторию — девочек-подростков, верящих в прекрасных принцев и волшебство. Увы, эра социальных сетей показала, что не всегда сказка — это большой замок, фея-крёстная и «долго и счастливо», поэтому с нулевых подобные фильмы выходят редко. «Зачётная принцесса» — большое исключение.
Начнём не с самой лучшей части фильма — сюжета. Юная и довольно посредственная блогерша Шанталь пытается прославиться, но постоянно попадает впросак: то клей для губ делает её посмешищем, то идеи называют слишком экстравагантными, то окружающие тыкают пальцем и советуют найти нормальную работу. Всё бы ничего, но героиня так просто на сдаётся и продолжает попытки стать известным инфлюенсером, участвуя в конкурсе на лучший промо-ролик жвачки с хлопьями. Увы, несчастный случай (если множественные оскорбления волшебного зеркала так можно назвать), заставляет Шанталь и её близкую подругу Зейнеп попасть в сказочный мир в роли наследной принцессы и ведьмы соответственно. И с этого момента начинаются большие проблемы.
Помните пародийные комедии в стиле «Очень страшного кино», «Очень голодных игр» и «Пятидесяти оттенков чёрного»? «Зачётная принцесса» пытается играть на том же поле и быть пародией на весь жанр блого-фильмов, а заодно и хорошо высмеять типичные сказочные тропы, но безуспешно. Большая часть шуток и гэгов несмешные (потому что либо неоправданно жестокие, либо просто старые), сказочные персонажи в стиле Феи-крёстной и Аладдина появляются только ради упоминания и совершенно непохожи на себя. Даже троп «я самая сильная и спасу себя сама» в контексте Шанталь выглядит странно, потому что все проблемы, с которыми сталкивается героиня, она получила из-за собственных наглости и невежества. Образ блогера только ухудшает положение — в 2024 году уже нельзя делать картины о «злых, глупых, грубых» инфлюенсерах, потому что блогосфера уже слишком сильно приблизилась к уровню кинозвёзд.
Но самая большая проблема — в фильме нет как такового момента перевоспитания героини. Ей не хочется сопереживать. Да, в финале Шанталь получает искупляющий монолог, в котором объясняет своё поведение и отказывается от дерзости в пользу всего доброго и хорошего, но по ходу фильма все её действия ведут к совершенно иным мыслям. Шанталь не растёт как личность, а скорее просто издевается над окружающими.
К слову о них, второстепенные персонажи хоть и обыгрывают самые типичные клише, но на фоне главной героини представлены в более выгодном свете. Например Зейнеп — хоть и взбалмошная, зато находчивая и верная, потому что идёт за Шанталь на край света. Все принцы, конечно, одинаковые алкоголики, зато даму до свадьбы в постель не кладут. А злая ведьма не такая уж и мерзкая — с приветом, зато обоснованным. Если закрыть глаза на то, что сюжет двигает слишком высокомерная пародия на блогера — можно найти неочевидных хороших героев, скрытых за жванием жвачки и постоянными криками «Снимай быстрее, контент пропадает»!
Также фильм можно похвалить за атмосферу — декораторы действительно хорошо поработали над воплощением «сказочного зазеркалья»: здесь и шикарные кровати с балдахином, и громоздкие обеденные столы из красного дерева, и так много золота, что точно не возникает сомнений в богатстве короля. Стоит отметить работу над костюмами — может быть платья и фраки не так детальны, как в последних «Золушке» и «Красавице и Чудовище» от Disney, но выглядят достойно и завораживающе!
Но главное достоинство — возвращение в эпоху нулевых: всё-таки фэнтезийных комедий для тех, кто верит в «долго и счастливо», практически не выходит. Да, у Бора Дагтекина не получилось перевернуть жанр или сделать его более современным, но в случае подобных историй этого и не нужно. «Зачарованную» и «Сидни Уайт» мы все любили за наивный юмор, простые смыслы и читаемые отсылки на сказки из детства. Несмотря на весомый минус в лице главной героини, «Зачётная принцесса» всё ещё напоминает: сказка где-то там, под рукой, надо просто приложить немного усилий, чтобы найти её. Так что, если вы скучали по культовым комедиям нулевых, но почему-то решили не пересматривать их в очередной раз, картина Бора Дагтекина — неплохая альтернатива. Но советую запастись терпением и ни в коем случае не жвать жвачку в зрительном зале.